3 марта в московском культурном центре "Покровские ворота" прошла официальная презентация русскоязычного перевода энциклики Папы Франциска "Fratelli tutti" ("Все братья"), которая была обнародована в конце прошлого года. Что интересно: русскоязычный перевод был сделан мусульманами (издательским домом "Медина" в сотрудничестве с Международным мусульманским форумом) и опубликован на Рождество. В презентации приняли участие, помимо представителей католичества, представители исламского духовенства, еврейские раввины и представитель РПЦ (а также представители власти и дипломаты). Папа Франциск направил короткое письмо в связи с этим событием.

Я прослушала мероприятие в записи на ютубе и оно мне в общем и целом понравилось. Это очень здорово, что представители разных религий готовы назвать друг друга братьями. Понятно, что не все миряне быстро готовы согласиться, но хорошо, что духовенство показывает пример и призывает к этому.

Лично для меня здорово звучит то, что мусульмане являются нашими братьями. Мы более-менее привыкли к тому, что наши братья - иудеи. Потому что Библия в части дохристианских книг у нас одна, а Иисус родился в Израиле. Теперь нашими братьями названы мусульмане. Это отлично. Я очень этому рада. Хотя прекрасно знаю, что не все христиане готовы к принятию этой идеи. Но это одна из причин, почему мне ближе католичество, несмотря на то, что по некоторым вопросам оно консервативнее других (и я этот консерватизм не разделяю).

Если серьезно, то папа Франциск, конечно, имел ввиду общечеловеческое братство. Но представителям трех монотеистических религий проще воспринимать братьями в первую очередь друг друга. По крайней мере, Коран выделяет христиан и иудеев особым образом.

Энциклика папы Франциска фактически утверждает мультикультурализм: люди разных культур могут жить вместе в мире и дружбе, не отказываясь при этом от собственной идентичности. Мне понравились слова папского нунция во время презентации, который уподобил многообразие культур в мире мозайке, состоящей из разных цветов, и симфоническому оркестру с множеством инструментов, играющих разные ноты.

"Все вместе эти частицы и ноты образуют великолепное произведение искусства и симфонию. Но, если я сниму только один из этих кубиков или ... Читать дальше »

Категория: Религия и общество | Просмотров: 52 | Добавил: Klara | Дата: 05.03.2021

Вчера все вспоминали Михаила Горбачева. Ему исполнилось 90 лет. Мнения о нем различны и так много сказано, что я хочу поделиться лишь общими размышлениями о тех идеях, с которыми он ассоциируется у меня лично.

Эпоха Горбачева была временем моей ранней юности, когда я кончала школу. Это время запомнилось мне появлением таких понятий как "гласность" и "плюрализм мнений". Как нам не хватает этого сейчас!

Особенно я ценю понятие плюрализма. Есть много разных точек зрений это факт. Но люди часто зацикливаются на какой-то одной идеологии и замыкаются в рамках одной узкой группы. Терпимости и толерантности к другим точкам зрения мало. Это наша проблема. Многим оказывается свойственно тоталитарное мышление. Желание заткнуть рот оппонентам. Мой идеал это свобода, когда нормой общества является плюрализм мнений, и люди имеют право свободно высказывать мнения (причем не в одном интернете, но на любой публичной трибуне).

Горбачев, безусловно, открыл дорогу к демократии. Его считают демократическим социалистом. Проблема в том, что очень многие связали демократию с капитализмом. Возможность демократии в рамках какой-либо левой политики до сих пор не понята многими нашими либералами. Но капитализм, порождая социальное неравенство, не может обеспечить в полном смысле свободу. Кроме того, сейчас мы увидели новые проблемы западной демократии, такие как усиление национализма, расизма и мигрантофобии.

Горбачева обвиняют в распаде Советского Союза. Но этот распад мотивировался как раз усилением национализма. Люди хотели свободы, однако, не имея никакой альтернативной идеологии, они вдохновлялись национализмом. Некоторые постсоветские страны в результате этого лишены демократии: это традиционно-мусульманские страны и Беларусь. Да и в России демократия сильно урезана, так что сложно сейчас называть нашу страну демократической. Это результат консервативного сдвига вправо.

Сейчас видим доминирование националистической идеологии в демократических странах Прибалтики и Украине. Но где взять альтернативу, если левая идеология до сих пор ассоциируется с несвободой? Для меня такой альтернативой является социал-демократия и идеи демократического социализма (в какой форме он может осуществляться это вопрос дискуссионный).

... Читать дальше »

Категория: Религия и общество | Просмотров: 65 | Добавил: Klara | Дата: 03.03.2021

На Портале Предание.Ру обнаружился цикл лекций Петра Рябова "Анархия и религия". Прослушала первую лекцию "Христианство и анархизм" и собираюсь слушать другие.

Не скажу, чтобы первая лекция была очень подробна в плане разбора различных движений, но автор предупредил, что это общий обзор этой темы и в этом качестве интересно иметь представление.

К анархизму, связанному с религией, автор отнес два типа движений. Один тип это собственно религиозные течения, которые отторгают государство и официальную религию. Обычно такие движения относят к сектантству. Но исторически они развиваются неодинаково: одни остаются сильно замкнутыми и отгороженными от мира, другие преобразуются в социально активные.

Ко вторым упомянутым можно отнести, например, квакеров (хотя они разнообразны: часть из них остается очень консервативной, в то время как другие достаточно открыты и либеральны). Мне ближе, конечно, современные социально активные движения.

Другой тип анархизма, о котором говорит Рябов, это светские люди, которые могут быть вовсе нерелигиозными, но испытывать на себе влияние христианских идей, таких как поиск правды, защита угнетенных и мученичество, которое ассоциируется с репрессиями за правду.

Этот тип отчетливо связывается с российской дореволюционной эпохой. Автор приводит в пример строки стихотворения Некрасова, посвященное Чернышевскому: "Его еще покамест не распяли, Но час придет — он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе". Сюда можно было бы отнести многие литературные произведения той эпохи: известный роман "Мать" Горького, поэму "Двенадцать" Блока и многое другое. Все эти произведения пронизаны христианскими аллегориями и это не случайно.

Лично мне весьма близко такое ощущение присутствия христианства в нерелигиозных людях. Необязательно той эпохи и необязательно революционных. Возможно по-разному. "Дух дышит, где хочет", сказано в Евангелии, и не обязан вписаться в доктринальные представления и церковные рамки.

Бывают примеры христианского анархизма внутри традиционных церквей. Я совершенно не думаю, что анархизм это обязательно отход от традиционной церкви. Известным ... Читать дальше »

Категория: Религия и общество | Просмотров: 79 | Добавил: Klara | Дата: 25.01.2021

Сенат Аргентины одобрил законопроект о легализации абортов. Отныне в этой стране будет разрешено прерывать беременность на сроке до 14 недель. Проект закона был внесен президентом Аргентины Альберто Фернандесом, и 11 декабря проект одобрила нижняя палата парламента.

Ранее аборт можно было сделать только в случае изнасилования и при угрозе жизни матери. При этом нелегальные аборты были главной причиной материнской смертности. Около 38 тысяч женщин ежегодно оказывались в больницах из-за осложнений, вызванных подпольными абортами. Как правило, такие нелегальные аборты являются основным аргументом в пользу легализации.

Есть и другие соображения. Как я писала ранее, запрет аборта лишает женщину свободы выбора, который сам по себе предполагает как возможность аборта, так и осознанный выбор материнства. Выбор работает в обе стороны, а не в одну. Лишение женщины выбора превращает материнство в с трудом избегаемую обязанность, что феминистки называют репродуктивным насилием. Это насилие с этической точки зрения обесценивают само материнство. Женщина - это свободная личность, а не секс-машина и не инкубатор для рождения детей.

Еще одним аргументом, важным для меня лично, является то, что в современном обществе запрет абортов является по сути результатом клерикализации. Клерикализация это то, что навязывается людям с помощью государства, а не путем убеждения, размышления, работы совести и свободного выбора. Морально-этические нормы, как и вера в целом, должны быть предметом свободного выбора. Навязывать человеку эти понятия совершенно неприемлемо и часто это вызывает у людей неприязнь и отторжение. В современном обществе это просто тупиковый путь.

Что касается идеи приравнивания аборта к убийству, как я уже писала, статус плода является спорным вопросом, на который разные религиозные конфессии отвечают неодинаково, и даже в истории христианской церкви были разные точки зрения о зародыше и об абортах на ранних сроках беременности.

Кроме того, для меня является важным и соображение о том, что никакое действие человека невозможно оценивать само по себе вне контекста всех обстоятельств. Возможно, это одна из причин, по которой в Евангелии сказано: "не судите". Вместо того, чтоб судить людей, лучше размышлять о причинах их (и своих собственных) дейс ... Читать дальше »

Категория: Религия и общество | Просмотров: 101 | Добавил: Klara | Дата: 30.12.2020

Выборы в США. Что значит победа Байдена. Прежде всего победа демократического кандидата это хорошо для всех, кто чтит ценности демократии: свободу, равенство и братство всех людей, независимо от их различий.

В противоположность этому ценность республиканцев это культ капитализма. Власть капитала и социальное неравенство. В правление Трампа, однако, к этому добавлялся вдобавок классический клубок ультраправых пороков: национализм, расизм, сексизм (обычно еще и гомофобия, но, видимо, Иванка убедила отца от гомофобной риторики воздерживаться).

Самым отвратительным становится то, что этот клубок социальных пороков подается в одном флаконе с религией. Религиозный фундаментализм никогда не поддерживает не только либеральные ценности, но и образование. Ядерный электорат Трампа, в отличии от Байдена, - это малообразованные люди.

Лично для меня победа Байдена особенно радостна тем, что он является представителем либерального католичества. Оно существует, как существует либерализм во всех религиозных конфессиях.

Камала Харрис является либеральной баптисткой. Совсем немыслимое в российских реалиях явление. Первая женщина вице-президент, "цветная", женщина из мультикультурной семьи. Она олицетворяет ценности равенства и толерантности. Отличный выбор Байдена. Я очень рада такому выбору.

Категория: Религия и общество | Просмотров: 111 | Добавил: Klara | Дата: 08.11.2020

Новость о том, что папа Франциск поддержал легализацию однополых гражданских союзов в действительности новостью не является. Точнее, является новым то, что это прозвучало в документальном фильме. Но ранее он об этом же упоминал в 2017 г. в интервью французскому писателю Доминику Вольтону, где на вопрос об однополых браках сформулировал так: "назовем это гражданскими союзами". Формулировки очень важны, но в нашей российской реальности большинству непонятны.

Также в 2014 Франциск говорил о гражданских союзах в интервью итальянской газете Corriere della Sera, где он признал, что государства, принимающие законы о гражданских союзах, делают это в первую очередь для того, чтобы предоставить однополым партнерам юридические права.

Принципиально важно, что речь идет о гражданском, а не церковном пространстве. По сути обсуждаются вопросы дискриминации. О недопустимости несправедливой дискриминации гомосексуальных лиц написано в католическом катехизисе. Новизна в том, что ранее это не относили к вопросу регистранции однополых семей. Возможно, именно в направлении недопустимости дискриминации будет развиваться взгляд на юридическое признание однополых союзов в гражданском пространстве, однако, на данное время скорее всего трактовки этого будут расходиться.

Сложность заключается в том, что ранее предшественники папы Франциска и конгрегация доктрины веры высказывались в противоположном ключе. В этом отношении представляется, что Франциск хотел бы совершить некий прорыв. Ведь существование однополых пар это реальность. Нельзя закрывать глаза на то, что они существуют.

В 2013 г. я переводила подборку зарубежных СМИ, где освещались сведения о том, что до того, как Франциск стал папой, он предлагал признание однополых гражданских союзов в Аргентине вместо однополых браков. Это было предложение компромиссного варианта. Однако, оно не было принято большинством и поэтому о нем не было никаких объявлений публично. В новом документальном фильме Франциск, возможно, косвенно подтверждает эти данные, говоря, что и в прошлом он поддерживал такие союзы.

Новый документальный фильм под названием "Франческо" рассказывает, как пишут, о разных аспектах социального учения папы и его деятельности по поддержке всех угнетаемых групп: бедных, мигрантов, всех те ... Читать дальше »

Категория: Религия и общество | Просмотров: 102 | Добавил: Klara | Дата: 22.10.2020

Вчера была обнародована новая энциклика папы Франциска, посвященная братству людей (Fratelli tutti, что значит: Все братья). Энциклику приветствовал в твиттере верховный имам университета Аль-Азхар д-р Ахмад Аль-Тайиб, назвав папу своим братом.

Из описания видно, что папа уделает внимание (в числе прочего) мигрантофобии: каждая страна, принадлежит также и иностранцу, и в благах определенной территории нельзя отказывать нуждающимся, которые происходят из других мест. Естественное право на частную собственность, таким образом, отходит на второй план по сравнению с универсальным предназначением сотворенных благ.

Энциклика осуждает: безразличие к общему благу; преобладание логики рынка, основанной на прибыли и на культуре отбросов; безработицу, расизм, нищету; неравноправие, злоупотребления в отношении женщин и тп. Папа призывает увидеть лик Христа в каждом отверженном.

Два вопроса явно демонстрируют развитие католического учения: папа утверждает, что в современных условиях не должно быть понятия "справедливой войны", и не должно быть места смертной казни. В прошлом учение допускало войны в определенных случаях, хотя в целом война осуждалась, и смертная казнь считалась иногда допустимой. Сейчас этого нет, а о смертной казни было внесено изменение в катехизис.

Также папа призывает к религиозной свободе и диалогу религий, отмечая, что терроризм не порождается религией, но его причины заключены в неверной интерпретации религиозных текстов, а также в политике голода, нищеты, несправедливости и угнетения.

На данный момент энциклика доступна на английском и нескольких других языках на сайте Ватикана. На русский пока что не переведена. На русском языке имеется пока только на сайте "Новости Ватикана" пересказ основных идей (на чем и основан мой постинг, но я сильно сжала это изложение). 

Категория: Религия и общество | Просмотров: 112 | Добавил: Klara | Дата: 05.10.2020

Кандидатка на должность судьи Верховного суда США Эми Кони Барретт может стать шестым представителем католической церкви в текущем составе судей. Из 9 судей 5 являлись католиками (хотя один из них посещает протестантскую церковь) и троя - евреи (включая покойную Рут Гинзбург, чье место может занять Барретт).

Одна из 5 католиков-судей (Соня Сотомайор), была назначена демократическим президентом, а остальные четверо (Джон Робертс, Сэмюэл Алито, Кларенс Томас и Бретт Кавано) - республиканцами. В числе причин такого доминирования католиков в Верховном суде аналитики называют высокий уровень образования в католических школах, культурную традицию католичества (ее связь с юриспруденцией, идущую еще с Дневнего Рима, добавлю от себя).

Отмечается также консерватизм в случае судей, назначенных консерваторами, но, конечно, возникает вопрос: почему республиканцы не назначают судей-евангеликов? Вероятный ответ, с моей точки зрения, это все же уровень образованности.

Эми Кони Барретт - не вполне традиционная католичка в нашем представлении: она является членом экуменической харизматической группы, где подавляющее большинство составляют католики. В Америке много интересного.

Само по себе официальное учение католической церкви никак нельзя назвать вполне соответствующим программе республиканцев, как и программе демократов, что создает возможность поддерживать как одну, так и другую партию. Республиканская партия это преимущественно партия белых евангелистов (они составляют подавляющее большинство). Американские католики разделены по политическим взглядам: многие латиноамериканцы предпочитают демократов. С республиканцами официальное католическое учение имеет одну общую точку пересечения это аборты. Другая общая область - вопросы лгбт - в настоящее время отошла на задний план и стала менее актуальна.

Вообще, с моей точки зрения, демократы имеют больше общего с католичеством, чем республиканцы, но отталкивать могут крайние позиции по абортам определенной части демократов. В случае избрания Джо Байдена он станет вторым президентом-католиком в истории США.

Категория: Религия и общество | Просмотров: 109 | Добавил: Klara | Дата: 30.09.2020

Видео выступления Папы Франциска на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (перевод на русский язык).

В выступлении затронуты многие актуальные проблемы, такие как: пандемия, солидарность людей, забота о бедных, доступное здравоохранение, помощь бедным странам, забота о беженцах, критика уклонения от налогов и растущего неравенства, забота о детях (об их образовании и о семье), критика эксплуатации женщин, контроль над вооружением, критика политики санкций (которые подрывают экономику) и т.п.

Категория: Религия и общество | Просмотров: 253 | Добавил: Klara | Дата: 30.09.2020