Вторник
19.09.2017
20:04
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Мои статьи - Религия и мир »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Либеральная теология [6]
Социальное евангелие [6]
Мартин Лютер Кинг [9]
Библия и теология [13]
Новости зарубежом [20]
Социальная тематика [13]
Размышления [21]
. [0]

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Klara

Время жизни сайта

Главная » Файлы » Библия и теология [ Добавить материал ]

О нравственной ценности библейской критики
23.05.2008, 12:31

Статья написана в мае 2009 г. Иллюстрация - картина Николя Пуссена "Иисус Навин борется с Амалеком".

От того, как мы будем относиться к чтению и истолкованию Библии, зависит не только ответ на вопрос, какая из христианских конфессий покажется нам наиболее близкой и «правильной». Вопрос встаёт гораздо глубже. От того, как мы отнесёмся к прочтению Библии, будет зависеть наше представление о Боге и нормах нравственности. То есть, отношение к Библии, если мы являемся верующими, будет самым существенным образом влиять на наши духовные идеалы.

Конечно, сейчас принято говорить, что Библия учит только добру. Но если это так, почему же многие верующие оказываются злобны и нетерпимы? Почему в истории христианства так много принуждения? Почему бывают религиозные войны? Почему преследуются еретики? Почему в Средние века практиковалось даже сожжение на кострах? Проще всего ответить на эти вопросы стандартным шаблоном: «Люди, которые так поступали, плохо читали Библию, или же не хотели соблюдать её заповеди». Ответ этот, однако, на самом деле является не только примитивным, но и в корне неверным. И в наши дни, как и раньше, среди «гонителей еретиков» и среди «ревнителей чистоты веры» вы встретите активно цитирующих библейские фразы и, по-своему, искренне стремящихся жить в соответствии с религиозной традицией, людей. Да, среди них немало фарисеев, но и евангельские фарисеи были по-своему искренними «ревнителями веры». Так в чём же дело? А дело именно в том, что Библию читать можно очень по-разному…

Дело в том, что в Библии присутствуют пассажи, которые совершенно не соответствуют современным нравственным представлениям, причём зверские поступки в них объявляются волей Бога. Например:

«Людей же всех перебили мечом, так что истребили всех их; не оставили ни одной души. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал; не отступил ни от одного слова во всём, что повелел Господь.» (Книга Иисуса Навина, 11:14-15)

«Так говорит Господь Саваоф: Вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шёл из Египта. Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца«. (1-я книга Царств, 15:2-3)

«Дочь Вавилона, опустошительница ! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам ! Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень !» (Псалмы, 136:8-9)

Подобные пассажи рождают в умах религиозных фундаменталистов образ тоталитарного Бога-диктатора, с радостью уничтожающего своих врагов. В самом деле, написано же в боговдохновенной книге:

«Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя.  Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.Ты истребишь плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих …Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их» (Пс. 20,9-15)

Думающих людей такое фундаменталистское прочтение Библии ведёт прямой дорогой к атеизму:

«Наша Библия рисует характер Бога с исчерпывающей и безжалостной точностью. Портрет, который она нам предлагает, – это в основном портрет человека, если, конечно, можно вообразить человека, исполненного и переполненного злобой вне всяких человеческих пределов… Все его деяния, изображённые в Ветхом завете, говорят о его злопамятности, несправедливости, мелочности, безжалостности, мстительности. Он только и делает, что карает – карает за ничтожные проступки с тысячекратной строгостью; карает невинных младенцев за проступки их родителей; карает ни в чём не провинившихся обитателей стран за проступки их правителей; и снисходит даже до того, что обрушивает кровавую месть на смирных телят, ягнят, овец и волов, дабы покарать пустяковые грешки их владельцев. Более гнусного и разоблачающего жизнеописания в печатном виде не существует. Начитавшись его, начинаешь считать Нерона ангелом…» (Марк Твен).

Если Бог таков, каким Его изображают фундаменталисты, то людям не только позволительно воевать с «врагами веры», но даже и похвально, ибо это богоугодно. Ведь написано же: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.» (Пс. 138, 21-22)

Отсюда понятны истоки и средневековых костров, и крестовых походов, и вообще нетерпимости и ожесточения многих верующих (современные верующие отнюдь не являются исключением).

«Приказ об убийствах женщин и детей, несомненно, исходил от Бога» - написал мне один верующий в диалогах по этому вопросу в ЖЖ.  И далее он продолжил: «Причём, моя церковь верит в то, что Бог Ветхого Завета, это Иисус. Т.е., получается, кошмарно-бесчеловечные приказы исходили от Него».

Это апогей и тупик религиозного фундаментализма. Дальше – либо вера в тоталитаризм вместо любви (что с фундаменталистами и происходит), либо атеизм для тех, кто не хочет верить в такого бога, либо либеральная религия для тех, кто верит в Бога, но не верит в тоталитаризм (но для неё нужно иметь некоторые знания).

Формы либерализма в религии могут быть разными. Но, так или иначе, все они будут связаны с проблемами библейской критики.

Разный ли Бог в Ветхом и Новом Заветах? Да, разумеется, разный. Для верующих можно уточнить: конечно, не Бог разный, а разный образ Бога, то есть разные представления о Нём. Более того, даже и в Ветхом Завете не один образ, а множество!

Дело в том, что на самом деле Библию писал не один человек, а многие люди, находившиеся в разных обстоятельствах, в разной среде и в разное историческое время. В результате в Библии мы имеем взгляды в разных ракурсах, а не одну и ту же монолитную идею. По этой самой причине существует такое множество христианских конфессий, где библейские тексты интерпретируются по-разному.

К примеру, большинство христианских конфессий из Библии черпают веру в бессмертие души, в то время как адвентисты и свидетели Иеговы из той же Библии черпают веру в то, что душа существует только в теле, подтверждая своё убеждение несколькими цитатами Ветхого Завета. Соответственно, представления об аде у этих конфессий так же иное: в то время как большинство христиан верят, что души нераскаявшихся грешников страдают в аду, адвентисты и свидетели Иеговы убеждены, что ад – ни что иное как полное уничтожение человека.

Представители разных конфессий могут до умопомрачения спорить по поводу того, кто же понимает Библию правильно, в то время как на самом деле разные библейские авторы имели разные представления по ряду вопросов, как в приведённых примерах.

В этом кроется и причина противоречий в Библии, на которые сильно любят указывать неверующие. Противоречия эти ими не выдуманы, они действительно имеют место и подтверждают идею, что Библия – не только книга Божественных откровений, но и книга, имеющая вполне земную, человеческую природу.

Преклонение перед библейской буквой приводит к очевидным абсурдам, когда один человек может цитировать какую-то библейскую фразу в подтверждение одного утверждения, а другой находит цитату, говорящую в пользу прямо противоположной идеи. Очевидно, что, читая Библию, нужно стараться вникать в общий смысл той или иной книги, учитывая культурный и исторический контекст, в котором жили её авторы-люди, а не цепляться мёртвой хваткой в отдельные фразы.

Все библейские книги достаточно древни, что естественно отражается на мышлении её авторов. Перенос большинства представлений древних авторов на нашу эпоху попросту невозможен, и в случаях таких попыток может приводить к ужасающим последствиям религиозного фанатизма, нетерпимости и насилия.

Приведём лишь несколько исторических примеров. Оставляя в стороне борьбу с ересями и еретиками в эпоху Вселенских Соборов, обратимся к Средним векам.

Известный (и по многим другим вопросам неплохой) богослов Запада Фома Аквинский учил, что, в отличие от язычников, которые не узрели света истины, еретики отвернулись от него и тем самым совершили преступления против Святого Духа и собственной совести. Поэтому, добавлял Фома, еретиков «надо заставлять, далее используя физическое принуждение, выполнять то, что они обещали, и сохранять то, что они однажды признали». Отсюда рождается оправдание методов «святой инквизиции». Именно на этом основании Григорий XVI в 1832 году объявил безумием свободу совести, а в 1864 году она была официально осуждена римским престолом. (Заметим, что в наши дни право на свободу совести запечатлено в документах реформ II Ватиканского Собора).

Другой пример. Мартин Лютер во время восстания крестьян под началом Томаса Мюнцера призывает князей убивать восставших «как бешенных псов», мотивируя это тем, что Господь затопил весь мир потопом и уничтожил Содом огнем, чтобы истребить нечестивых.

В России одним из непримиримых гонителей инакомыслящих был игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (заметим, канонизированный церковью святой). Иосиф обрушил на еретиков немало богословско-полемических «Слов», написанных в злобно-воинствующем духе. В «огненных казнях» и тюрьмах Иосиф видел «ревность» по православной вере. Он проповедовал, что руками палачей казнит еретиков сам Святой Дух. Убеждая царя в необходимости физического уничтожения инакомыслящих, Иосиф говорил, что «грешника или еретика руками убить или молитвой едино есть», и что казнить еретика – значит «руку освятить». Необходимость суровых мер Иосиф подтверждал примерами из ветхозаветной истории. Он ссылался также на примеры из жизни представителей церкви, например Льва Катежского, который, согласно преданию, одной своей епитрахильей сжег еретика Лиодора. Иосиф обращался также к «градским» законам, вошедшим в состав Кормчей книги, которые предписывали карать смертной казнью за переход из православия в другую религию. Жестокие «градские» законы, преследовавшие свободу совести, Иосиф называл «божественным писанием», подобным пророческим и апостольским книгам.

После Иосифа к борьбе с еретиками призывал московский митрополит Даниил. Обосновывая казни еретиков, Даниил в своих проповедях приводил слова Иоанна Златоуста, оправдывавшего казнь «по воле божьего человеколюбия», а также епископа Емесского Евсевия, учившего, что «убийство бога ради несть убийство». В обоснование своих инквизиционных взглядов Даниил ссылался и на блаженного Феодорита, говорившего, что и Моисей велел убивать лжепророков. Запрещая общение с еретиками, Даниил старался вызвать к ним чувство «совершенной ненависти». Он убеждал «воззревать против врагов божьих» «божественной ревностью и проявлять к ним праведную ярость»

Для расправы с раскольниками-старообрядцами в 1685 г. был издан указ, известный под именем «12 статей о раскольниках». Этот указ санкционировал массовый террор под видом охраны «чистоты» православия. Творцом указа был фанатик и злейший враг раскольников патриарх Иоаким, считавший делом своей жизни «искоренение злого плевела еретического вконец». Указ предписывал пытать тех, кто не подчинялся официальной церкви и ее служителям. Раскольников предлагалось сжигать в срубе, а пепел их развеивать по ветру. Раскольников, раскаявшихся под пытками, предписывалось заключать в монастырские тюрьмы и держать пожизненно в строгом заточении.

Подобных примеров на протяжении истории христианства множество. Заметим, что даже и само крещение Руси проходило в атмосфере борьбы с прежней народной верой путём насилия. Вот один из летописных примеров:

«В Новгороде люди, увидев, что Добрыня идет крестить их, учинили вече и заклялись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. И когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их Добрыня ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на настоящих своих врагов. Высший же над славянскими жрецами Богомил, который из-за своего красноречия был наречен Соловьем, запрещал людям покоряться.

Мы же стояли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол сказал, явилось безумием и обманом. И так мы пребывали два дня и крестили несколько сот людей.

Тоща тысяцкий новгородский Угоняй, ездил повсюду и кричал: «Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание.» Народ же оной страны, рассвирипев, дом Добрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправился выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегся, так как все видевшие их думали, что видят своих воинов. Он же, дойдя до двора Угоняя, его и других первых мужей тотчас послал к Добрыне за реку. Люди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые пошли и церковь Преображения Господня разметали и дома христиан стали грабить. А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи, придя к Добрыне, стали просить мира.

Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, деревянные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым великая печаль. Мужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за настоящих богов. Добрыня же, насмехаясь, им говорил: «Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, какую пользу вы от них чаять можете». И послал всюду, объявив, чтоб все шли ко крещению. <…> И пришли многие, а не хотящих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. <…> И так крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди и поносят новгородцев, мол, их Путята крестил мечем, а Добрыня огнем.» (Лаврентьевская летопись)

Насильственное обращение в веру и навязывание догматов церкви проходит через всю историю христианства как Западе, так и на Востоке. Как и репрессии против еретиков и против покидающих веру (чаще всего это были возвращающиеся к религии предков насильственно «обращённые» в христианство).

Понятно, что в основном всё это насилие вдохновлялось примерами из Ветхого Завета. Новый Завет не призывает к насилию в вопросах веры. И даже тогда, когда речь идёт о суде Бога, в основном Новый Завет говорит о праведном суде по делам, а не по убеждениям.

Однако и в Новом Завете содержатся пассажи, представляющие Бога в не слишком милосердном свете. Сюда можно отнести идею вечных огненных мук, уготованных грешникам (проблему абсурдности вечных мучений затрагивают различные христианские богословы   как либеральные, так и традиционные, и эта тема требует отдельного рассмотрения).

К примеру, в одном из своих посланий апостол Павел предрекает суд Божий, ни больше, ни меньше, за то, что люди не пожелали принять слов его проповеди:

«Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его) в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству». (2 Фес. 1, 6-9)

Из контекста видно, что Павел суровыми словами в отношение неверующих утешает гонимых. Хотя нам, вероятно, подобное утешение представится весьма относительным. Что за радость в предвкушении погибели врагов?!

Пройдёт ещё много столетий, пока христианство созреет к более глубокому осознанию любви и милости Бога ко всем без исключения, чему как раз и учил Иисус (!!!) И в этом, безусловно, есть победа духа священных книг над буквой.

«И что такое сердце милующее? – пишет в 7 веке сирийский отшельник святой Исаак Сирин, – и сказал: Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению во всем Богу».(Исаак Сирин, Слово 48)

Интересно, что известный русский святой — преп. Нил Сорский, бывший противником идеологии Иосифа Волоцкого, постоянно приводит мысли св. Исаака по разным вопросам духовно-нравственной жизни.

Подобная победа духа над буквой Писания, вероятно, произошла и в иудаизме, через некий аналог того, что у христиан носит название Святого Предания – в Талмудических истолкованиях Ветхого Завета. Вот этот пример я обнаружила в книге П. Полонского «Евреи и христианство» (о любви к врагам):

«И даже про врагов-язычников, египтян, угнетавших евреев сотни лет, талмудический мидраш говорит:

Когда египтяне, погнавшиеся за евреями, тонули в море, ангелы-служители хотели петь хвалебную песнь справедливости Творца. Но Всевышний сказал им: Как! Мои создания тонут в море, а вы хотите петь хвалебную песнь?!»

Разумеется, тоталитарный образ Бога, с рассказа о котором мы начали наше повествование, – это не единственное, что можно найти в Библии. Это очень древние представления. Но даже и в Ветхом Завете, не говоря уже о Новом, есть много других, гораздо более возвышенных идей. Библия не монолитна: в ней можно обнаружить эволюцию мышления, в том числе и эволюцию религиозных убеждений. И эта эволюция не заканчивается с последней библейской книгой. Она продолжается в истории.

Для меня лично очевидна простая логика: если Бог существует, Он никак не может иметь менее нравственные представления, чем те, к которым приходят люди. Если люди понимают, что убийство женщин и детей – это преступление, Бог – тем более. Если мы осознаём ценность свободы (свободы вообще и свободы совести в частности), Бог – тем более. Но, пойдя по пути подобной логики, мы неизбежно вступим в конфликт как с библейской буквой, так и с частью церковного предания. Ведь написано же: «Так говорит Господь Саваоф: … иди и порази … истреби всё …  не давай пощады … предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца.» Ведь сжигал же святой еретика епитрахилью, как рассказывалось выше, и это не единственный пример из предания! Да и Анания с Сапфирой умерли как-то нелепо: их покарал Бог за то, что не отдали своё имущество апостолам.  Сейчас присвоение имущества верующих религиозной общиной рассматривается как оправданный повод к обвинению лидеров этой общины в корыстном мошенничестве.

В подобных случаях мы должны иметь мужество не согласиться с безошибочностью библейской буквы и церковного предания. Иначе наступит духовная катастрофа, которая и происходит с религиозным фундаментализмом: вместо веры в Бога любящего и милосердного мы поверим в бога-фашиста, и вместо проповеди любви мы понесём проповедь ненависти.

Если же мы согласимся, что в истории происходит духовная эволюция, что представления людей, в том числе о самом Боге и о нравственности, меняются, это будет означать, что многие прошлые представления могут быть подвергнуты корректировке. Это будет означать правомерность либеральных реформ внутри религии. И это будет означать, что и сейчас верующие люди могут продолжать пересматривать и изменять  свои религиозные представления по многим вопросам.

Елена Преображенская

Категория: Библия и теология | Добавил: Klara
Просмотров: 1065 | Загрузок: 0
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.