1 2 »

Библия - священная книга для многих верующих. Хотя в разных конфессиях традиции ее толкования в той или иной мере различны, все христиане, а также и иудеи, обращаются к ней как откровению свыше, при помощи которого Бог обращается к человеку. Если вы читаете Библию, пожалуйста, не забывайте исследовать разнообразие трактовок библейских текстов.

Кроме того, стоит помнить о том, что подавляющее большинство из нас читают перевод оригинала, а не подлинники. Даже те переводы, которые воспринимаются как привычные и традиционные, могут содержать определенные неточности, искажающие или затуманивающие смысл.

Приведу пример. Во второй книге Царств рассказывается о победе царя Давида над столицей Аммонитского царства Раввой. В синодальном переводе читаем такой текст: "А народ, бывший в нем, он вывел, и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами аммонитскими" (2 Цар. 12, 31).

Что доносит нам такой перевод? Давид пилил пилами, рубил топорами и сжигал в печи народ побежденного города! На самом же деле при обращении к оригиналу выясняется, что корректно это повествование должно звучать таким образом: "И народ, который он вывел, приставил к пиле [в собирательном смысле, то есть „сделал пильщиками”], и к резцам железным [„молотильням”] , и к секирам железным, и перевел их к печам для обжигания кирпичей [ „к производству кирпичей”]".

Таким образом, оказывается, речь идет о том, что население города должно было нести трудовую повинность: пилить и рубить древесину, нечто молотить и делать кирпичи. Но это же совсем иная картина!

Использован источник: Д. В. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. — М.: Теренвинф, c. 477-778.

Категория: Вера и Библия | Просмотров: 16 | Добавил: Klara | Дата: 29.06.2022

В продолжении темы об историческом влиянии христианства на общество. Приходит время от времени такая мысль. Христианство постеренно уводит от ритуалов в мирскую жизнь. Вера и мораль вытесняют традиционно сакральное. Сакральным становится сам человек. Ведь он называется храмом Бога. Молитва заменяет храмовое поклонение.

В протестантизме обряд сводится к минимуму. Жизнь человека становится священнодействием. Не все протестанты это ощущают, конечно. Но очевидно, что это вектор развития христианства. Послереформенное католичество тоже близко подошло к этой идее. Хотя месса по-прежнему провозглашается центром поклонения, все же жизнь человека в миру уже давно занимает важное место в официальном учении.

Возможно, любитель традиции на это возразит, что общество стало безбожным. Я в этом контексте вспоминаю Бонхоффера с идеями о "совершеннолетнем" безрелигиозном мире. Возможно, в этом "взрослении" был промысел Божий. Но не для того, чтоб люди просто совсем утратили веру, а чтоб научились самостоятельности. Также чтоб пересмотрели примитивные взгляды о религии и Боге.

С другой стороны, наивно предполагать, что в прошлом люди жили в прекрасном религиозном мире, а сейчас живут в отвратительном мире без религии. В действительности мир прошлого не был прекраснее нынешнего. Зло и грехи были всегда. Некоторые скажут, что раньше было гораздо хуже. Я тоже склонна так думать.

Параллельно возникает другой вопрос. С точки зрения религиозного отношения интересно, в чем состоит промысел Бога о массовом перемещении мусульман на Запад? Я категорически не разделяю идей исламофобов. Я верю, что столь массовое явление не может не быть частью промысла Бога. Возможно, мусульмане должны напомнить Западу о Всевышнем, пробудить богопознание и/или интерес к собственной христианской культуре.

Одновременно мусульмане могут почерпнуть больше гуманизма и стать более либеральными. Встреча разных культур может обогатить обе стороны, хотя на поверхности лежит опасность вражды. Но что-то есть важное в этом переселении. Не зря папа Франциск уделяет так много внимания этой теме. Стоит об этом еще размышлять.

Категория: Вера и Библия | Просмотров: 799 | Добавил: Klara | Дата: 27.12.2021

Думала я, что можно написать в честь Рождества. (Хотя в нашей стране Рождество отмечается по юлианскому календарю, я начинаю отмечать Рождество с Западным миром). В этом году мне пришла в голову мысль сказать о том, что христианство очень демократично по своей сути. Это понятно из того, что Иисус очень близок к простому народу. Он родился в хлеву, его семья была бедной, его рождение первыми отметили простые пастухи. Если мы к этому добавим известный догмат о воплощении Бога в Иисусе, то получим потрясающее утверждение близости Бога к самым простым людям.

Можно, конечно, по-разному относиться к теме воплощения Бога. Это не такая простая тема и не случайно христианская церковь оказалась расколота на почве христологии. Но мне кажется очевидным, что культурное влияние веры в то, что в Иисусе каким-то образом Бог снизошёл к миру, повлекло за собой развитие идей гуманизма, и в исторической перспективе это утвердило ценности демократии и прав человека. Хотя в советскую эпоху было принято думать наоборот и сейчас есть немало противников такого видения христианства, просто задумайтесь: почему именно в христианской цивилизации эти идеи получили такое развитие?

Мне кажется очевидным религиозное влияние. Бог оказался близким простому народу, бедным и всевозможным изгоям. Иисус был бедным, он был и странником, и беженцем (семья бежала в Египет), затем он воспитывался как сын плотника, потом проповедовал простому народу, а среди его первых учеников особое место заняли простые рыбаки. Потом христианство стало религией многих рабов.

Только в IV веке, когда христианство приобрело массу сторонников, его принял и император. Объединение власти и церкви привело к разнообразным искажениям веры. Сейчас у многих церковь вызывает лишь отторжение, потому что возникают ассоциации с угнетением. Но угнетение противоречит сути христианства. Иисус Христос был одним из тех, кого угнетали и в конечном счёте убили. Христианство несёт в себе моральный протест против угнетения и утверждает идеологию социального равенства. Хотя надо отметить, что эти идеи содержит в себе уже Ветхий Завет. Христианство, скорее, их развивает, доводя на кульминации. Об этом можно писать много в разных ракурсах. Я, как обычно, пишу коротко в формате соц сети.

Категория: Вера и Библия | Просмотров: 214 | Добавил: Klara | Дата: 26.12.2021

На днях прослушала лекцию в питерском клубе реформистов-иудеев через ютуб. (Нашла такой канал и это первый ролик, который прослушала, буду продолжать). Обсуждали книгу "Когда христиане были евреями". Возможно, книги еще нет на русском языке. Нашла в интернете оригинальное название: When Christians Were Jews: The First Generation. Автор - Paula Fredriksen. Рекомендую эту лекцию тем, кто интересуется иудео-христианскими отношениями и историей.

Речь шла о том, что раннее христианство было иудео-христианским и само христианство возникло как течение внутри иудаизма и изначально не было враждебно к евреям. Об Иисусе в обсуждении было немного. Понятно, что говорить об Иисусе с исторической точки зрения непросто. Были различные попытки поисков исторического Иисуса. В беседе пересказывалась собственно книга и больше говорили об историческом фоне.

Говорили также об апостоле Павле. Интересные мысли, которые на самом деле совпадают с моей личной точкой зрения: апостол Павел не принуждал евреев отказываться от иудаизма, а его "антииудейские" тексты на самом деле связаны с обращением язычников, которые и не должны превращаться в иудеев. Мой взгляд на это сформировался, когда я узнала точку зрения раввина Якова Эмдена, который рассматривал деятельность Павла как превращение язычников в ноахидов. В действительности Новый Завет не дает оснований считать, что апостол Павел призывал иудеев оставить иудаизм. Можно на эту тему порассуждать отдельно. Но сейчас я хотела поделиться роликом этого обсуждения у реформистов.

Пишу в рождественский сочельник, потому что не собралась написать раньше. Но это даже и символично. Тем более, что реформисты это обсуждение организовали как раз в преддверии Рождества. Прослушать можно по ссылке.

Категория: Вера и Библия | Просмотров: 213 | Добавил: Klara | Дата: 24.12.2021

Сегодня буддисты (в том числе россияне) празднуют день рождения Будды. Буддисты верят, что в этот день Будда не только родился, но и достиг просветления, и в этот же день ушел из мира (в паринирвану). Поздравляю буддистов!

Хочу сказать несколько слов о том, что я вижу полезного в буддизме, чему стоило бы поучиться представителям других религий и нерелигиозным людям. Хотя я не могу сказать, что глубоко погружалась в буддизм, но в прошлом, когда "традиционный морализм" консервативного христианства мне опротивел, я читала книги Далай-ламы. Он посвящает много усилий тому, чтоб донести элементарные основы буддизма до светского мира, не призывая при этом всех стать буддистами, но продвигая идеал сострадания и светскую этику.

Буддизм, таким образом, оказывается важен не столько набором доктрин, сколько идеей о том, что человек способен рационально понять важность правильного мышления и поведения. Понять это оказывается в состоянии любой человек. Не надо ничего принимать на веру в обязательном порядке. Нужно размышление, анализ и развитие сострадания. В сущности, в этом основа буддизма, которую могут понять не только буддисты, но и все люди.

Конечно, многие знают о том, что в буддизме есть практики медитации. На простом уровне любую медитацию в целом можно понять как различные методы достижения спокойствия и сосредоточения. В этом состоянии человек способен более трезво мыслить, правильно понимать и оценивать, что происходит, принимать более верные решения и совершать более верные действия. Так я понимаю смысл медитаций простыми словами.

Техники медитации бывают различны и по сути в той или иной мере они присутствуют не только в буддизме, но в разных религиях, в том числе в христианстве. Однако, не всегда христианам хватает рационального осмысления. Часто от церковных людей приходится слышать призывы, что надо делать то или не делать это, потому что так положено: так Бог заповедал или так решила церковная иерархия. Такой подход кажется мне неверным и в современном мире это уже не работает. Люди хотят разумно осмыслить религию и делать то, чего понятен смысл. Вот такому подходу, с моей точки зрения, христианам стоит учиться у буддистов. К этому стремлюсь и я лично.

Буддизм иногда обвиняют в атеизме, однако, в действительности это неверно. Буд ... Читать дальше »

Категория: Вера и Библия | Просмотров: 1532 | Добавил: Klara | Дата: 26.05.2021

На днях я упоминала, что Бога можно воспринимать не только как Отца, но и как Мать, потому что у Него нет биологического пола. Конечно, лучше всего обособлять Бога от любого уподобления человеку. Но безличное Божество это то, к кому или чему сложно личностное обращение. Возможно, по этой причине Бог в Библии открывается посредством различных антропоморфизмов. (В Коране их меньше, и мусульмане этим горды, но все равно некоторые антропоморфизмы там сохраняются).

В иудео-христианской культуре сложился мускулинный образ Бога, ассоциированный с Отцом. Учитывая то, что эта традиция имеет многовековую историю, оказывается непросто добавить уподобление Матери. Хотя это возможно, в религиозных кругах встречает сопротивление.

Однако, оказывается, что у описания Бога есть женские атрибуты. Самый известный из них - женский род Духа Божия. Хотя в русском языке слово "дух" имеет мужской род, в оригинале на иврите "дух" имеет женский род.

Сегодня я обнаружила еще более интересную новость для себя: оказывается, в евангелиях слово "голубь" в текстах о сошествии Духа Святого на Иисуса после крещения тоже имеет граматическую форму женского рода. Это был не голубь, а голубка!

Вот что об этом писал покойный священник Георгий Чистяков (RIP):

"В Евангелии Дух Божий является не в виде голубя, как сказано в Синодальном переводе, а в виде голубки (в греческом тексте употреблено слово περιστερά – женского рода, и в латинском переводе у блаженного Иеронима то же самое – columba, женского рода). Совершенно ясно, что Дух Божий – רוח אלוהים (Руάх Элόхим) – может быть только женского рода, ибо на иврите это слово – женского рода. Поэтому, когда в греческом тексте Евангелия Дух обозначается существительным женского рода, это как бы продолжение Ветхого Завета, это логически из него вытекает. Это Дух, который мерáх эфόд – «парил над миром», подобно тому, как парит над гнездом голубка. Именно этот глагол мы встречаем в Библии на первых страницах книги Бытие: «И Дух Божий, – сказано в Синодальном переводе, – носился над водою». Глагол эфόд – очень редкий в иврите. Он употребляется, когда нужно сказать, как птица парит над гнезд ... Читать дальше »

Категория: Вера и Библия | Просмотров: 542 | Добавил: Klara | Дата: 05.05.2021

Почему Пасха важна для христиан? Для нас привычно верить (или хотя бы надеяться) на продолжение жизни после смерти, но, как правило, мы думаем о бессмертной душе. В дохристианские времена у евреев не было ясности о жизни после смерти. Посмертие представлялось туманным. Никакого явно сформулированного учения о рае и аде ветхозаветние тексты не содержат. "Шеол", который переведен как "преисподняя" это не ад в смысле мучений, но некое призрачное, сумрачное, безрадостное существование. Некоторые даже считают, что это просто могила, но я думаю, такое мнение возникло под влиянием современного материалистического мировоззрения. Однако, в любом случае ожидания райской жизни с Богом у ветхозаветних евреев, судя по всему, не было. Ветхий Завет вообще сосредоточен на земных проблемах. (Это, кстати говоря, очень хорошо. Благодаря этому мы понимаем, что вера это не только ожидание чего-то загробного, но и реальная жизнь на земле, к организации которой Бог вовсе не равнодушен, и мы не должны).

Но что после смерти? Некоторые ветхозаветние тексты как будто намекают на возможность воскресения из мертвых. Особенно внятно об этом говорится в книге пророка Даниила. Ко времени Иисуса Христа в иудаизме была твердая вера в воскресение, по крайней мере, среди фарисеев. Апостол Павел был фарисеем и после того, как пережил обращение ко Христу как Мессии, связал веру в грядущее воскресение мертвых с воскресеньем Иисуса Христа (см. 1 послание коринфянам, где он посвятил этой теме всю 15-ю главу).

В этом тексте мне бы хотелось выделить два важных для традиционного христианства тезиса. 1) Воскресение Христа важно для христиан не само по себе, а как залог будущего воскресения мертвых; 2) Каким было тело воскресшего Иисуса Христа и каким будут тела воскресших. Эти два вопроса помогают понять систему христианского мировоззрения. Речь не идет о сказке об ожившем мертвеце, а об ожидании существенной трансформации или преображения всей вселенной в будущем.

Павел утверждает, что Иисус это новый Адам: как из-за греха первого Адама все человечество оказалось подвержено смерти, так благодаря праведности Иисуса ожидается начало новой вселенной. Хотя о вселенной как таковой в этом тексте не сказано, это есть в других текстах. Тот самый "конец света" это не только череда катастроф апокалипсиса, но и появление нового неба и новой ... Читать дальше »

Категория: Вера и Библия | Просмотров: 473 | Добавил: Klara | Дата: 03.05.2021

Завтра наступит пасха по православному календарю. Я размышляла о том, что можно было бы сказать современному человеку на эту тему. Не люблю традиционные фразы, потому что для воцерковленных людей они стали избитыми, а для невоцерковленных людей они просто пусты и в целом богословие древности оторвано от современного мира.

Бог потребовал казни Иисуса Христа для того, чтоб простить человечество? Звучит жутко. Неужели Бог не в состоянии простить просто так? Лучше в иудаизме или исламе. Умерший Иисус просто ожил - звучит как сказка. Вознесение на небеса - это куда? Мы же знаем устройство вселенной. Летаем на самолетах и на облаках никого не видим. Гагарин летал в космос и Бога не обнаружил.

Понятно, что все это примитивные стереотипы. Конечно, небо стало прочно вошедшим в культуру символом духовных высот. Но это только лишь символ. Бог обитает повсюду, а не на небе. Храмом Бога является не здание, а человек. Сердце человека (не как орган тела, а как духовная сердцевина его существа) должно быть святилищем. Это как раз утверждает христианство после того, как иудаизм утвердил, что есть только один Бог, Творец всей вселенной.

Другое важное утверждение христианства: Бог любит всех людей, все человечество, все народы, а не один избранный народ. Для того, чтобы служить Богу, достаточно в Него поверить и любить Его и ближних. Это самое главное, а не обряды и не традиции. Хотя обряды и традиции помогают приучить к вере широкие массы народа, не занятого философскими размышлениями и погружением в богословие, передавать веру из поколения в поколение, внешние религиозные формы это не главное и они различаются у разных народов.

Важно задумываться о том, как христианство доносит веру в божественную любовь. Если вспомнить средневековье, инквизицию, сжигание людей на кострах и крестовые походы, то это вновь подтолкнет к мысли, что лучше уж иудаизм или ислам. Ислам в Османской империи, например, был очень прогрессивен в культурном плане, там развивались науки и допускалась веротерпимость.

Христианский же мир вытеснил куда-то на задний план весть о любви Бога, создав такую систему, в которой сложно было поверить в любовь, милосердие и прощение. Вспоминается Мартин Лютер, который впадал в депрессию от мысли, что невозможно заслужить спасение и, наконец, решил, что д ... Читать дальше »

Категория: Вера и Библия | Просмотров: 335 | Добавил: Klara | Дата: 01.05.2021

Мои последнии постинги затронули тему сексуальности, и это логично подтолкнуло меня к размышлению на тему, верно ли, с религиозной точки зрения, считать, что брак нужен для размножения. С одной стороны, понятно, что биологическим результатом половых актов является рождение детей (если организмы здоровы). С другой стороны, когда мы читаем библейский текст о сотворении, слова "плодитесь и размножайтесь" обращены вовсе не только к людям, но и ко всем животным. Из этого простого факта понятно, что эти слова не являются заповедью в том значении, как это обычно понимается. Ведь заповедь дается тогда, когда есть возможность выбора. Но животные не выбирают, размножаться им или нет.

Что более интересно, слова о размножении звучат в первой главе, где содержится рассказ о творении всего мира и животных, но не во второй главе, где описано сотворение женщины, что трактуется как раз как установление брака. "Нехорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощницу, соответствующую ему", - говорит Бог. Но не говорит, что человек не сможет размножаться без жены и именно с этой целью она ему нужна.

Я бы посоветовала христианам сосредоточиться на размышлении об этом, потому что на практике получается так: молодой человек рассказывает священнику о том, что у него возникают сексуальные мысли или он мастурбирует, а священник на это ему отвечает, что надо искать пару для брака. Брак в этом случае нужен для того, чтоб "узаконить" сексуальные отношения и половые акты. В прошлых постингах я как раз затрагивала тему осуждения нерепродуктивных половых актов. Именно так сейчас ортодоксия подностит брак: нужно, чтоб сексуальность была "узаконена" и направлена на рождение детей. В библейском тексте нет намеков на подобное понимание брака. Хотя продолжение рода в библейские времена является важным, смысл сотворения женщины вовсе не в этом.

Я думаю, что вообще рассказ о сотворении женщины выделен в отдельную тему именно потому, что человеческий брак отличается от животных. Брак это союз двух людей, соответствующих друг другу как части одного целого. При этом помощница это не прислуга, как иногда изображают фундаменталисты. Помощником является Бог и женщина ему подобна в этом (это даже в католическом катехизисе отражено).

В иудаизме вообще интересно: жена станет помо ... Читать дальше »

Категория: Вера и Библия | Просмотров: 313 | Добавил: Klara | Дата: 18.04.2021

В православной традиции запрет мастурбации связывается с библейским текстом 1 Коринфянам 6:9, где упомянуты малакии, которые трактуются как "рукоблудники". Однако, в западной традиции совсем другая трактовка. Как перевести слово "малакии", в точности никто не знает. Буквальный перевод этого слова - "мягкий" и "нежный". В западной традиции это часто переводилось как "женоподобные" и трактовалось в значении пассивного гомосексуала (вне связи с мастурбацией). Следующее в тексте слово относилось к активному гомосексуалу (в синодальном варианте это те самые "мужеложники").

Сейчас, однако, понятно, что библейские авторы не имели представлений о сексуальной ориентации и писали о конкретных половых актах в определенных условиях. Это были ритуальные акты в языческих храмах, мужская проституция, использование рабов, насилие (например, в том всем известном Содоме) и древнегреческая педерастия. Таким образом, речь не шла о равноправной любви двух людей, которые объединяются для долговременных отношений, потому что такова их личностная (природная) особенность. Ничего о гомосексуальной ориентации в Библии нет.

О мастурбации в этом тексте не может быть ничего, так как Павел не мог придумать запрет, которого не было даже в законе Моисея. Известный библейский персонаж Онан (от имени которого происходит слово "онанизм") нарушил закон левирата: он не хотел, чтоб родился ребенок, который бы юридически считался ребенком его умершего брата, и совершал с этой целью прерванный половой акт, а не мастурбацию (см. Быт. 38:9).

Некоторые христиане связывают мастурбацию с мысленным блудом, что все же было порицаемо в Новом завете (см. Мф. 5:28). Хотя такое применение текста для практикующих христиан в принципе может быть приемлемо, это определенно не то, из-за чего невозможно наследовать царства Божия. Зато от давления консерваторов молодой человек, не соответствующий "высоким идеалам" может оказаться в депрессии.

В англоязычной википедии мне встретилось упоминание взглядов Мартина Лютера. Дело, конечно, не в Лютере, а во взглядах той эпохи. Лютер считал мастурбацию более ужасным грехом, чем гетеросексуальное изнасилование, поскольку такое изнасилование считалось «естественным», а мастурбация - «неестественн ... Читать дальше »

Категория: Вера и Библия | Просмотров: 277 | Добавил: Klara | Дата: 15.04.2021

1-10 11-16