Суббота
17.11.2018
11:59
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Путь в бесконечность
Главная Регистрация Вход
Мои статьи о религии »
Поиск

Меню сайта

Категории раздела
Биографии [4]
Биографические статьи
Богословие [4]
Некоторые богословские взгляды эпохи современности
Социальные вопросы [7]
Социальные вопросы, движения и личности с ними связанные
Контрацепция и аборты [14]
Религиозные взгляды на контроль рождаемости и аборты
Религия и феминизм [2]
Права женщин, богословие о женщине, теология феминизма
Переводы англовики [4]
Полностью или в значительной степени переведенные статьи из англоязычной википедии
Размышления [19]
Личные мысли и мнения (Избранное, больше статей в блоге "Записки бунтаря")
Нехристианские религии [6]
В этой категории выделены статьи об учениях и традициях нехристианских религий
. [0]
. [0]
. [0]

Полезные ссылки
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная » Файлы [ Добавить материал ]

Всего материалов в каталоге: 42
Показано материалов: 1-42

Феминизм - неоднородное и разнообразное движение, состоящее из различных идеологий, направленное на осуществление прав и продвижение интересов женщин. Феминизм возник и развился в христианских странах, что позволяет искать культурно-исторические причины этого факта в христианском потенциале отношения к женщине. Христианство также не является монолитным и однородным, но состоит из множества разных церквей. Исторически христианство содержит противоречивые идеи и проявления, одни из которых возвышают образ женщины и утверждают равенство полов, другие же отражают патриархальную культуру. С возникновением феминизма внутри христианства начался процесс переосмысления взглядов на женщину и ее роль, стали развиваться новые направления богословия. Хотя не все проявления феминизма одобряются внутри церквей, существует целый спектр проблем, в отношении которых современное христианство солидарно с озабоченностью феминизма. По некоторым частным вопросам, касающимся феминизма, в современном христианстве нет единой точки зрения.

Социальные вопросы | Просмотров: 27 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 27.10.2018

Torah_and_jadГомосексуальность является спорной темой в интерпретации библейских текстов. В прошлые века богословские традиции христианства и иудаизма использовали библейские тексты для осуждения гомосексуальных отношений. В настоящее время существуют разные точки зрения об интерпретации этих библейских текстов как в христианстве, так и в иудаизме. В данной статье кратко представлены основные из них. (Более подробно интерпретации этих текстов описаны в отдельных статьях, куда можно перейти по ссылкам вначале каждого раздела). 

Богословие | Просмотров: 107 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 16.06.2018

В этом году западная Пасха и иудейская почти совпали: евреи встречали песах вчера вечером (30 марта), а западные христиане встречают пасху сегодня вечером (31-го). Для меня такие совпадения очень положительны. Я не люблю догматику, не люблю разделение людей. Для меня смысл пасхи в освобождении. Еврейский народ вспоминает освобождение из египетского рабства, и я духовно всегда с еврейским народом. Христианство в моем восприятии распространяет освобождение на другие народы. Освобождение может быть многогранно. Ученики Иисуса пережили трансформацию из депрессии в новое измерение жизни. Для меня пасха это стремление к обновлению и переход на небольшую, но новую ступеньку жизненного пути.

Размышления | Просмотров: 118 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 12.04.2018

Традиционный взгляд иудаизма на аборт не вписывается ни в категоричный запрет абортов, ни в полную свободу выбора аборта без указания какой-либо причины. Аборт без причины в иудаизме не разрешается, но в определенных обстоятельствах аборты разрешаются. Плод в иудаизме рассматривается не как самостоятельное существо, а как часть тела женщины, и статус плода считается ниже человеческого. В случае угрозы жизни женщины ее жизнь рассматривается более ценной, чем плод. Аборт в иудаизме в этом случае считается не только допустимым, но и необходимым.

Многие раввины также разрешают аборты в случае угрозы здоровью женщины, причем такой угрозой может считаться не только причинение вреда физическому здоровью, но и психический вред. Некоторые раввины на этом основании допускают аборты при серьезной патологии плода. Кроме того, некоторые раввины также допускают аборты после запрещенных сексуальных отношений. Однако, такие основания для абортов встречают возражения. Часть ортодоксальных раввинов относятся к абортам достаточно строго, допускают их только в особых случаях и выступают против свободного доступа к абортам в государстве вместе с христианскими сторонниками пролайф-движения. Консервативные и реформистские иудеи относятся к абортам мягче и в политике в большей мере поддерживают право выбора женщины.

Контрацепция и аборты | Просмотров: 147 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 11.04.2018

Ислам глобально осуждает аборты, но многие мусульманские правоведы согласны с тем, что в некоторых случаях аборт допустим. Таким исключительным случаем все школы исламского права признают угрозу жизни женщины. Многие правоведы допускают также другие значительные основания для абортов, но единого мнения об этом нет. Статус плода в исламе рассматривается в зависимости от его возраста, поэтому аборты при их необходимости допускаются на ранних сроках. Общепринято, что аборт абсолютно запрещен после 120 дней с момента зачатия, но в случае угрозы жизни женщины часть правоведов допускают аборт на более поздних сроках. Большинство правоведов допускают аборты по обоснованным причинам на сроках до 40 дней и многие — на сроках до 120 дней от зачатия, а о сроках между 40 до 120 днями преобладающие мнения правоведов внутри разных школ исламского права различаются. В разных школах исламского права взгляды на допустимость абортов складываются по-разному и ислам не представляет какое-либо монолитное мнение. 

Страны с мусульманским большинством населения имеют неодинаковые законодательства об абортах. Ни одна страна ислама не запрещает аборт в случае угрозы жизни женщины. Часть стран ислама разрешает аборты в некоторых других исключительных случаях, но власти каждой страны определяют такие случаи самостоятельно. В целом большинство мусульманских стран имеют жесткие консервативные законы об абортах. Исключение составляют семь постсоциалистических стран с мусульманским большинством населения, а также Бахрейн, Тунис и Турция, где разрешен аборт по требованию или по многим причинам. Несмотря на жесткие законодательные запреты большинства стран ислама, в этих странах совершаются нелегальные аборты. Часто такие аборты делаются без помощи квалифицированных специалистов и приводят к заболеваниям и даже смертям женщин.

Контрацепция и аборты | Просмотров: 243 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 12.01.2018

abortion-debate1Современное христианство не имеет единой точки зрения на аборт. Католическая церковь запрещает аборты во всех случаях. Православные церкви при общем неодобрении абортов в некоторой мере смягчают отношение к абортам в особых случаях, таких как угроза жизни женщины. Протестантские церкви занимают очень разные позиции по абортам от осуждения любых абортов, кроме случаев угрозы жизни женщины, до признания абортов допустимыми в различных непростых обстоятельствах, вплоть до признания права выбора женщины, исходя из ее собственной совести. Однако, как правило, если протестантские церкви допускают аборты, то ограничивают их ранними сроками беременности, кроме экстренных случаев. Практически все церкви отвергают аборт как способ контроля рождаемости, отделяя аборт от контрацепции.

В связи с тем, что аборты исторически рассматривались в христианской традиции как форма убийства, современные консервативные церкви критикуют легализацию абортов государством и формируют движение за право на жизнь эмбриона (пролайф). Однако, часть протестантских церквей поддерживают легализацию абортов и движение за право выбора (прочойс). Такие либеральные церкви считают, что для снижения числа абортов необходимо создавать социальные и экономические условия, однако, выбор должен остаться за женщиной в ее конкретных жизненных обстоятельствах. Разделение христиан в отношении абортов обусловлено разными взглядами на статус плода: консервативные церкви с момента зачатия рассматривают эмбрион как человека, в то время как умеренные и либеральные церкви считают, что эмбрион постепенно превращается в человека, и защита жизни должна усиливаться по мере этого развития. 

Контрацепция и аборты | Просмотров: 270 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 20.11.2017

Silent_Siege_US_Supreme_CourtПротестантские церкви сильно разделены по вопросу абортов и заявляют очень разные позиции. Наиболее консервативные протестанты, многие из которых принадлежат американскому евангелизму и фундаментализму, занимают позицию в защиту права эмбриона на жизнь, рассматривая его статус равным статусу человека, резко осуждают аборты и поддерживают или продвигают их законодательный запрет, либо ограничительные меры. Американский евангелизм (евангеликализм, противопоставленный «основной линии» протестантизма) является второй после католичества ведущей силой пролайф-движения. Однако, в протестантизме не происходит столь категоричного неприятия любых исключений из запрета абортов, какое присутствует в официальном католичестве. Консервативные протестанты допускают немногие исключения, в которых аборты признаются допустимыми как меньшее зло.

Протестанты «основной линии» в США и многие протестанты в Европе, хотя в целом критикуют упрощенное отношение к проблеме аборта, часто поддерживают право выбора женщин как таковое, признавая, что женщины могут находиться в таких обстоятельствах, в которых аборт может быть обоснован, либо, что в таких обстоятельствах никто, кроме самой женщины, не вправе принять решение о рождении ребенка или аборте. Большинство протестантских богословов в Европе не рассматривают эмбрион как самостоятельное существо, по статусу равное новорожденному. Многие европейские специалисты по биоэтике в протестантизме считают, что, до тех пор, пока у эмбриона не развилась нервная система, органы и чувства, его нельзя приравнивать к человеку. Этические основания для защиты при таком подходе увеличиваются по мере развития эмбриона и зависят от его возраста. Это ограничивает допустимость аборта по мере увеличения срока беременности.

Контрацепция и аборты | Просмотров: 274 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 20.11.2017

catholicКатолическая традиция исторически порицает любые аборты. Однако, на протяжении значительной части истории католичества среди теологов было широко распространено представление о том, что аборты на раннем сроке беременности не должны рассматривались наравне с убийством, поскольку эмбрион еще не обладает человеческой душой. Хотя представление о появлении души человека во время зачатия существовало в раннехристианский период, это мнение не относится к числу общепринятых католических доктрин. Одинаково жесткое осуждение ранних и поздних абортов утвердилось в католической церкви лишь на рубеже XIX и XX веков. Вместе с абортами католическая традиция отвергла контрацепцию, что стало следствием неприятия любых форм нерепродуктивного секса.

Современное католическое учение утверждает, что человеческая жизнь возникает во время зачатия, и в эмбрионе заложена идентичность человеческой личности. Из этого положения католическая доктрина выводит требование защиты эмбриона, начиная с зачатия, и наделение его правами, равными с человеческой личностью, основным из которых является право на жизнь. Современная католическая церковь занимает наиболее жесткую позицию в отношении абортов среди христианских церквей и других религий, запрещая аборты при любых обстоятельствах, включая такие как угроза жизни и здоровью женщины. Католическая иерархия стремится продвигать законодательные ограничения абортов в политике. Однако, в текущей реальности, хотя многие католики считают аборт аморальным в общем случае, немногие католики согласны с тем, что аборты должны запрещаться во всех случаях, и немало католиков не разделяют требование запрета абортов законами государства. При этом распространенность тех или иных точек зрения по этим вопросам зависит от региональных особенностей, а также от частоты церковной практики мирян.

Контрацепция и аборты | Просмотров: 265 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 23.10.2017

Продолжение статьи Католичество и аборт

В отличии от средневековой теологии, современные официальные документы католической церкви избегают определения того момента, когда зародыш в действительности становится человеком. В эпоху современности католическое учение стало использовать термин «личность» и ссылаться на открытия в области эмбриологии и генетики. Современное учение утверждает, что зачатие дает начало человеческой жизни, и идентичность человека содержится уже в зародыше. 

Контрацепция и аборты | Просмотров: 249 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 23.10.2017

Христианская традиция исторически осуждает аборты. Хотя в канонических книгах Библии не существует никакого прямого запрета абортов, неканонические книги ранних христиан содержат упоминания об их осуждении. Многие патристические тексты резко осуждают аборты, однако, среди отцов церкви были разные мнения о том, следует ли приравнять к убийству аборт на раннем сроке беременности, что связано с разными взглядами о времени появления у эмбриона человеческой души. Ранние поместные соборы провозглашали длительное отлучение от церкви тех, кто совершал аборты после незаконных сексуальных связей. Позднее соборы стали провозглашать отлучение тех, кто совершал аборты в браке из-за нежелания увеличивать число детей.

Учение о том, что любой аборт подобен убийству, утвердилось в восточной церкви в VII веке. Но в западной церкви, хотя любой аборт считался грехом, на протяжении многих веков преобладало различение абортов, совершенных на ранних и поздних сроках. Ранние аборты часто не приравнивались к убийству. Это различение было окончательно прекращено в католичестве только в XIX веке. Некоторые протестанты связали неопределенность момента превращения эмбриона в человека с возможностью допускать аборты в определенных случаях, особенно, на ранних сроках беременности. Современное христианство в основном сохраняет негативное отношение к абортам, но среди церквей нет единой позиции в отношении исключительных случаев. В протестантизме нет консенсуса о том, может или не может женщина иметь как таковое право на аборт. 

Контрацепция и аборты | Просмотров: 258 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 19.09.2017

Подробная биография и обзор деятельности Мартина Лютера Кинга

Эта статья представляет собой перевод статьи англоязычной википедии Martin Luther King Jr. (с добавлением небольших уточнений, касающихся имен, названий и событий, необходимых для понимания темы русскоязычным читателям, а также с добавлением видеороликов на русском языке).

Мартин Лютер Кинг (младший) (урожденный Майкл Кинг) (1929-1968) — американский баптистский служитель и активист, ставший лидером движения за гражданские права чернокожих. Больше всего он известен своей ролью в развитии гражданских прав путем ненасильственного гражданского сопротивления на основе христианской веры.

Кинг стал правозащитным активистом в начале карьеры. Он руководил бойкотом автобусных линий в Монтгомери в 1955 году и помогал создавать Конференцию христианских лидеров Юга в 1957 году, работая как ее первый президент. Вместе с этой Конференцией Кинг руководил неудачной попыткой борьбы против сегрегации в Олбани штата Джорджия и помогал организовать ненасильственный протест в Бирмингеме штата Алабама в 1963 году. Кинг также способствовал организации Марша на Вашингтон 1963 года, во время проведения которого он стал известен речью «У меня есть мечта».

Биографии | Просмотров: 569 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 06.07.2017

Во второй части статьи описано завершение жизни Кинга, его убийство, последующие гипотезы по поводу убийства, основные идеи его философии и богословия и его наследие. 

(Кинг был смертельно ранен 4 апреля 1968 года, когда он стоял на балконе второго этажа мотеля. На фото: Мотель Лоррайн, где Кинг это произошло; сейчас там находится Национальный музей гражданских прав).

Биографии | Просмотров: 475 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 06.07.2017

Либеральная теология - направление протестантской теологии, распространенное в XIX - нач. XX века, которое стремилось адаптировать христианство к философии и науке того времени, представить идеи христианства на языке современности путем пересмотра традиционных церковных доктрин и смещая фокус внимания от веры в сверхъестественное на этическую сторону христианства и социальные аспекты.

Богословие | Просмотров: 549 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 08.05.2017

В буддизме нет специального учения о контроле рождаемости и контрацепции. Некоторое сложившееся в буддизме отношение к ним выводится из других принципов буддизма. В общем и целом в буддизме допускается применение контрацепции, если это не приводит к абортивному действию, и если это не используется для ведения беспорядочной половой жизни.

Контрацепция и аборты | Просмотров: 383 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 16.03.2017

Среди знатоков ислама нет единого мнения о контроле рождаемости и существуют разные трактовки религиозного учения. Большинство знатоков ислама допускают применение контрацепции. Религиозные лидеры многих стран ислама издали фетвы, одобряющие применение контрацепции. Однако, современная практика контроля рождаемости сталкивается в странах ислама с препятствиями, связанными, помимо другой трактовки учения ислама, с различными социо-культурными и политическими причинами. Некоторые страны ислама успешно проводят политику планирования семьи. Однако, часть исламского мира отвергает контроль рождаемости.

Контрацепция и аборты | Просмотров: 357 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 12.02.2017

womans_bible_genesisЭта статья представляет собой перевод статьи англоязычной википедии The Woman’s Bible (с мелкими уточнениями, касающимися имен и названий, необходимыми для понимания темы русскоязычным читателям, а также с минимальными дополнениями в последнем разделе).

«Женская Библия» — книга в двух частях, нехудожественного содержания, которая была написана активисткой за женское равноправие Элизабет Кэди Стэнтон и комитетом двадцати шести женщин и опубликована в 1895 и 1898 годах с целью подорвать традиционную позицию религиозной ортодоксии о том, что женщина подчинена мужчине. Изданием этой книги Элизабет Стэнтон желала способствовать продвижению радикальной теологии, направленной на освобождение женщин от угнетения.

«Женская Библия» вызвала большую полемику и противостояние после своего выхода в свет. Многие активистки, работавшие вместе со Стэнтон, возражали против публикации книги, опасаясь, что критика религиозной традиции принесет вред движению за женское избирательное право. Хотя «Женская Библия» не была признана библеистами как крупная работа, она стала популярным бестселлером, чем вызывала большую обеспокоенность суфражисток. Делегатки съезда Национальной женской американской ассоциации суфражисток выпустили официальное заявление, которое дистанцировало движение от более широких целей Стэнтон, включавщих в себя критику традиционной религии. Возврат к поднятой Стэнтон теме критики религиозных основ сексизма и объединение теологии с феминизмом осуществились лишь спустя около семьдесяти лет и более после публикации «Женской Библии»

Социальные вопросы | Просмотров: 521 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 18.01.2017

Иудаизм — национальная религия еврейского народа. Рождение детей в иудейской семье рассматривается как исполнение заповеди «плодитесь и умножайтесь», которая понимается в иудаизме как заповедь об умножении еврейского народа. В традиции иудаизма эта заповедь считается данной мужчинам. Авторитетные тексты иудаизма разрешают женщинам в определенных случаях использовать контрацепцию. Иудаизм в целом допускает ограниченное применение контроля рождаемости, хотя рождение детей очень ценится после массового истребления евреев во время Холокоста. Современные направления иудаизма неодинаково регламентируют случаи допустимости использования контрацепции и выбор ее методов.

Контрацепция и аборты | Просмотров: 456 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 04.01.2017

d0bad0b5d0bdd182d0b5d180d0b1d0b5d180d0b8d0b9d181d0bad0b8d0b9-d181d0bed0b1d0bed180Хотя протестантские реформаторы выделяли как ценность единение супругов в браке (в отличии от традиционного католичества, для которого основной целью брака много столетий было деторождение), основоположники протестантизма и протестантские церкви в целом до XX века не одобряли контроль рождаемости. Отношение протестантизма к контролю рождаемости изменилось только в XX веке. В современном мире подавляющее большинство протестантов в той или иной мере считают допустимым использование контрацепции в браке.

Первые изменения в отношении христиан к контрацепции произошли в Англиканской церкви. На Ламбертской конференции в 1930 году прозвучало признание возможности морального оправдания использования контрацепции. 

Контрацепция и аборты | Просмотров: 393 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 06.12.2016

d0bcd0b5d180d0bed0bfd180d0b8d18fd182d0b8d0b5-d0b2-d0b5d0b2d0b0d0bdd0b3d0b5d0bbd18cd181d0bad0bed0b9-d186d0b5d180d0bad0b2d0b8Эта статья написана на основе перевода нескольких частей статьи англоязычной википедии Protestant views on contraception, с небольшими уточнениями и дополнениями к ним.

В то время как в протестантизме в целом преобладает принятие контроля рождаемости, в консервативной части протестантизма встречаются различные точки зрения. Существует небольшое число крайних консерваторов, которые продолжают отвергать допустимость контроля рождаемости и встречают возражения других протестантов с консервативными взглядами. Существует некоторая группа консервативных протестантов, которые по образцу католического учения считают допустимой только естественную контрацепцию. На общем фоне протестантизма число таких протестантов невелико. Многие протестанты консервативных убеждений признают допустимость неабортивных методов искусственной контрацепции, однако между ними нет единства по поводу оценки отдельных методов.

Контрацепция и аборты | Просмотров: 136 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 06.12.2016

orkВ православии отсутствует руководящий центр, подобный папе римскому в католичестве, постановления которого были бы обязательными для всех православных. Для православных важным духовным авторитетом в вопросах веры и церковной практики является святоотеческое предание (наставления древних отцов церкви). Некоторые православные, как и официальное католичество, склоняются к мнению, что святоотеческое предание не допускает применения контрацепции. Однако, другие православные считают, что древняя практика церковного осуждения направлена против того, что приводит к абортам, но вопрос контроля рождаемости вне этой темы вообще не рассматривается в период отцов церкви. Среди православных нет консенсуса о контроле рождаемости: некоторая часть православных относится к контрацепции негативно, но другие православные считают приемлемыми неабортивные методы контрацепции.

Контрацепция и аборты | Просмотров: 397 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 19.11.2016

st-_peters_basilica_in_vatican_cityКатолическая церковь одобряет только естественные методы контрацепции, основанные на знании о фертильных и стерильных периодах у женщин, и запрещает все искусственные методы контроля рождаемости. Но в современном мире значительное число католиков не разделяет эту официальную позицию церкви. (Статья описывает историю и современные процессы).

Традиционный католический взгляд на применение контрацепции следует начать рассматривать с истории развития отношения к сексуальности самой по себе, которое было заложено в раннем христианстве. Из этого, как следствие, вытекает традиционное отношения к рождению детей и использованию контрацепции.

Раннее христианство развивалось в окружении гедонистического римского мира, с одной стороны, и в условиях преследований за веру, с другой стороны. Гедонизм римлян вызывал у ранних христиан отторжение и осуждение плотских удовольствий, а преследования в совокупности с ожиданием скорого второго пришествия Иисуса Христа формировали представление о превосходстве идеала безбрачия над браком. Это нашло отражение, в частности, в посланиях апостола Павла, включенных в церковный канон священных книг, а в дальнейшем воплотилось в монашеской традиции. Находясь отчасти под влиянием философии древнегреческого стоицизма, ранние христиане восприняли стоический аргумент о том, что плотские страсти отвлекают от созерцания Бога.

Контрацепция и аборты | Просмотров: 435 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 16.11.2016

gladden_wВашингтон Гладден (Washington Gladden) (1836-1918) — американский служитель церкви, один из ведущих представителей либерального протестантизма в США, зачинатель движения социального евангелия, журналист и автор книг.

Вашингтон Гладден родился 11 февраля 1836 года в местности Поттсгроув (Pottsgrove) штата Пенсильвания в ортодоксальной кальвинистской семье. Его родителями были Соломон Гладден и Аманда Даниелс. Полное имя, которое он получил при рождении, двойное — Соломон Вашингтон. Отец Гладдена был учителем, а два дедушки — сапожниками.

Когда Гладдену было шесть лет, его отец умер. Через два года Гладден с матерью переехал в деревню Овего (Owego) штата Нью-Йорк, где затем он рос на ферме своего дяди. Это место в западной части Нью-Йорка входило в область, названную «Выжженный район» (Burned-over district — буквально можно перевести как «Выжженный свыше район»). Такое название было дано этой местности в связи с тем, что там возникали и развивались движения духовного пробуждения (ривайвелизма), относящиеся к периоду Второго великого пробуждения в США (конец XVIII-середина XIX века). Вашингтон Гладден провел в этой местности большую часть своего детства. Религиозность местности в сочетании с благочестием его семьи формировали в нем глубокий духовный интерес.

Биографии | Просмотров: 453 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 24.09.2016

Социальное евангелие (социальный евангелизм, social gospel — англ.) — религиозное социально-реформаторское движение США конца XIX — начала XX века (распространилось также в Канаде). Согласно энциклопедии Британника, временные рамки развития социального евангелия приходятся примерно с 1870 по 1920 годы. Пик развития движения относится к началу XX века. После Первой мировой войны социальное евангелие пошло на спад, однако в дальнейшем его идеи оказывали влияние на движение за гражданские права в США, экуменические движения и продолжают сохранять влияние до сих пор.

Движение социального евангелия стало ответом на проблемы, возникшие в американском обществе в связи с быстрым ростом индустриализации, урбанизации и увеличением притока эммигрантов в период «позолоченного века» — эпохи, которая характеризуется быстрым ростом экономики и численности населения США в конце XIX века (1870-1900-е годы). Эта эпоха после депрессии американской экономики 1893-1897 годов перешла в эпоху прогрессивизма, который проявился в широкой социальной активности и политических реформах (1890-1920-е годы). 

Богословие | Просмотров: 600 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 24.06.2016

В этом году я заметила, что с каждым годом мне все меньше хочется на Рождество (как и другие церковные праздники) посещать богослужение. Таких церквей, учение которых полностью соответствует моим убеждениям, в России просто не существует. Но дело не только в этом. Я чувствую, что с каждым годом все меньше нуждаюсь в том, что принято считать религиозной практикой.

... В 30-40 годы XX века немецкий пастор и богослов Дитрих Бонхеффер высказал ставшую популярной идею о том, что человечество достигло совершеннолетия, выйдя из того детского возраста, когда оно нуждалось в религии как опоре в жизни и способе объяснения явлений. Однако, он считал этот факт не ужасающим, а естественным. Не случайно же употреблено слово "совершеннолетие": ребенок вырос естественным образом, по законам природы, обратно загнать его в колыбель уже невозможно. Но это, по мысли Бонхеффера, не является концом христианства как такового. Христианство - это не религия, а отношения между людьми. Быть христианином не означает быть религиозным, а означает просто быть человеком в подлинном смысле этого слова. Я думаю, что это очень верные мысли, хотя мои личные взгляды, очевидно, во многом отличны от взглядов Бонхеффера.

Размышления | Просмотров: 516 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 04.01.2016

Давно собиралась заняться развитием темы о связи христианства, демократия, либерализма и прав человека. Начну сейчас. Начну с короткого изложения основных тезисов. В качестве дополнительной помощи использую статью покойного православного богослова игумена Вениамина Новика «Христианская основа либерализма». Изложу своё понимание, исходя из личных убеждений и из того, что я читала или слышала когда-то раньше.

В основании демократии и либерализма лежит представление о ценности человеческой свободы. Первое и самое главное обоснование этой ценности с христианской точки зрения заключено в понимании свободы как фундаментального дара Бога человеку. В ходе развития теодицеи на вопрос о том, почему в мире существует зло, христианство отвечало, что Бог сотворил человека не марионеткой, а разумным существом, обладающим свободой воли и свободой выбора. Таким образом, свобода — это наивысшее и наиважнейшее благо, полностью соответствующее желанию и целям Творца.

Размышления | Просмотров: 2035 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 19.10.2014

Сегодня в Ватикане прошла торжественная церемония канонизации двух пап: Иоанна XXIII и Иоанна Павла II. Комментаторы отмечают мудрость папы Франциска в том, что одновременно он канонизировал папу-реформатора и папу, который по ряду вопросов считается консервативным. Тем самым Франциск удовлетворил духовный запрос со стороны как либеральных, так и более традиционных католиков, и подчеркнул, что церковь вмещает и объединяет как тех, так и других.

При этом Франциск явно выделил важность реформ и обновления церкви тем фактом, что, канонизируя Иоанна XXIII, он сам нарушил принятые в церкви правила канонизации, не дожидаясь проявления чуда заступничеством почившего.

Размышления | Просмотров: 692 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 27.04.2014

Христиане начали праздновать Пасху.  Для церкви это самый великий праздник. Его традиционное понимание связано с представлением об Иисусе как воплощённом Боге, который пришёл в мир, чтоб искупить людей от власти первородного греха и смерти.

... Понятно, что в такую доктрину можно верить или не верить. Доказать, что она верна, невозможно, как невозможно и доказать факт воскресения самого Иисуса.

Было ли воскресение Иисуса в действительности? Или же воскресение - плод народной фантазии, как полагают многие скептики уже несколько столетий подряд? Может быть, в основе веры христиан лежат просто галлюцинации и групповое внушение учеников Иисуса, как предполагают другие? Или же, как допускают третьи, Иисус вообще не умер, но находился в глубоком бессознательном состоянии, а после очнулся? Или, как это описано даже в Евангелии в качестве мнения некоторых, ученики выкрали тело Иисуса из гробницы?

Я не имею намерения давать ответы на эти вопросы из-за очень простой причины: мы не можем знать то, что было много столетий назад, и что окружено противоречивыми свидетельствами, которые с научно-исторической точки зрения невозможно считать достоверными. Можно лишь верить в традиционную доктрину церкви, либо же верить в иные версии.

Размышления | Просмотров: 1487 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 21.04.2014

Сейчас завершился день, когда христиане всего мира переживали страстную пятницу — день воспоминания распятия Иисуса Христа. Напомню, что в этом году западный и восточный пасхальные календари совпадают, поэтому католики, православные и протестанты переживают этот день одновременно, как и встретят пасху тоже в один день.

Согласно традиционной христианской доктрине, Иисус Христос добровольно предал себя на распятие для искупления грехов человечества. Интерпретация этого важного для христиан аспекта, однако, имеет, как и многое другое в христианстве, разное понимание.

Размышления | Просмотров: 666 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 19.04.2014

Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)Вынести свою жизнь на суд совести и решить, чью сторону занять: тех, кто предал Христа или тех, кто сохранил ему верность? С таким призывом обратился к христианам всего мира в Вербное воскресенье Папа римский.

Когда я посмотрела репортаж, у меня возникло желание предложить подумать о многообразии интерпретаций понятий о "верности Христу" и "предательства Христа". Я могла бы об этом сказать очень много, но политическая напряжённость отнимает внимание к актуальным событиям и немало времени. Поэтому я напишу коротко.

Размышления | Просмотров: 674 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 13.04.2014

Папа Франциск посвятил свою первую проповедь, которая сопровождала еженедельную воскресную молитву  Angelus («Ангел Господень»), теме  милосердия. Он вспоминал знаменитое повествование из Евангелия от Иоанна о том, как Иисус простил блудницу, которую фарисеи собирались побить камнями в соответствии с религиозным законом того времени. Иисус в этом повествовании обратился к этим людям со словами: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень», после чего они разошлись, обличаемые собственной совестью.

Многие ждут от нового Папы реформ церкви и при этом многие сомневаются в возможности радикальных реформ. 

Размышления | Просмотров: 730 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 19.03.2014

В заглавии этой статьи поставлено «расколдовывание мира» — термин социолога Макса Вебера, по сути описывающий развитие научного мышления. «Расколдовывание мира» — это постепенный поворот в истории от магизма и суеверий к рациональному познанию, процесс освобождения от веры в действие потусторонних сил в природе. По Веберу этот процесс начинается со времён античности, определённое место в нём занимают библейские пророки. Но кульминации он достигает в эпоху развития протестантизма, когда религия переходит от сосредоточения на потустороннем к «мирским» задачам и проблемам.

... Помимо объяснения библейских историй естественными причинами, есть также метод реинтерпретации Библии, основанный на демифологизации. «Демифологизация» — термин, введённый теологом Бультманом, который означает критическое истолкование мифической картины мира Библии посредством поиска в мифологии экзистенциального смысла и объяснение этого смысла на современном языке. Демифологизация как метод реинтерпретации Библии подразумевает не простой отказ от мифологии, а поиск значения её символов, остающееся актуальным, учитывая те цели, которые, по мнению интерпретаторов, преследовали авторы.

Эту статью я пишу для того, чтобы отобразить историю появления и развития различных направлений критического взгляда на Библию и христианство в условиях, когда наука породила здоровый скептицизм в отношении традиционных церковных доктрин.

Богословие | Просмотров: 904 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 19.08.2013

Неудивительно, что образ Иисуса Христа, возвестившего любовь Бога к человечеству, имеет выраженное сходство с образом греческого Прометея: оба сострадают людям, оба хотят сделать им добро, помочь в их бедах, оба заранее знают, что за это подвергнутся тяжкой участи. Оба страдают невинно. "Без вины страдаю - глядите!" – восклицает Прометей Эсхила.

Таким образом, на первый план в мифе выступает не столько восстание против богов само по себе, сколько то, что Прометей желает людям дать благо и соглашается пострадать ради этого. Страдание во имя человека – вот главный смысл этой древней легенды.

... Легенда о Прометее ... прославляет бунт против религии бездушия, против веры в несправедливых и жестоких богов. Огонь знания разрушает нелепые стереотипы религиозного мышления прошлого. Причём прославляется не бунт ради бунта как таковой, а бунт ради человеколюбия и сострадания. Иначе говоря, восстание Прометея является воплощением философии гуманизма, до сих пор столь ненавистной многим ортодоксальным верующим.

Размышления | Просмотров: 1500 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 19.10.2012

"...одна религия ничуть не хуже другой. Нет ни одной, исповедуя которую, нельзя не стать мудрецом, и нет ни одной, которую нельзя бы было превратить в бездумное идолопоклонство." (Герман Гессе)

Омерзительно поведение христиан, которые превозносят свою веру как единственную истинную, обзывая все другие "лжерелигиями" и "сатанизмом". Отвратительно видеть заголовки статей христианских фундаменталистов, обзывающих Пророка Мухаммеда лжепророком.

А между тем, Пророк Мухаммед был для жителей Аравии тем же, чем для евреев - Моисей. И слишком примитивно было бы сказать, что речь идёт лишь о призыве отказавшись от одной религии (языческой) принять другую (единобожие). Потому что вера, которую несли пророки, заключалась вовсе не в ритуальном поклонении, но прежде всего в проповеди этических норм, которые вели (и продолжают вести) человечество на более высокую духовную ступень развития.

Размышления | Просмотров: 896 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 15.02.2011

Каждый третий понедельник года Америка отмечает День Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King Day) - праздник, посвященный жизни и идеалам чернокожего борца за гражданские права. Деятельность и учение Мартина Лютера Кинга - яркий пример  применения веры в практической социальной жизни современного мира. 

Мартин Лютер Кинг показывает, что в сфере религии находятся не только духовные проблемы, касающиеся спасения души человека для вечности, но и проблемы, связанные с улучшением качества земного существования - с борьбой против социальной несправедливости, дискриминации, бедности, неравенства и вражды между социальными группами людей. Это сближает Кинга с теологией освобождения, но с тою существенной разницей, что Кинг делает главный упор на неприемлемость употребления насилия в борьбе. 

Кинг особенно интересен соединением традиционных христианских взглядов с философией ненасилия, гораздо более характерной для восточных религий, а в христианстве связанной главным образом с "нетрадиционными" общинами, которые принято называть "сектами". Но Кинг, подобно Льву Толстому, убеждён в том, что принципы ненасилия утверждаются самим Иисусом Христом в Евангелии.

Кинг важен для нас также ещё и тем, что он осуществлял борьбу за универсальные принципы прав человека, обосновывая их правомерность принципами христианской морали.

Биографии | Просмотров: 1804 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 15.01.2011

Либерализм является безусловным проявлением духа подлинного христианства (то есть евангельского учения Иисуса Христа) , а в историческом контексте - следствием развития христианской культуры общества. Таким стало моё глубокое убеждение уже очень давно. Права человека, в основе которых лежат принципы гуманизма - уважение к личности человека, свобода, равенство и братство всех людей вне зависимости от каких бы то ни было различий между ними - являются воплощением христианского учения. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства", - гласит 1 статья Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.


В нашем обществе по этому вопросу не существует ясности, а скорее утверждается обратное. Тому есть, как минимум, две основные причины...

... Именно дух христианства (не церкви как государственного института, а того учения, которое Иисус Христос оставил своим ученикам) является тем основанием, на котором развилась концепция о равном достоинстве всех людей и свободе, откуда исторически происходит теория либерализма и всеобщих прав человека.

Размышления | Просмотров: 1011 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 12.01.2011

Статья написана в январе 2010 г. - после землетрясения на Гаити и по прочтении публикации Владимира Абаринова "Толчок к размышлению".

Патриарх Кирилл заявил,что причиной бедствия гаитян был их плохой "нравственный облик". Помимо патриарха, подобные речи ведёт проповедник-евангелист Пэт Робертсон и вообще религиозные фундаменталисты. Я категорически не согласна с такой трактовкой человеческих страданий.

...На самом деле христианство (подлинное христианство, а не его историческая карикатура) провозглашает не Бога карающего, а Бога страдающего, - Бога, который в лице Иисуса Христа разделяет все скорби человечества и всю боль страдания каждого человека. В этом образе нет места гневу и карам. В этом образе нет ничего, кроме любви и сострадания.

Размышления | Просмотров: 2748 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 22.11.2010

Размышление из серии недогматического прочтения Евангелия. Евангелие от Луки, 19:1-10

Путешествуя по дорогам Израиля, странствующий проповедник Иисус зашёл в город Иерихон. Как и повсюду в других местах, молва о его появлении опережала его, и любопытствующий народ собирался, чтобы поглядеть на него. Среди народа находился человек по имени Закхей. Он был начальником сборщиков налогов, как и другие представители этого ремесла, обогатившийся не только честными, но и нечестными путями. Люди не любили сборщиков налогов за то, что те обирали их, и за то, что те делали это в пользу казны иноземных эксплуататоров.

Услышав весть о появлении известного учителя, о котором некоторые поговаривали, что он и есть обещанный через пророков Мессия, Закхей захотел также посмотреть на него. Однако его ждало разочарование: имея от природы небольшой рост, он не мог ничего увидеть за толпой любопытствующих. Всеобщее оживление и ажиотаж ещё больше подстегнуло его желание, и он, забежав вперёд, как мальчишка влез на дерево. Вероятно, в это время в его душе всколыхнулись все те экзистенциальные вопросы, которые в большей или меньшей мере беспокоят каждого человека в определённые жизненные моменты. И вот, наконец, он увидел приближающегося учителя...

Размышления | Просмотров: 873 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 16.11.2010

Статья написана в середине 2008 г. и посвящена теме бунтарства против общепринятых религиозных стереотипов некоторых библейских героев.

Бунт как протест против несправедливости и зла, царящих на земле, или против простоты стереотипных ответов религии на сложные философские вопросы отнюдь не чужд Библии. Наиболее яркими примерами являются пророки, обличавшие царей и народ в грехах и призывавшие встать на путь добра и справедливости.

Откровение, которое несут пророки, заключается в следующей истине: Бог даёт людям религию, чтобы они жили праведно, в нравственных заповедях заключена вся суть религии, и когда люди вместо этого заменяют добро и справедливость соблюдением обрядов и традиций, эта религия оказывается лишённой своего смысла.

Размышления | Просмотров: 1337 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 25.12.2009

От того, как мы будем относиться к чтению и истолкованию Библии, зависит не только ответ на вопрос, какая из христианских конфессий покажется нам наиболее близкой и «правильной». Вопрос встаёт гораздо глубже. От того, как мы отнесёмся к прочтению Библии, будет зависеть наше представление о Боге и нормах нравственности. То есть, отношение к Библии, если мы являемся верующими, будет самым существенным образом влиять на наши духовные идеалы.

Конечно, сейчас принято говорить, что Библия учит только добру. Но если это так, почему же многие верующие оказываются злобны и нетерпимы? Почему в истории христианства так много принуждения? Почему бывают религиозные войны? Почему преследуются еретики? Почему в Средние века практиковалось даже сожжение на кострах? Проще всего ответить на эти вопросы стандартным шаблоном: «Люди, которые так поступали, плохо читали Библию, или же не хотели соблюдать её заповеди». Ответ этот, однако, на самом деле является не только примитивным, но и в корне неверным. И в наши дни, как и раньше, среди «гонителей еретиков» и среди «ревнителей чистоты веры» вы встретите активно цитирующих библейские фразы и, по-своему, искренне стремящихся жить в соответствии с религиозной традицией, людей. Да, среди них немало фарисеев, но и евангельские фарисеи были по-своему искренними «ревнителями веры». Так в чём же дело? А дело именно в том, что Библию читать можно очень по-разному…

Размышления | Просмотров: 1255 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 23.05.2008

Вопрос об истинности или ошибочности доктрины первородного греха является наиболее серьёзным предметом разногласий между иудеями и мусульманами, с одной стороны, и христианами – с другой. В этой статье мне хочется представить все три позиции, чтобы дать информацию к размышлению уважаемых читателей и так же изложить своё личное рассуждение по этим точкам зрения.

Первое и, пожалуй, самое главное, что бросается в глаза и вызывает недоумение, - это сам термин. Первородный грех – это грех прародителя Адама, который каким-то образом передаётся его потомкам, по представлению христиан. Однако слово «грех» однозначно воспринимается всеми людьми как некоторое плохое действие, вследствие которого человек оказывается виновен перед Богом и/или перед людьми и несёт за эту вину личную ответственность. Естественное чувство справедливости напрочь отметает идею передачи вины по наследству и возложение ответственности за греховное деяние на кого-либо другого, кроме самого виновного. Осознают это обстоятельство и сами христиане.

Размышления | Просмотров: 1885 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 30.03.2008

Психологам хорошо известно, что человеку свойственно приписывать окружающим свои собственные качества. ... человеку свойственно и Бога представлять по своему образу и подобию.

... Таким образом, в рассуждениях о Боге мы оказываемся перед дилеммой между буквализмом антропоморфизмов и абстракцией апофатики. С одной стороны, мы имеем многообразие человекоподобных черт, приписываемых Богу. С другой стороны, - полное НИЧТО («не то, не то») – Бог, которого не существует по отношению к нашему обыденному опыту.

Размышления | Просмотров: 1204 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 04.02.2008

Эти заметки написаны в начале 2008 г. и представляют собой связанный цикл. 

В этом повествовании я рассказала немного о себе, своём духовном пути и своих убеждениях. Следует отметить, что с тех пор мои убеждения  несколько эволюционировали, хотя во многом схожи с описанными здесь. (Возможно, в дальнейшем я напишу новое изложение, но данные размышления все равно имеют смысл, так как они отражают важные для меня идеи на том этапе моего жизненного пути).

Размышления | Просмотров: 1462 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 01.12.2007

Перевести

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои тематические страницы в социальных сетях

Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.