Четверг
14.12.2017
13:12
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
О гуманизме и безусловной любви »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Наивысшей формой сострадания и любви являются сострадание и любовь, ничем не обусловленные. На обыденно-житейском уровне мы в первую очередь любим тех, кто оказывается к нам ближе всего – членов своей семьи. Постепенно круг тех, кого мы считаем близкими, расширяется. Мы любим своих родственников, затем – своих друзей, затем – своих единомышленников, затем – свою нацию, свой народ, свою страну и, наконец, всё человечество. Подобное расширение сознания показано в Евангелии, когда Христу задают вопрос: «А кто мой ближний?», и Христос отвечает притчей о милосердном самарянине. Содержание этой притчи следующее. Человек попал в беду, и представители его религии и его народа не оказывают ему помощь. Помощь оказывает представитель враждебного народа и «неистинной» веры. Христос этой притчей показывает, что ближним может рассматриваться любой человек, совершенно незнакомый, совершенно другой нации, совершенно другой религии и убеждений, и, более того, ближним оказывается враг.

С этой притчей перекликаются и другие наставления Христа: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Иисус Христос, таким образом, закладывает основы высокого гуманизма, основы любви к каждому человеку, не взирая на то, кем он является, и даже не взирая на его моральные качества.

Историческое христианство слабо соблюдало эти принципы, если соблюдало вообще. По иронии судьбы эти принципы были провозглашены антиклерикалами и сейчас являются ценностями секулярного общества. Сердцевиной этих принципов является установка – ценить, уважать, принимать и любить каждого человека таким, каким он является, не ставя никаких условий взамен.

В гуманитарной науке это было особенно хорошо обосновано психологом Карлом Роджерсом. Интересно и немаловажно, что этот человек в своём личном развитии прошёл путь от традиционно-христианских убеждений, в которых был воспитан, к отказу от религии. Знакомство с учением Карла Роджерса оказало на меня особенно сильное влияние, и мне показался существенным и далеко неслучайным его отход от религиозной директивности и создание после этого одного из ведущих направлений гуманистической психологии.

Роджерс был воспитан в верующей американской семье. По его собственным словам, это была замкнутая семья со «строгой, бескомпромиссной религиозно-этической атмосферой». В юности Роджерс придерживался убеждений своих родителей и задумывался о том, чтобы стать пастором. В 1922 в составе делегации Молодежной христианской ассоциации он полтора года провел в Китае. Впоследствии в книге Взгляд на психотерапию. Становление человека (On Becoming a Person, 1961) он описывал, что эта поездка произвела перелом в его мировоззрении: «Я увидел, как страшно ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми. Это заставило меня серьезно задуматься, и я пришел к выводу, что у искренних и честных людей могут быть совершенно разные религиозные взгляды. В основном я в первый раз освободился от религиозной веры моих родителей и понял, что дальше я не могу идти вместе с ними. Из-за расхождений во взглядах наши отношения стали напряженными и причиняли нам душевную боль, но, оглядываясь назад, я думаю, что именно тогда я стал независимым человеком». «Со времени этой поездки мои цели, ценности, моя философия стали моими собственными, весьма отличными от тех взглядов, которых придерживались мои родители и которых я сам придерживался до этого времени».

Роджерс разочаровался во взгляде на человека через призму какой бы то ни было конфессии. Его взгляд стал шире и гуманистичнее религиозного. В 1924 он поступил в теологическую семинарию г.Юнион, славящуюся либеральными взглядами. Там он участвовал в студенческом кружке, большинство студентов которого «отказались от религии». Он искал область знания, где «свобода его мысли ничем не будет ограничена», и увлекся психологией. Так он осознал, что та жизненная цель, которую он считал для себя главной — помощь людям, нуждающимся в духовной поддержке, — может быть достигнута и вне церкви. Свобода от давления авторитетов сделала возможным разработку оригинального направления в условиях критики со стороны профессионалов. Он стал создателем клиент-центрированной терапии, где личность принимается без всяких условий — такой, какая она есть, и где главным терапевтическим инструментом является эмпатия (сочувствие, сопереживание).

Своё учение и свою позицию Роджерс обобщил, цитируя Лао Цзы:

«Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они заботятся сами о себе.
Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям, они сами ведут себя правильно.
Если я удерживаюсь от проповедования людям, они сами улучшают себя.
Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой».

Этот принцип Роджерса отношения к человеку основан на том, что каждая личность является индивидуальной и уникальной. Поэтому не нужно оказывать на неё какое-либо давление, нужно лишь помочь ей раскрыть тот потенциал, который заложен в ней самой. Подобное отношение к людям я считаю идеалом. Вероятно, в этом кроется одна из причин и моего отхода от традиционно-религиозных убеждений.

Читайте далее: О религиозных системах и великом Таинстве Человека

Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.