Среда
20.09.2017
21:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Что такое каруна? »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

КАРУНА (пали, санскр. – «жалость», «сострадание»), категория индийской философии, означающая со-страдание людям и другим живым существам (в отличие от майтри, которая выражает со-радование).

В брахманистской традиции термин «каруна» появляется сравнительно поздно. В Законах Ману (первые века новой эры) соответствующая добродетель – сочувствие всем существам (носитель ее называется «анукампака» – «симпатизирующий», «сострадающий») – завершает перечень достижений лесного отшельника, следуя за изучением Вед, щедростью, самоконтролем, дружелюбием (майтри) и сосредоточенностью.

Согласно Йога-сутрам, очищение сознания достигается посредством культивирования дружелюбия (майтри), каруны, радости и беспристрастности по отношению, соответственно, к радующимся, страждущим, добродетельным и порочным. Согласно толкованию Вачаспати Мишры, каруна есть желание разрушить чужое страдание, как если бы оно было собственным. Тот же смысл термин «каруна» имеет и в тексте джайнов Таттвартхадхигама-сутре Умасвати, где он означает сострадание к несчастным (в ряду дружелюбия, обращенного ко всем живым существам).


Четырехчастная схема благих состояний сознания была и брахманистами и джайнами заимствована у буддистов, у которых концепция каруны получила значительно более полное и последовательное развитие. В текстах Палийского канона каруна, наряду с дружелюбием, радостью и равнодушием, относится к четырем совершенным, предназначенным для культивирования намерениям.

В комментарии к древнему сборнику дидактической поэзии и прозы Суттанипате каруна истолковывается как желание избавить других людей от несчастья и страдания, майтри – как желание принести им благополучие и радость, и, таким образом, четко проводятся «отрицательная» и «утвердительная» акцентировки двух аспектов альтруистической практики. Сострадание наряду с тремя названными совершенными состояниями сознания неоднократно фигурирует в Абхидхармических текстах. Эта четверка сопровождает медитативные упражнения, а ее составляющие именуются четырьмя «безграничными вещами», также соотносимыми с медитативной практикой.

В буддизме махаяны каруна – первая добродетель того, кто стремится следовать путем Бодхисаттвы. Махаянисты неоднократно цитировали Дхармасангити-сутру, по которой все действия бодхисаттв, совершаемые телом, словом или мыслью, направляются состраданием ко всем живым существам. Здесь же утверждается, что бодхисаттве нет необходимости совершенствоваться во всех добродетелях, вполне достаточно одной – каруны. В махаянских текстах она описывается и «положительно», как любовь ко всем существам, и уподобляется любви матери к ребенку, но при этом подчеркивается, что в отличие от обычной любви-привязанности каруна не укоренена в дихотомиях (первая из которых «свое – чужое») и не является эго-центричной. Различие и в том, что обычная любовь связана с незнанием и часто порождает ненависть.

Образцом сострадания считается сам Будда; в сочетании с мудростью (праджня) сострадание является одним из двух столпов буддизма, и именно этими добродетелями в первую очередь наделены будды.

Каруна включается в знаменитый обет бодхисаттвы (врата), который может быть сформулирован примерно так: «Пока есть хотя бы одно несчастное существо в мире, мое счастье не может быть полным».

Сострадательный аспект пути бодхисаттвы подчеркивается во множестве махаянских памятников, ярче всего, вероятно, в Бодхичарьяватаре Шантидэвы. В махаянском буддизме популярно и понятие «махакаруна» (великое сострадание), соотносимое с самой природой будд. Это «великое сострадание» демонстрировали, по махаянской мифологии, прежде всего Шакьямуни (исторический Будда), а также будды Вирочана, Бхашьяджаягуру, Амитабха, Акшобхья.

Воплощением каруны считается также бодхисаттва Авалокитешвара. Помогая людям избавляться от похоти, ненависти и заблуждения, он, согласно и махаянистам и ваджраянистам, облегчает им освобождение от дальнейших перевоплощений. Весьма популярно его изображение в виде «Одиннадцатиголового с великим состраданием» (экадашамахакаруника): столь много ликов ему необходимо для того, чтобы нигде в мире не пропустить страдания и немедля прийти на помощь страждущим (для вящего успеха в этом деле он наделен еще и глазами на каждой из тысячи своих рук). Среди понятий махаяны, близких каруне, можно выделить пуньякшетру («поле заслуги»), ибо сострадание (как щедрость) в наибольшей степени приносит заслугу (пунья).

Онтологическая подкладка обета сострадания трактуется у Шантидэвы и других философов и поэтов махаяны в виде представления о бытийном единстве себя и других (паратмасамата) и «взаимозаменимости» себя и другого (паратмапаривартана).

Понятию каруна наиболее близко другое родственное понятие - ахимса.

Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.