Пятница
15.12.2017
09:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Обзор нашей деятельности »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Дорогие посетители!

Вы зашли на персональный сайт Елены Преображенской.

Этот сайт был создан в октябре 2007 года и носил название «Путь в бесконечность». По первоначальному замыслу сайт был посвящён духовно-философским поискам и проблемам религии. Здесь были размещены различные материалы о религиях мира и священных книгах, духовных подвижниках и мыслителях, духовных практиках, о психологии, о проблемах религии в современном мире. Сейчас большая часть этих материалов находится в "старом архиве".

Первоначальная концепция сайта была составлена следующим образом:

«Каждый человек, живущий на земле, как и каждый народ, в той или иной степени сталкивается с проблемой поиска своего Пути: в личной жизни, в профессии, в творчестве.

Все древние религии и философии – в Индии, на Тибете, в Китае, в Греции, в Израиле и других местах мира – содержат в текстах своих мыслителей и пророков метафору Пути.

Есть Путь личности, или Путь души, есть Путь народа, есть Путь человечества в целом, есть Путь бытия всей Вселенной.

Пути разных людей или народов часто совершенно непохожи друг на друга, и каждый из них является по-своему уникальным. А для каждого человека важно найти именно свой Путь в этой жизни, а не идти чужим Путём.

Я хочу показать многообразие религий и культур мира. Вы не найдёте на этом сайте каких-либо жёстких доктрин или догматов. Но я хочу постараться показать в этом многообразии единство людей в поисках высших экзистенциальных и нравственных ценностей.

Экзистенциальные проблемы – проблемы смысла бытия, смысла жизни и смерти, смысла существования всего мироздания, а так же общечеловеческие нравственные ценности – вот главное, что объединяет все культуры и религии мира.
 
В постсовестком пространстве многие из нас по инерции всё ещё хотят видеть мир единообразным, и немало таких людей, в том числе и в религиозных сообществах, которые нетерпимы к инакомыслию и инаковерию.
 
Как преодолеть разобщённость и вражду?

Я предлагаю пойти по пути понимания инаковости, – то есть того, что делает нас разными, – увидеть духовное богатство каждого человека, его индивидуальность и уникальность различных народов, культур и религий мира. И так станет возможным научиться принимать самого себя таким, каков ты есть, и других – такими, каковы они есть. И тогда мы сможем познать свой Путь и Путь другого».

После того, как был создан сайт «Путь в бесконечность», я решила испробовать сервис «Народа» и открыла там небольшой сайт «
Наука и религия: здравомыслие против фундаментализма». Как видно из названия, этот сайт посвящён противодействию религиозному фундаментализму, его эпиграфом служит афоризм современного автора: «Разум фанатика подобен зрачку глаза — чем ярче свет, изливаемый на него, тем больше он суживается». (На рисунке справа изображён Прометей, несущий огонь человечеству, что является символом гуманности и просвещения).

Примерно в это же время мы с моим другом Александром Грайцером, который так же содействовал мне и в создании сайта «Путь в бесконечность», открыли две наши рассылки – «Человек в поисках истины», посвящённую научно-популярной тематике, и «Человек и религия в современном мире», посвящённую нравственно-социальным вопросам. Третья рассылка – «Свободомыслие», посвящённая неортодоксальным духовным поискам, была открыта позднее. В 2009 г. две первые рассылки были объединены в одну, в 2010 к ним присоединилась и третья. Таким образом, в настоящее время я веду тольлко одну рассылку - "Человек и религия в современном мире".

После открытия рассылок был открыт научно-популярный проект «
Тайны мироздания», который, по сути, так же направлен против фундаментализма через науку, но не на популярном, а на более профессиональном уровне. Концепция этого сайта звучит следующим образом:

«Одно из самых прекрасных состояний человека – это чувство удивления и восторга. Оно лежит в основе любого научного творчества: прежде, чем учёный приступает к науке, он испытывает интерес к её предмету и удивление от его содержания.

Для серьёзного учёного невозможно не удивляться гармонии мироздания и не приходить в восторг от её красоты: не только красоты эстетической, видимой зрительно, но и красоты рациональной, видимой для ума.
(На рисунке ниже изображена скульптура "Мыслитель").

"...Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека – это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне, если не мертвецом, то во всяком случае слепым.

Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука, – это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего"

Так писал о постижении тайн мироздания Альберт Эйнштейн. Приоткрытие этих тайн было для него подобно той тайне Непостижимого, которая для верующего сокрыта в религиозной жизни. Mysterium tremendum – «вызывающая трепет тайна» – та, которая у верующих ассоциируется с Богом, для глубокомысленного учёного была самой Вселенной в её беспредельности, бесконечности и непостижимости.

Когда я впервые задумалась над тем, о чём писать по поводу концепции этого сайта, я услышала известную эстрадную песенку про ребёнка, в которой есть вот такие слова:

"...А в голове всего сто тысяч "почему":
Объясните, мама с папой, что к чему.
А вокруг такое всё интересное,
А вокруг такое всё неизвестное..."

В тот момент, когда я услышала эти слова, в моём сознании произошёл инсайт, и я поняла, что главное в научном творчестве и познании – не столько конечный результат (ибо любое знание относительно, а процесс познания бесконечен), сколько сам творческий процесс познания и ощущение прикосновения к некоторой тайне.

Ребёнок задаёт «сто тысяч почему» и удивляется миру, в котором живёт. Эти вопросы и это удивление являются отражением процесса познания. Но когда мы вырастаем, мир начинает казаться нам обыденным, известным и понятным. Хотя на самом же деле это так лишь «на поверхности», в глубине же мы практически ничего не знаем. Как сказал об этом великий мудрец прошлого Сократ: «я знаю лишь то, что я ничего не знаю». Получается некоторая диалектика: с одной стороны, мы многое знаем в этом мире, с другой же – наши знания – лишь ничтожно малая вершина айсберга.

И действительно, прав был Эйнштейн, сравнив этот процесс познания с глубиной религиозного чувства: в нём есть и смирение от осознавания ограниченности нашего знания, и трепет с восторгом перед Тайной.

В одном стихотворении (автор - астрофизик Борис Комберг), посвящённом рождению Вселенной, есть слова, которые мне очень нравятся:

… Дыханье горячее Тайны Великой
Потоками квантов к тебе прикоснется,
И Космос огромный чужой многоликий
Сквозь мрак мирозданья тебе улыбнется.

И тот, кто увидел улыбки той отблеск,
Кто вздрогнул на миг и застыл ослепленный,
Тот будет всю жизнь, позабыв сон и отдых,
Искать ее снова в просторах Вселенной…».
(На рисунке справа изображена Солнечная система)

Продолжаю далее рассказывать о созданных проектах. Совсем недавно (летом 2009 г.) были открыты ещё ряд небольших, так сказать, «дочерних»,  проектов, посвещённых проблемам сексуальных и гендерных меньшинств, а так же эволюционизму.
 
 Целью сайтов «Радужный спектр» и «Квир-духовность» является информирование о религиозных, научных и психологических, а так же социальных, правовых и исторических аспектах ЛГБТ-проблематики, освящение ЛГБТ-сообществ в либеральной религии (христианстве, иудаизме, исламе и др.), оказание моральной поддержки и духовной помощи представителям ЛГБТ, сопротивление религиозной (и любой другой) гомофобии. Аббревиатура "ЛГБТ" означает лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.
 
Эти проекты созданы главным образом по причине насущной необходимости развеять страхи и предрассудки вокруг сексуальных и гендерных меньшинств, а так же сказать в русскоязычном Интернете о том, что религия не всегда бывает гомо- и транс- фобной. Существуют и либеральные формы религии, которые идут в ногу со временем, принимая гомосексуальность не как противоестественное явление, а как явление природное, к чему уже пришла современная наука. (На рисунках рядом изображены флаги ЛГБТ-движений в христианстве, иудаизме и исламе).

В цивилизованных странах Европы не только существует юридическая практика заключения однополых браков или партнёрств, но и церковное благословение таких союзов в либеральных религиозных общинах, а так же рукоположение гомосексуалов в свящество. Недавно решения об этом были приняты и в США в двух крупных традиционных церквях – Англиканской и Лютеранской.

Верующие подобных либеральных сообществ признают, что беспорядочные сексуальные связи, без всякой ответственности и верности, являются греховными, чего с избытком хватает и среди гетеросексуалов. Но если люди живут в любви, сохраняя верность друг другу, такие отношения не должны осуждаться. И если гомосексуалы заключают друг с другом такие союзы, это достойно уважения и поддержки, как государственной, так и церковной.

В России мало об этом знают, народ полон предрассудков. Вот почему я решила создать сайт на эту тему. О том, как и почему я пришла к такому решению, написана небольшая статья История моих убеждений в поддержку ЛГБТ.

Целью создания другого сайта − «Теория эволюции и религия» − является популяризация на доступном широкому кругу уровне научной теории эволюции и допустимости её совмещения с религиозной верой, а так же критика фундаменталистского креационизма (в частности, так называемого "научного креационизма"), пропагандирующего устаревшую догму о сотворении мира за 6 земных дней и сразу в готовом и окончательном виде.

Для объяснение целей создания сайта написана небольшая заметка: «Почему и для чего создан этот сайт?», которую я привожу ниже.

«На постсоветском пространстве многие люди обращаются от атеизма к различным религиям. Однако, к сожалению, в религиозных кругах преобладает консервативное мышление. Данное обстоятельство создаёт множество противоречий между современной реальностью и фундаменталистскими стереотипами, которые касаются как социальных, психологических и нравственных, так и научных проблем. Среди этих проблем особое место занимает отношение к теории эволюции.

Эволюционизм подтверждён множеством научных фактов. Для исследователей несомненно, что эволюционное развитие имело место и длилось миллиарды лет. Существуют споры по поводу механизмов эволюционного процесса, но сам этот процесс является неопровержимым.

Однако религиозно-консервативные круги прилагают всевозможные усилия, продолжая пропаганду давно устаревшей фундаменталистской креационистской модели, согласно которой мир был сотворён за 6 земных дней и сразу в готовом виде, и создавая тем самым иллюзию вражды между научной теорией эволюции и религиозной верой. В числе инструментов этой пропаганды находится так называемый "научный креационизм". Его авторами изначально являлись протестантские фундаменталисты США, но со временем он был взят на вооружение православными, мусульманами и другими верующими в разных странах. Активно распространяются их идеи и в России.

В США влияние религиозного фундаментализма в 20-х годах вылилось в "обезьяньи процессы", когда преподавание эволюционизма было запрещено. И в настоящее время в мире между креационистами и эволюционистами продолжается непримиримая борьба. Одним из наиболее ярких показателей того, что наука несовместима с фундаменталистским креационизмом, явилось принятие в 2007 г.
Резолюции Совета Европы об опасности креационизма для образования.

В России борьба фундаменталистов с эволюционизмом вылилась в 2006 г. в "дело Шрайбер" - судебный иск школьницы Марии и её отца Кирилла Шрайберов к министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга за, якобы, нарушение прав человека обязательным изучением теории эволюции в составе дисциплин школьной программы. Патриарх РПЦМП Алексий II поддержал этот иск, высказался против теории эволюции, противопоставив ей фундаменталистскую религиозную догму, и выступил за внедрение последней в процесс школьного обучения.

Противопоставление религиозной догмы научной теории вызвало сильную обеспокоенность научных кругов и нашло своё отражение в известном открытом письме десяти академиков Академии Наук президенту России в 2007 г. "
Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?"

Позиция нынешнего патриарха Кирилла в отношении эволюционной теории официально заявлена не была. Однако даже если эта позиция окажется более прогрессивной, нежели у его предшественника (на что хочется надеяться, но в чём нет уверенности), в широких церковных кругах по-прежнему преобладает фундаментализм.

К сожалению, число сайтов, направленных на опровержение фундаменталистского креационизма, очень невелико, и среди них в русскоязычном интернете мне не приходилось встречать сайты, обращённые непосредственно к верующим, то есть показывающие возможность синтеза религии и эволюционизма. Это обстоятельство и побудило меня создать подобный проект.
(На рисунке справа изображены представители Homo erectus - "человек умелый").

Данный сайт касается лишь одной из сторон противоречий между консерватизмом фундаментализма и современным мышлением - проблем теории эволюции.

Главное, о чём я хочу этим сайтом сказать, - есть то, что, вопреки фундаментализму, теория эволюции научно обоснована, и что она может быть усвоена и принята не только атеистами, но и верующими. Среди авторов материалов, размещённых на сайте, есть как неверующие, так и верующие.

Однако сайт не преследует цель противопоставления идей эволюционного креационизма атеистической модели теории эволюции, и я ни в коей мере не утверждаю, что неверующие эволюционисты ущербнее верующих. Одновременно мне бы хотелось обратиться к неверующим с призывом не уничижать верующих, поскольку религия необязательно подразумевает реакционные формы фундаментализма».

Помимо перечисленных выше проектов, я веду ЖЖ-блог
«
Религиозный гуманист»(его название изменялось несколько раз). До марта 2010 г. этот журнал освещал проблемы прав человека, животных и природы с точки зрения общечеловеческих нравственных ценностей; в частности, борьбу за права ЛГБТ, ЛГБТ-течения в религиях и либерализм в религии в целом, а так же критику религиозного фундаментализма и клерикализации общества. То есть журнал имел направление не столько личного журнала, сколько сводок общественно-значимых новостей.
 
В марте 2010 г. я открыла ЖЖ-сообщество «Гуманизм и права человека», где сейчас размещаются общественно-значимые новости, которые ранее размещались в моём личном журнале. А журнал «Религиозный гуманист» приобрёл форму более личного журнала.

И всё же, несмотря на существование всех этих проектов, сайт, на котором вы сейчас находитесь, остаётся главным и основным моим сайтом. Теперь он носит название – «Каруна: путь сострадания и любви». (На рисунке слева изображены символы мира: радуга и голубь с оливковой ветвью в клюве (библейская символика), а так же символ ненасилия - пацифик).

Весной и летом 2009 года этот сайт пережил своё второе рождение: был изменён его дизайн, добавлено много новых материалов, и концепция сайта приобрела иные формы.

По новому замыслу, сайт развивает идею сострадания к человеку и всем живым существам. Сострадание подразумевает непричинение вреда и стремление принести благо. Это глобальная и очень широкая тематика, которая связана как с идеями гуманного отношения к человеку, так и с идеями гуманного отношения к животным и всей природе, проблемами экологии, а так же затрагивает тему борьбы против всех форм дискриминации, и, следовательно, имеет связь с вопросами либерализма, свободы и прав человека. Материалами по этим вопросам сайт пополняется более-менее регулярно. Кроме этого, на сайте открылись раздел видеофильмов и библиотека книг.

С лета 2009 г. приоритет религиозной тематики на сайте отдаётся буддизму, что, впрочем, нисколько не мешает размещению на нём немалой информации о других религиях, а так же статей, касающихся социальных и научных проблем.

Причины приоритетности буддизма связаны с моим личным интересом этой религией, которая имеет, с моей точки зрения, существенные преимущества перед другими.

Эти преимущества заключаются, во-первых, в особенном акценте на сострадании: буддийские учителя, из которых наиболее яркой и замечательной личностью является Далай-лама XIV, утверждают, что, является ли человек верующим или неверующим, и к какой религии он принадлежит, - вопрос несущественный, поскольку развивать сострадание способен каждый. В буддизме воздаяние осуществляется в соответствие с законом кармы. Этот закон одинаков для всех людей, независимо от их религии, веры или неверия. Этот закон предполагает получение блага или страдания не в зависимости от веры в религиозные догматы или от соблюдения ритуалов, а в зависимости от поступков человека, его мыслей и мотивации. Поэтому буддизм толерантен по отношению к другим религиям и к секулярному обществу. (На рисунке справа изображена Гуань-Инь, Бодхисаттва сострадания в женском облике).

Во-вторых, буддизм является очень гибкой религией. В ней может найти себе место как человек с мистическим складом, так и материалист. Буддизм не настаивает на подчинении какому-либо авторитету. Человек призывается не к слепому следованию за учителем, а к собственному анализу и личной духовной практике. И хотя существуют различные духовные традиции, человек имеет свободный выбор между ними, в зависимости от того, какой путь он будет расценивать как наиболее авторитетный на основании своего опыта. По этой причине в буддизме присутствует огромное множество различных направлений и школ, которые, хотя и ведут споры друг с другом, но в целом сосуществуют достаточно мирно, без особой агрессии и, тем более, без войн.

Наконец, в-третьих, буддийская философия наиболее близка к научному мышлению. Представления о взаимообусловленности или о несуществовании души как неизменной субстанции соответствуют научному подходу. К этому же логическому подходу относится и отрицание Бога или богов как надмирных существ. Буддизм не занимается отрицанием Бога или богов в атеистическом смысле. Он не отрицает существование высших сущностей, но он настаивает, что они не являются независимыми от мира, что они подчиняются тем же причинно-следственным законам, что и вся вселенная. (На рисунке ниже изображён Будда).

«Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности (антропоморфной, то есть подобной человеку, - моё примечание), а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, — это буддизм». Так считал Альберт Эйнштейн.

Я не утверждаю, что так должны думать все люди. Вопрос религии всегда содержит в той или иной мере вопрос личной веры. Поэтому я, как и буддийские учителя, не хочу никому навязывать свой взгляд. Я просто делюсь своим видением, просто поясняю, по каким причинам в данное время более симпатизирую буддизму, нежели какой-либо другой религии. Однако вопрос религиозной принадлежности – это не главное. Главное – то, каким человек является внутри, что в его сердце, и каковы его дела. Поэтому я открыта как в отношении других религий и нерелигиозных путей, так и в отношении сотрудничества с людьми иных убеждений.

Мой сайт не имеет прямого отношения к какой-либо религиозной общине или светской организации. Он так же не является коммерческим, никаких заработков на нём не осуществляется и не планируется. С самого начала сайт был создан и сейчас продолжает своё развитие моими личными усилиями при содействии и поддержке друзей. Основной целью существования этого сайта, как и всех других наших проектов, является просвещение в широком смысле слова, как духовно-нравственное, так и научное, для блага людей и всех живых существ.

С уважением ко всем вам и любовью, Елена Преображенская.

Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.