Воскресенье
25.06.2017
09:57
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Современная теология »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поделиться

Время жизни сайта

Главная » Доска объявлений » Либеральная теология

Влияние либеральной теологии
18.05.2017, 15:20

Либеральная школа теологии оказала значительное влияние на развитие историко-критических исследований. Многие направления высшей библейской критики (историко-критического изучения библейских текстов) развивались в рамках либеральной школы теологии[19]. Эта критика была усвоена в той или иной мере даже представителями неоортодоксии, которые критиковали либеральную теологию[42]. Современное христианское богословие признало наличие культурно-исторической составляющей библейских текстов и отказалось от концепции буквальной вербальной боговдохновенности (вербализма)[14] (которую утверждают теперь только фундаменталисты).

Неоортодоксальная критика либеральной теологии имела значительную поддержку в протестантизме с 1920-х по примерно 1960-е годы, после чего неоортодоксальная школа утратила господствующее влияние, а на смену ей пришли другие направления современной теологии. Некоторые богословы еще до того, как неоортодоксальная школа утратила существенное влияние, уже не соглашались с полным отрицанием идей либеральной теологии, желая найти новые формы выражения христианства в современном мире[43].

В качестве таких примеров исследователи называют экзистенциальное богословие Джона Маккворри, эмпирическое богословие Нельсона Вимана и приводят другие примеры. Но наиболее известным таким теологом стал Пауль Тиллих (1886-1965), чье богословие относят, с одной стороны, к неоортодоксальной (диалектической) школе, а с другой стороны, рассматривают как новую форму либерализма[43]. Иногда продолжателем либерально-теологической традиции называют создателя нового способа демифологизации (критики форм) Рудольфа Бультмана[44] (1884-1976), хотя его богословие рассматривается как направление внутри неоортодоксальной школы. В своей автобиографии Бультман писал: "Я пытался соединить решающий вклад диалектической теологии с наследием либеральной теологии: но это, очевидно, предполагает, что я занимаю критическую позицию по отношению к обеим"[45].

Новой попыткой примирения науки и религии после периода либеральной теологии стало богословие процесса, наиболее крупными представителями которой были философ Норт Уайтхельд (1861-1947) и продолживший на основе его философии развитие этого направления в теологии Джон Кобб (род. 1925), также к этому типу богословия относят научно-философскую концепцию католического ученого Тейяра де Шардена (1881-1955). Теологи богословия процесса отвергают границы между религиозной, светской и научной областями. Это богословское направление рассматривается как продолжение традиции либеральной теологии[46] (в новой форме).

В США центром либерального модернизма стала богословская школа Чикагского университета. На раннем этапе развития этой школы, который был в большей мере социологически ориентированным (c начала XX века до середины 20-х годов), ее представители Георг Бёрмен Фостер (1858-1918), Шейлер Мэтьюз (1863-1941), Ширли Джексон Кейз (1872-1947), Эдгар Джонсон Гудспид (1871-1962), Эдвард Скрибнер Эймс (1893-1958) формировали модернистское движение, которое приняло активное участие в спорах с протестантским фундаментализмом в 1920-х годах. На позднем этапе развития Чикагской школы (до 1960-х годов включительно), который был в большей мере философски ориентированным, теологи школы Генри Нельсон Уимен (1884-1975), Бернард Лумер (1912-1985), Дэниел Дэй Уильямс (1910-1973), Бернард Юджин Меланд (1899-1993) и другие работали над развитием новых либерально-богословских подходов, обращаясь к теологии процесса и другим новым философским методам в условиях необходимости давать ответ на критику неоортодоксальных теологов. С 1962 года в богословской школе Чикагского университета работал Пауль Тиллих[47][48][12]. 

Вопреки утверждениям консервативных протестантов, влияние идей либеральной теологии не прекратилось. После Второй мировой войны последователь Эрнста Трёльча шведский лютеранский теолог Андерс Нюгрен разработал направление "научной теологии", в основу которой положил концепцию религиозного чувства, присущего человеку априори[12]. Богословские и философские взгляды Нюргена основываются на идеях Канта и Шлейермахера[49].

Традицию либеральной теологии продолжал яркий гуманист Альберт Швейцер (1875-1965)[44][12]. Швейцер утверждал приоритетную важность этических норм христианства. Представляя Иисуса Христа земным человеком, со свойственными людям ошибками и заблуждениями, Швейцер выделил как самое ценное в христианстве учение Иисуса о любви. Однако, это учение, по мысли Швейцера, было погружено в преходящую культурную оболочку, и Швейцер считал необходимым освободить его от всего преходящего, дополнив этикой благоговения перед жизнью. Швейцер верил, что в результате этого учение Иисуса сможет оказывать мощное этическое воздействие на людей современного мира.

Идеи либеральной теологии не теряют своей актуальности, поскольку в просвещенной христианской среде никогда не прекращается потребность в смягчении антогонизма между наукой и религией и беспокойство о дегуманизации мира. Под влиянием эпохи либеральной теологии многие мыслители стали рассматривать христианство как в первую очередь свод этических ценностей, способствующих гуманизации общества, а Иисуса Христа - прежде всего как нравственный идеал и учителя любви[12][14]. Современные традиционные церкви, хотя при этом не отказываются от исторической догматики, чаще всего рассматривают вопросом первостепенной важности соблюдение этических заповедей, а не следование доктринам.

Либеральная теология утвердила в протестантизме идею значимости дел (классическая протестантская теология утверждала веру и отказ от значимости дел). Также либеральная теология внесла в протестантизм идею совместной деятельности Бога и человека - синергии, которая предполагала активное, а не пассивное участие человека (классическая протестантская теология акцентировала пассивность человека). 

Либеральная теология, особенно - через учение социального евангелия, заявила о необходимости практической заботы христиан о соблюдении социальной справедливости в обществе. В результате этого многие церкви пришли к пониманию, что забота об улучшении общества это часть христианского служения ближним любовью. Развитое в рамках либеральной теологии учение социального евангелия оказало влияние на утверждение идеалов социальной справедливости в современных церквях.

Елена Преображенская (с)

Добавил: Westernizer |
Просмотров: 18
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Вход на сайт