Четверг
18.01.2018
11:15
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Мои статьи и переводы (изучение религии) »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Эпоха современности [6]
Социальные и религиозные движения современной эпохи
Биографии [4]
Биографические статьи
Контрацепция и аборт [14]
Религиозные взгляды на контроль рождаемости и аборты
Избранное старое [40]
Избранные старые статьи (остальные переехали в блог "Записки бунтаря")
. [0]

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная » Файлы » Эпоха современности [ Добавить материал ]

Мартин Лютер Кинг (часть 2)
06.07.2017, 20:18

Кампания бедных людей 1968 года

В 1968 году Кинг и Конференция христианских лидеров Юга организовали Кампанию бедных людей (Poor People’s Campaign) для рассмотрения вопросов экономической справедливости. Кинг ездил по стране, чтобы собрать «многорассовую армию бедных», которая пошла бы на Вашингтон для участия в ненасильственном гражданском неповиновении в столице, пока Конгресс ни создал «экономический билль о правах» для бедных американцев.
(На фото: Бидонвили, установленные в Вашингтоне после смерти Кинга в знак протеста против бедности)

Кампании предшествовала последняя книга Кинга «Куда мы идем отсюда: Хаос или объединение?» (Where Do We Go from Here: Chaos or Community?), в которой он изложил свою точку зрения на то, как решить социальные проблемы и бедность. Кинг цитировал экономиста Генри Джорджа (Henry George) (вдохновившего реформаторские движения в эпоху прогрессивизма) и его книгу «Прогресс и бедность» (Progress and Poverty), особенно в поддержку идеи безусловного базового дохода. Кампания завершилась маршем на Вашингтон с требованием экономической поддержки малоимущих групп населения США.

Кинг и Конференция христианских лидеров Юга призвали правительство инвестировать реконструкцию (модернизацию) американских городов. Он считал, что Конгресс продемонстрировал «враждебность к бедным», тратя «с готовностью и щедростью денежные средства на армию». Он противопоставил это ситуации с бедными американцами, утверждая, что Конгресс предоставил (для улучшения их жизни) лишь «со скупостью скудные денежные средства «. Кинг мечтал о более революционных изменениях, чем просто реформы: он указывал на системные пороки «расизма, бедности, миллитаризма и материализма» и утверждал, что «действительная проблема, с которой придется столкнуться, это переустройство самого общества».

Кампания бедных людей оказалась спорной даже внутри движения за гражданские права. Байард Растин отказался от марша, заявляя, что цели кампании слишком широки, что выдвинутые требования неосуществимы, и что он подозревает, что эта кампания ускорит негативную реакцию и притеснение бедных и чернокожих.

После смерти Кинга

Вскоре после убийства Кинга 4 апреля в Вашингтоне был осуществлен замысел установки бидонвилей (shantytown — лачуг, построенных из подручных средств). Критика замысла Кинга смягчилась после его смерти, и Конференция христианских лидеров Юга получила беспрецедентную волну пожертвований на его осуществление. Кампания официально началась в Мемфисе 2 мая, в отеле, где Кинг был убит. Тысячи демонстрантов прибыли на Национальную аллею и установили лагерь, названный «Город Воскресения» («Resurrection City»). Они оставались там шесть недель.

Убийство Мартина Лютера Кинга

29 марта 1968 года Кинг поехал в Мемфис штата Теннесси для поддержки чернокожих служащих санитарных общественных работ, которые входили в местный отдел Американской федерации государственных, окружных и муниципальных служащих (American Federation of State, County and Municipal Employees). С 12 марта работники начали забастовку (Memphis sanitation strike) за повышение заработной платы и лучшее обращение. В одном случае (например) чернокожие уличные ремонтные рабочие получили плату за два часа времени, когда они ушли домой из-за плохой погоды, в то время как белые рабочие получили оплату за целый день.

3 апреля Кинг обратился к собранию и прочитал речь «Я побывал на вершине горы» (I’ve Been to the Mountaintop) в Храме Мейсона (Mason Temple) — всемирном центре Церкви Бога во Христе (Church of God in Christ). Перелет Кинга на самолете в Мемфис был отложен из-за угрозы взрыва самолета бомбой. В конце последней в его жизни речи, ссылаясь на угрозу взрыва, Кинг произнес
[употребив библейские аллегории того, как Моисей вел еврейский народ в обетованную землю] следующее:

«И тогда я отправился в Мемфис. И некие [люди] начали сообщать об угрозах или говорили об угрозах, которые были. Что бы произошло со мной от некоторых из наших слабых [в моральном смысле] белых братьев?

Итак, да, я не знаю, что теперь будет происходить. Впереди нас ждут тяжелые дни. Но это неважно сейчас для меня. Потому что я побывал на вершине горы. И я не беспокоюсь. Как любой [человек], я бы хотел прожить долгую жизнь. Долголетие занимает определенное место [как ценность]. Но сейчас я не беспокоюсь по этому поводу. Я хочу лишь исполнять волю Божью. И он позволил мне взойти на вершину горы. И я посмотрел с высоты. И я видел обетованную землю. Я могу не попасть туда с вами. Но я хочу, чтобы вы узнали сегодня вечером, что мы, как народ, попадем в обетованную землю. Поэтому сегодняшним вечером я счастлив. Я не беспокоюсь ни о чем. Я не боюсь никакого человека. Мои глаза видели славу грядущего Господа».

Кинг забронировал номер 306 в Мотеле Лоррайн (Lorraine Motel) (принадлежавшему Уолтеру Бейли) в Мемфисе.
(На фото справа: Мотель Лоррайн, где Кинг был смертельно ранен; сейчас Национальный музей гражданских прав). Абернати, который присутствовал во время убийства, дал показания в Палате избранного комитета по убийствам США (United States House Select Committee on Assassinations, комитет, созданный для расследования убийства Джона Кеннеди и Мартина Лютера Кинга). Абернати сказал, что Кинг и его окружение останавливались в номере 306 настолько часто, что он стал известен как «апартамент Кинга-Абернати». По словам Джесси Джексона (Jesse Jackson), который присутствовал на месте убийства, последние слова Кинга на балконе перед убийством были обращены к музыканту Бену Бранчу (Ben Branch), игра которого была запланирована в тот вечер по случаю посещения Кинга: «Бен, обязательно сыграй «Драгоценный Господь, возьми меня за руку» (Take My Hand, Precious Lord, госпел) на встрече сегодня вечером. Сыграй это по-настоящему прекрасно».

Кинг был смертельно ранен выстрелом Джеймсона Эрлона Рэя (по официальной версии) в 6:01 по полудню (вечером), 4 апреля 1968 года, когда он стоял на балконе второго этажа мотеля. Пуля прошла сквозь его правую щеку, разбив челюсть, затем прошла через спинной мозг, прежде чем застряла в плече. Абернати слышал выстрел изнутри комнаты мотеля и, выбежав на балкон, нашел Кинга на полу. Джексон сообщил после стрельбы, что он обнимал голову Кинга, пока Кинг лежал на балконе, но этот рассказ был опровергнут другими соратниками Кинга; Джексон позднее изменил свое заявление, сообщив, что он «протянул руку» («потянулся») к Кингу.

Кинг умер после экстренной хирургической операции грудной клетки в больнице святого Иосифа в 7:05 по полудню. Согласно биографу Тейлору Бранчу (Taylor Branch), аутопсия тела Кинга показала, что, хотя ему было только 39 лет, он «имел сердце 60-летнего», что Бранч объяснил 13-летней нагрузкой движения за гражданские права.

Последствия (убийства Кинга)

Убийство Кинга привело к рассовым беспорядкам по всей стране: в Вашингтоне, Чикаго, Балтиморе, Луисвилле, Канзас-Сити и множестве других городов. Кандидат в президенты Роберт Кеннеди находился в пути к Индианаполису для участия в митинге в рамках своей кампании, когда его проинформировали о смерти Кинга. Он произнес короткую речь на собрании своих сторонников, сообщив им о трагедии и призвав продолжить идеал ненасилия Кинга. Джеймс Фармер-младший (James Farmer) и другие лидеры борьбы за гражданские права также призвали к ненасильственным акциям, хотя более воинственный активист Стокли Кармайкл (Stokely Carmichael) призвал к более решительным (силовым) ответным действиям. Городские власти Мемфиса быстро разрешили проведение забастовки на условиях, подходящих служащим санитарных работ.

Президент Линдон Джонсон объявил 7 апреля национальным днем траура по лидеру движения за гражданские права. Вице-президент Хьюберт Хамфри (Hubert Humphrey) присутствовал на похоронах Кинга от имени президента, поскольку были опасения, что присутствие президента Джонсона может спровоцировать протесты и, возможно, насилие. По просьбе вдовы Кинга во время проведения траурной службы была использована запись его последней проповеди в Баптистской церкви Эбенизер (Ebenezer Baptist Church) 4 февраля 1968 года. В этой проповеди Кинг просил, чтоб на его траурной службе не упоминались его награды и слава, но чтоб было сказано, что он пытался «накормить голодных», «одеть раздетых», «быть справедливым в вопросе войны [во Вьетнаме]» и «любить и служить человечеству».

Хорошая подруга Кинга Махалия Джексон спела на похоронной службе полюбившийся ему гимн «Драгоценный Господь, возьми меня за руку» (Take My Hand, Precious Lord).
(На фото: Махалия Джексон, певшая на похоронах Кинга, фото Hugo van Gelderen, Нидерланды 7 мая 1964)

Спустя два месяца после смерти Кинга в Лондонском аэропорту Хитроу был схвачен беглый заключенный Джеймс Эрл Рэй (James Earl Ray) при попытке покинуть Соединенное Королевство по фальшивому канадскому паспорту на имя Реймона Георга Снейда (Ramon George Sneyd) на пути в Родезию (непризнанное государство в Южной Африке 1965-1979 годов). Рэй был спешно экстрадирован в Теннесси и обвинен в убийстве Кинга. Он признался в убийстве 10 марта 1969 года, хотя через три дня отказался от этого признания. По совету его адвоката Перси Форемана (Percy Foreman) Рэй признал себя виновным, чтоб избежать осуждения в процессе судебного разбирательства и получения в результате этого приговора смертной казни. Он был приговорен к 99-летнему тюремному сроку. Позднее Рэй утверждал, что с убийством был связан человек, которого он встретил в Монреале, канадской провинции Квебек, по прозвищу «Рауль», и что убийство было результатом заговора. Он провел остаток жизни, безуспешно пытаясь снять с себя обвинение и добиться судебного разбирательства, которого он так и не добился.

Заявления о заговоре

Адвокаты Рэя утверждали, что он стал «козлом отпущения», подобно тому, как признанный виновным в убийстве президента Джона Кеннеди Ли Харви Освальд рассматривается в конспиралогических теориях. Сторонники этой точки зрения считают, что признание в убийстве Рэя было сделано под давлением, и что ему грозила смертная казнь (в случае непризнания). Они соглашались, что Рэй был вором и взломщиком, но утверждали, что нет никаких сведений о том, что он совершал преступления насилия с употреблением оружия. Однако, тюремные документы в различных американских городах показали, что он неоднократно подвергался тюремному заключению по обвинению в вооруженном ограблении. В 2008 году Джерри Рэй, младший брат Джеймса Эрла Рэя, в интервью CNN утверждал, что Джеймс был умен и иногда способен избежать вооруженного ограбления. Джерри Рэй говорил, что помогал брату в одном из подобных ограблений. «Я никогда не был с таким смелым (дерзким) человеком, как он», — говорил Джерри, — «Он просто зашел и направил оружие на кого-то, это было так просто, словно это было повседневным делом».

Те, кто подозревают заговор убийства, указывают на два последующие баллистические испытания, которые подтверждают, что орудием убийства была винтовка, похожая на оружие Рэя, рэмингтоновского производства (Remington Arms — холдинг, производящий оружие). Эти испытания не подразумевают конкретную винтовку Рэя. Свидетели, находившиеся рядом с Кингом во время убийства, сообщили, что выстрел был произведен из другого места. Они сообщили, что выстрел произошел позади густого кустарника возле здания гостиницы (который был подстрижен в [ближайшие] дни после убийства), а не из окна гостиницы. Однако, отпечатки пальцев Рэя были обнаружены на различных предметах (винтовке, бинокле, предметах одежды, газете), которые были оставлены в ванной комнате, откуда, как было установлено (следствием), произошла стрельба. Исследование винтовки, на которой были обнаружены отпечатки пальцев Рэя, также установило, что, по крайней мере, один выстрел был произведен из огнестрельного оружия в момент убийства.

(На фото: Саркофаг Мартина Лютера Кинга и Коретты Скотт Кинг, Памятник национальной истории Мартина Лютера Кинга в Атланте штата Джорджия)

В 1997 году сын Кинга Декстер Скотт Кинг встретился с Рэем и публично поддержал его попытки добиться нового рассмотрения дела. Два года спустя вдова Кинга Коретта Скотт Кинг вместе с остальными представителями семьи Кинга выиграла иск о незаконном убийстве (wrongful death claim, по смыслу: требование привлечь к ответственности) против Лойда Джоуэрса (Loyd Jowers), владельца ресторана рядом с Мотелем Лоррейн, и «других неизвестных сообщников». Джоуэрс утверждал, что он получил 100.000 $ для организации убийства Кинга. Состав присяжных из 6 белых и 6 чернокожих пришел к выводам в пользу семьи Кинга, решив, что Джоуэрс был замешан в заговоре против Кинга, и что государственные органы были причастны к убийству. Семью Кинга в этом судебном разбирательстве представлял адвокат Уильям Фрэнсис Пеппер (William Francis Pepper).

В 2000 году Министерство юстиции США завершило расследование претензий к Джоуэрсу, но не обнаружило подтверждений в поддержку утверждений о заговоре. Доклад следствия рекомендовал не продолжать дальнейшее расследование, если не будут представлены новые достоверные факты. Сестра Джоуэрса признала, что он сфабриковал эту историю, чтоб получить за ее продажу 300.000 $, а она, в свою очередь, подтвердила его выдумку, чтоб получить деньги для оплаты своего подоходного налога.

В 2002 году Нью-Йорк-таймс сообщила, что служитель церкви преподобный Рональд Дентон Уилсон заявил, что Кинга убил его отец Генри Клей Уилсон, а не Джеймс Эрл Рей. Он заявил: «Это [убийство] не было на почве расизма; он думал, что Мартин Лютер Кинг был связан с коммунизмом и хотел убрать его [из этих соображений]». Уилсон не представил никаких доказательств в подтверждение этого утверждения.

Исследователи жизни Кинга историк Дэвид Гарроу (David Garrow) и журналист Джеральд Познер (Gerald Posner), авторы книг о Кинге, не согласились с утверждениями Уильяма Пеппера, что Кинга убили власти. В 2003 году Пеппер опубликовал книгу о длительном расследовании и судебном разбирательстве, а также о своем представлении о претензиях на новое судебное разбирательство Джеймса Эрла Рея, изложив доказательства и критикуя другие объяснения. Друг и соратник Кинга Джеймс Бевел также оспаривал аргумент, что Рей действовал в одиночку, утверждая: «Нет способа, чтоб десятицентовый белый парень мог разработать план убийства миллиондолларового чернокожего человека».

В 2004 году Джесси Джекcон (Jesse Jackson, активист гражданских прав и влиятельный религиозный лидер афро-американцев) заявил:

«На самом деле были провокаторы, которые пытались сорвать марш. И внутри нашей собственной организации мы нашли очень высокопоставленного человека, которому платило правительство. Так что были внедренные вовнутрь агенты, диверсанты снаружи и атаки прессы. … Я никогда не поверю, что у Джеймса Эрла Рэя были повод, деньги и возможность сделать это самому. Наша власть была сильно замешана в создании условий [для этого], и, я думаю, в пути бегства Джеймса Эрла Рэя».

Наследие

Главным наследием Кинга было развитие гражданских прав в США. В ближайшие дни после убийства Кинга (11 апреля) Конгресс США принял Закон о гражданских правах 1968 года. Раздел VIII Закона, обычно называемый как Закон о справедливом решении жилищных вопросов (Fair Housing Act), запретил дискриминацию в сфере жилья и заключения всех сделок, связанных с жильем, по признаку расы, религиозной принадлежности и национального происхождения (позднее расширен до включения признаков половой принадлежности, семейного статуса и нетрудоспособности). Это законодательство рассматривается как дань борьбе Кинга против жилищной дискриминации в последние годы его жизни.
(На фото: Подписание Закона о гражданских правах 1964 г.)

На международном уровне наследие Кинга включает в себя влияние на Движение самосознания чернокожих (Black Consciousness Movement, массовое движение против апартеида в Южной Африке, возникшее в середине 1960-х годов) и Движение за гражданские права в Южной Африке. Работы Кинга цитировались и служили вдохновением для южно-африканского лидера Альберта Лутули (Albert Lutuli или Luthuli), который отстаивал расовую справедливость в своей стране и позднее был награжден Нобелевской премией. На следующий день после убийства Кинга школьная учительница Джейн Эллиотт (Jane Elliott) провела свое первое упражнение под названием «Голубые глаза/Карие глаза» с учащимися класса начальной школы Райсвилл, штата Айовы, который она вела. Ее целью было помочь учащимся осознать смерть Кинга как трагедию, связанную с расизмом, что они плохо понимали, живя преимущественно в обществе белых.

Кинг стал национальным символом американского либерализма (современного американского либерализма, который характеризуется как социальный либерализм, сочетающий идеи гражданской свободы, социальной справедливости и смешанной экономики) и американского прогрессивизма (реформаторского движения, связанного с вопросами социальной справедливости). Кинг также оказал влияние на ирландского политика и активиста Джона Хьюма (John Hume). Хьюм, бывший лидер (один из основателей) Социал-демократической и лейбористской партии (Social Democratic and Labour Party в Северной Ирландии), ссылался на наследие Кинга как квинтессенцию движения за гражданские права Северной Ирландии и подписания Соглашения страстной пятницы (Good Friday Agreement, соглашения, называемого также Белфастским, которое было направлено на урегулирование конфликта между британскими властями и местными организациями в Северной Ирландии). При этом Хьюм назвал Кинга «одним из моих великих героев века».

Жена Кинга, Коретта Скотт Кинг, пошла по стопам своего мужа и стала активисткой социальной справедливости и гражданских прав вплоть до своей смерти в 2006 году. В том же году, когда был убит Мартин Лютер Кинг, она создала Центр Кинга в Атланте штата Джорджия, посвященный сохранению его наследия и работе по поддержке ненасильственного решения конфликтов и толерантности во всем мире. Сын Кинга и Коретты Скотт Декстер Кинг работал председателем этого Центра. Их дочь Иоланта Кинг, которая умерла в 2007 году, была оратором-мотиватором, автором и основателем Хайдер Граунд Продакшинс (Higher Ground Productions), организации, специализирующейся в воспитании понимания разнообразия (различий между людьми).

Даже внутри семьи Кинга ее члены расходятся друг с другом по поводу его религиозных и политических взглядов о геях, лесбиянках, бисексуалах и трансгендерах (ЛГБТ-людях). Вдова Кинга Коретта публично заявляла о том, что, по ее мнению, ее муж поддержал бы ЛГБТ-права. Однако, их младший ребенок Бернис Кинг публично заявляла о том, что считает, что Кинг был бы против однополых браков.

4 февраля 1968 года в Баптистской церкви Эбенезера (Ebenezer Baptist Church) Кинг заявил, говоря о том, как он хотел бы запомниться после смерти:

«Я хотел бы, чтоб кто-то упомянул в тот день, что Мартин Лютер Кинг старался отдать свою жизнь служению другим. Я хотел бы, чтоб кто-то сказал в тот день, что Мартин Лютер Кинг старался любить кого-то. Я хочу, чтоб вы сказали в тот день, что я старался быть справедливым в вопросе войны. Я хочу, чтоб вы могли сказать в тот день, что я старался кормить голодных. Я хочу, чтоб вы могли сказать в тот день, что я старался в своей жизни одевать тех, кто был раздет. Я хочу, чтоб вы сказали в тот день, что я старался в своей жизни посещать тех, кто был в заключении. И я хочу, чтоб вы сказали, что я старался любить и служить человечеству. Да, если вы хотите сказать, что я был барабанщиком, скажите, что я был барабанщиком справедливости. Скажите, что я был барабанщиком мира. Я был барабанщиком правды. А все другие мелкие вещи не имеют значения. У меня не будет денег, чтоб оставить [их после себя]. У меня не будет изящных и роскошных вещей быта, чтоб оставить. Но я хочу оставить просто преданную (посвященную) жизнь.» (См. также видеоролик с документальными кадрами и фотоснимками)

День Мартина Лютера Кинга

Начиная с 1971 года такие города как Сент-Луис штата Миссури и различные штаты устанавливали ежегодные дни памяти в честь Мартина Лютера Кинга. 2 ноября 1983 года в Розовом Парке Белого Дома президент Рональд Рейган подписал законопроект о создании федерального праздника в честь Мартина Лютера Кинга. Впервые отмеченный 20 января 1986 года, этот праздник называется Днем Мартина Лютера Кинга. Следуя декларации Джорджа Буша, праздник отмечается в каждый третий понедельник года, вблизи даты дня рождения Кинга. 17 января 2000 года День Мартина Лютера Кинга впервые отметили все пятьдесят штатов США. Последними тремя штатами, которые признали праздник, были Аризона (1992), Нью-Гемпшир (1999) и Юта (2000). Юта ранее отмечал праздник в то же самое время, но под названием Дня прав человека.

Видеоролик с документальными кадрами и фотоснимками (Голос Америки)



Литургическая память

Кинг почитается как мученик Епископальной церковью США по ее литургическому календарю каждый год в день его смерти 4 апреля. Евангелическая лютеранская церковь Америки литургически почитает Кинга каждый год в день его рожденья 15 января.

Наследие в Великобритании и Комитет мира Мартина Лютера Кинга

В Соединенном Королевстве в честь наследия Кинга существует Комитет мира Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King Peace Committee) Нортумбрийского и Ньюкаслского Университетов, как знак его последнего визита в Соединенное Королевство для получения почетной степени Ньюкаслского Университета в 1967 году. Комитет мира управляется капелланами городов двух университетов Нортумбрийского и Ньюкаслского, которые остаются центрами изучения Мартина Лютера Кинга и американского движения гражданских прав. Вдохновленный взглядом Кинга Комитет осуществляет ряд мероприятий по всей Великобритании, стремясь «строить культуру мира».

Идеи, влияние и политические установки
Религия


Как христианский служитель Кинг оказывал влияние в основном ссылаясь на Иисуса Христа и христианские евангелия, которые он почти всегда приводил на христианских собраниях, в речах в церкви и в публичных обсуждениях. Вера Кинга особенно основывалась на заповеди Иисуса любить ближнего, как самого себя, любить Бога превыше всего и любить своих врагов, молиться за них и благословлять их. Идеи ненасилия Кинга также были основаны на предписании Нагорной проповеди подставить ударившему по щеке вторую щеку и поучении Иисуса вложить меч в ножны. В своем знаменитом Послании из Бирмингемской тюрьмы Кинг призывал к действиям, которые он охарактеризовал как «экстремистскую» любовь, а также ссылался на многих авторов, бывших христианскими пацифистами, что для него было вполне обычно.

В другой проповеди он заявил:

«До того, как я стал лидером борьбы за гражданские права, я был проповедником евангелия. Это мое первое призвание и до сих пор остается моим высочайшим обязательством. Вы знаете, фактически все, что я делаю для защиты гражданских прав, я делаю, потому что рассматриваю это частью своего служения. У меня нет других целей в жизни, кроме достижения совершенства в христианском служении. Я не планирую баллотироваться на какую-либо политическую должность. Я не планирую делать ничего, кроме как оставаться проповедником. И то, что я делаю в этой борьбе вместе с многими другими, произрастает из моего ощущения, что проповедник должен заботиться о человеке целиком» [то есть всесторонне: не только о душе, но и об условиях в земной жизни].

В своей речи «Я побывал на вершине горы» Кинг также заявил, что хочет только исполнять волю Бога.

Ненасилие

Ветеран афро-американского движения гражданских прав Байард Растин был первым профессиональным советником Кинга по ненасилию. Кинг также консультировался с белыми активистами Харрисом Уоффордом (Harris Wofford) и Гленном Смайлейом (Glenn Smiley). Растин и Смайлей пришли (в движение гражданских прав) из традиции христианского пацифизма, и Уоффорд и Растин изучали учение Махатмы Ганди. Растин применил метод ненасилия во время кампании «Путь примирения» (Journey of Reconciliation) в 1940-х годах, а Уоффорд продвигал учение Ганди среди чернокожих Южных штатов с начала 1950-х годов. Кинг вначале мало знал о Ганди и редко использовал термин «ненасилие» в течение ранних лет своего активизма в начале 1950-х годов. Вначале Кинг считал допустимой и практиковал самооборону и даже приобрел оружие для дома как средство защиты против возможных нападающих. Пацифисты направили Кинга, показывая ему альтернативу ненасильственного сопротивления, приводя доводы, что это лучший способ для достижения его целей защиты гражданских прав, чем самооборона. После этого Кинг поклялся никогда больше не использовать оружие. (На фото: Кинг во время Марша на Вашингтон)

После бойкота автобусных линий в Монтгомери Кинг написал историческое повествование «Шаг к свободе» (Stride Toward Freedom), которое включало главу «Паломничество к ненасилию» (Pilgrimage to Nonviolence), где Кинг изложил свое понимание ненасилия, которое добивается победы над противником для дружбы, а не для его унижения или поражения. В главе приводятся выступления Уоффорда с Растином и Стенли Левисоном (Stanley Levison), также дающих наставление.

Кинг был вдохновлен Махатмой Ганди и его успехами в ненасильственном активизме, и, как изучающий богословие, Кинг охарактеризовал Ганди как одного из «людей, которые значительно раскрывают работу Духа Бога». Кинг «долгое время … хотел совершить поездку в Индию». С помощью Харриса Уоффорда, Комитета служения американских Друзей (American Friends Service Committee, организация квакеров) и других единомышленников он получил источники финансирования для поездки в 1959 году. Поездка в Индию поразила Кинга, углубив его понимание ненасильственного сопротивления и приверженность американской борьбе за гражданские права. Выступая по радио в свой последний вечер в Индии, Кинг размышлял: «После пребывания в Индии я более убежден, чем когда-либо прежде, что метод ненасильственного сопротивления это самое мощное оружие, доступное угнетенным людям в их борьбе за справедливость и человеческое достоинство».

Открытая гомосексуальность Байарда Растина, поддержка демократического социализма и его старые связи с Коммунистической партией США заставили многих белых и афро-американских лидеров требовать от Кинга дистанцироваться от Растина, что Кинг согласился сделать. Но несмотря на это, Кинг решил, что Растин должен стать одним из главных организаторов Марша на Вашингтон 1963 года.
(На фото: Кинг работал вместе квакерами, такими как Растин, развивая ненасильственные тактики).

Восхищение Кинга ненасилием Ганди не уменьшалось в последующие годы. Он пошел настолько далеко, чтоб поддержать пример Ганди, что при получении Нобелевской премии в 1964 году приветствовал «успешный прецедент» использования ненасилия «великолепным способом Махатмы Ганди бросить вызов могуществу Британской Империи… Он боролся только оружием правды, силой сердца, непричинением вреда и мужеством».

Ганди, казалось, оказывал влияние на Кинга определенными моральными принципами, хотя сам Ганди испытывал влияние классики ненасилия «Царства Божия внутри вас», написанной христианским анархистом Львом Толстым. В свою очередь Ганди и Мартин Лютер Кинг оба читали Толстого, а Толстой находился под сильным влиянием Нагорной проповеди Иисуса Христа. Кинг также ссылался на «Войну и мир» Льва Толстого в 1959 году.

Другим источником влияния на метод ненасилия Кинга стало эссе «Гражданское неповиновение» (Civil Disobedience) Генри Дейвида Торо (Henry David Thoreau), которое Кинг читал в свои студенческие годы. На Кинга оказала влияние идея отказа от сотрудничества с системой зла. На него также оказали сильное влияние работы протестантских теологов Рейнгольда Нибура и Пауля Тиллиха, а также «Христианство и социальный кризис» Вальтера Раушенбуша (Christianity and the Social Crisis). Кинг также иногда использовал концепцию «агапе» (христианской братской любви). Однако, после 1960 года он прекратил применять это понятие в своих работах.

Даже после отказа от собственного использования оружия у Кинга были сложные отношения с проявлением самозащиты в движении. Он публично препятствовал этому как всеобщей практике, но признавал, что иногда это необходимо. На протяжении всей активистской деятельности Кинг часто находился под защитой других активистов гражданских прав, которые носили оружие, таких как Полковник Джонсон Стоун (Colonel Stone Johnson, активист, создавший организацию для обороны Civil Rights Guards — «Гвардейцы гражданских прав»), Роберт Хейлинг (Robert Hayling, активист движения в Сент-Огастине, сторонник самообороны в противостоянии Ку-клукс-клану) и «Дьяконы за оборону и справедливость» (Deacons for Defense and Justice, вооруженная афро-американская группа для защиты активистов гражданских прав и их семей).

Политика

Будучи деятелем Конференции христианских лидеров Юга, Кинг придерживался стратегии отказа от публичной поддержки американских политических партий или кандидатов. Он утверждал: «Я чувствую, что кто-то должен оставаться в позиции неприсоединения, так, чтоб он мог беспристрастно смотреть на обе партии и быть совестью обеих, а не слугой или господином любой из них». В интервью 1958 года он высказал мнение о том, что ни одна из партий не является идеальной: «Я не думаю, что Республиканская партия или Демократическая это партия, преисполненная всемогущим Богом. Они обе имеют недостатки. … И я не связан неразрывно ни с одной из партий». Кинг отзывался с похвалой о сенаторе Иллинойса демократе Поле Дугласе (Paul Douglas), называя его «величайшим из всех сенаторов» за его горячую защиту гражданских прав на протяжении долгих лет.

Кинг критиковал деятельность обеих партий касательно продвижения расового равенства:

«Фактически негр был предан и Республиканской, и Демократической партией. Демократы предали его, капитулируя перед прихотями и капризами Южных Диксикратов [Демократической партии прав штатов, которая поддерживала расовую сегрегацию]. Республиканцы предали его, капитулируя перед вопиющим лицемерием реакционного правого крыла северных республиканцев. И эта коалиция Диксикратов и правого крыла реакционных северных республиканцев побеждает каждый законопроект и каждый шаг к либеральному законодательству в области гражданских прав».

Хотя Кинг никогда публично не поддерживал политическую партию или кандидата в президенты, в письме к стороннику гражданских прав в октябре 1956 года он сообщил, что не определился относительно того, отдаст ли голос за Эдлая Стивенсона (Adlai Stevenson II) или за Дуайта Эйзенхауэра (Dwight D. Eisenhower), но что «в прошлом всегда голосовал за демократический билет». В своей автобиографии Кинг сообщил, что в 1960 году он в частном порядке голосовал за демократического кандидата Джона Кеннеди: «Я чувствовал, что Кеннеди станет лучшим президентом. Я никогда не выступал в поддержку. Мой отец это делал, но я никогда».

Кинг добавил, что он, вероятно, сделал бы исключение из своей установки отказа в поддержке кандидата для второго срока Кеннеди, сообщив: «Если бы президент Кеннеди был жив, я бы наверное поддержал его в 1964 году». В 1964 году Кинг убеждал своих сторонников «и всех людей доброй воли» голосовать против кандидата в президенты сенатора-республиканца Барри Голдуотера (Barry Goldwater), утверждая, что его избрание «будет трагедией и наверное почти самоубийством для страны и мира».

Кинг поддерживал идеалы демократического социализма, хотя не хотел говорить открыто об этой поддержке из-за антикоммунистичеких настроений, присутствовавших повсюду в США в то время, и ассоциации социализма с коммунизмом. Кинг считал, что капитализм не может в достаточной мере обеспечить основные потребности многих американцев, особенно афро-американского сообщества.
(На фото: Баннер демонстрантов во время Республиканского национального съезда 2012 г. с образом Кинга и его словами "Сегодня капитализм изжил свою пользу", фото Liz Mc, wikimedia.org)

Компенсация

Кинг утверждал, что чернокожие американцы, так же как другие лишенные благоприятных условий американцы, должны получить компенсацию за историческую несправедливость. В интервью для журнала Плейбой (Playboy) в 1965 году он говорил, что предоставление чернокожим американцам только лишь равенства не может реально ликвидировать экономический разрыв между ними и белыми. Кинг говорил, что он не добивался полного возвращения оплаты труда, утраченной в рабстве, что считал невозможным, но предлагал правительственную компенсационную программу в 50 миллиардов долларов в течение десяти лет для всех неимущих групп.

Он утверждал, что «расходуемые деньги будут более чем оправданы пользой, которую получит страна благодаря впечатляющему уменьшению школьных отсевов, распадов семей, уровня преступности, раздутых судебных архивов, беспорядков и других социальных бед». Он привел это соображение как применение общего права относительно урегулирования вопроса неоплачиваемого труда, но пояснил, что считает, что деньги не должны тратиться исключительно на чернокожих, и заявил: «Это должно принести пользу неимущим всех рас».

Планирование семьи

5 мая 1966 года организация по обеспечению репродуктивного здоровья «Планируемое родительство» (Planned Parenthood) присудила Кингу премию Маргарет Сэнгер (Margaret Sanger Awards, награда в честь активистки контроля рождаемости). Кинг получил премию в категории прав человека «за мужественное сопротивление фанатизму и посвящение всей жизни развитию социальной справедливости и человеческого достоинства». (Кинг был в числе самых первых призеров этой премии, которая начала присуждаться с 1966 года в связи с 50-летием со дня основания организации). В благодарственной речи Кинга в этой связи было сказано:

«В последнее время пресса наполнена сообщениями о летающих тарелках. Хотя мы не должны доверять этим рассказам, они позволяют нашему воображению представить, как пришельцы из космического пространства будут оценивать нас. Я боюсь, что они будут ошеломлены нашим поведением. Они заметят, что на планирование смерти мы тратим миллиарды, создавая механизмы и стратегии для войны. Они также заметят, что мы тратим миллионы, чтобы предотвратить смерть от заболеваний и других причин. Наконец они заметят, что мы тратим ничтожные суммы на планирование народонаселения, даже несмотря на то, что его самопроизвольный рост является острой угрозой жизни на нашей планете. Наших космических пришельцев можно было бы простить, если бы они сообщили домой, что наша планета заселена расой безумных людей, будущее которых уныло и неопределенно.

Нет человеческих обстоятельств более трагичных, чем сохраняющееся существование вредных условий, от которых есть легко доступное средство. Планирование семьи, соотношение народонаселения с мировыми ресурсами возможно, осуществимо и необходимо. В отличии от чумы (заболевания) темных веков или от современных болезней, которые мы еще не понимаем, современное бедствие перенаселения решаемо с помощью средств, которые мы открыли, и ресурсов, которыми мы обладаем.
Чего не достает, так это не достаточных знаний решения, но всестороннего осознания опасности проблемы и образованности миллиардов [людей], являющихся ее жертвами…»

Дополнение, отсутствующее в оригинале статьи на английском. Кинг не принимал премию Маргарет Сэнгер лично, премию приняла от имени Кинга его жена Коретта. От его имени она прочла благодарственную речь. Эта речь не содержит никаких упоминаний абортов. Однако, в ней содержится похвала в адрес Маргарет Сэнгер и ее активизм сравнивается с борьбой за гражданские права. Из-за этого племянница Кинга Альведа Кинг (Alveda King, дочь брата Кинга Альфреда, также бывшего активистом гражданских прав), активистка пролайф-движения, утверждает, что Кинг лично не был автором речи, и что его жена имела более либеральные взгляды, допускающие легализацию абортов. В действительности, неизвестно, как Кинг относился к легализации абортов, поскольку он никогда не высказывался об этом. Однако, помимо указанной речи, существуют некоторые другие свидетельства того, что Кинг поддерживал контроль рождаемости. К примеру, в 1957 году в журнале Эбони (Ebony) в колонке ответов на вопросы он сообщил на вопрос многодетной матери, муж которой считал контроль рождаемости грехом, о том, что так не думает, и что контроль рождаемости, по его мнению, рационально и морально оправдан. Также Кинг прямо признавал в письме 1960 года, что испытывает «глубокий интерес и симпатию» к работе организации «Планируемое родительство».

ФБР и личная жизнь Кинга
Наблюдение и прослушивание ФБР

Директор ФБР Эдгар Хувер лично приказал осуществлять наблюдение за Кингом с целью подорвать его влияние как лидера движения гражданских прав. Согласно Комиссии Черча, расследованию, проведенному Конгрессом США в 1975 году, «Начиная с декабря 1963 года до своей смерти в 1968 году Мартин Лютер Кинг был объектом интенсивной кампании Федерального Бюро расследований для его «нейтрализации» как эффективного лидера движения гражданских прав».

Бюро получило санкцию для перехода к прослушиванию телефонных разговоров от Генерального прокурора Роберта Кеннеди осенью 1963 года и информировало президента Джона Кеннеди, которые оба безуспешно пытались убедить Кинга отмежеваться от Стенли Левисона (Stanley Levison), нью-йоркского адвоката, который был связан с Коммунистической партией США. Хотя Роберт Кеннеди дал только письменное утверждение на ограниченное прослушивание телефона Кинга «на пробной основе на месяц или около того», Хувер расширил разрешение так, чтоб его люди были «свободны» искать улики в любых сферах жизни Кинга, которые они сочтут заслуживающими внимания. Бюро установило прослушку в домах и служебных телефонах Левисона и Кинга, прослушивало комнаты Кинга в отелях, в то время как он путешествовал по всей стране. В 1967 году Хувер указал Конференцию христианских лидеров Юга как националистскую группу ненависти чернокожих с инструкцией «не упускать возможность использовать с помощью методов контразведки организационные и личные конфликты лидеров группы … чтоб обеспечить дезорганизацию, высмеивание и дискредитацию преследуемой группы».
(На фото выше: Внутренняя записка ФБР, направленная на подрыв Кампании бедных людей через создание разлада между белыми квакерами и демонстрантами. - Часть более крупной кампании против антивоенного движения и движения гражданских прав)

Слежка коммуникаций Кинга АНБ

В секретной операции под кодовым названием «Минарет» Агентство Национальной Безопасности отслеживало коммуникации американских лидеров, которые критиковали войну США во Вьетнаме, включая Кинга. В обзоре самого Агентства Национальной Безопасности сделан вывод о том, что Минарет был «позорным, если не откровенно незаконным».

Обвинения в коммунизме

Многие годы Хувер подозрительно относился к потенциальному влиянию коммунистов в социальных движениях, таких как профсоюзы и движение гражданских прав. В 1957 году Хувер приказал ФБР следить за Кингом и созданным тогда Комитетом христианских лидеров Юга (который не имел штатного исполнительного директора до 1960 года). Расследование было весьма поверхностным до 1962 года, когда ФБР узнало, что одним из самых доверенных советников Кинга стал нью-йоркский адвокат Стенли Левисон.

ФБР боялось, что Левисон работал как «агент влияния» (коммунистов) через Кинга, несмотря на собственные сообщения в 1963 году о том, что Левисон покинул Коммунистическую партию и больше не был связан деловыми отношениями с ней. Другой помощник Кинга Хантер Питтс О’Дейл (Hunter Pitts O’Dell) также связывался с Коммунистической партией в показаниях, данных под присягой Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности (House Un-American Activities Committee). Однако, к 1976 году ФБР признало, что не нашло доказательств того, что сам Кинг или Комитет христианских лидеров Юга в действительности были связаны с какой-либо коммунистической организацией.

Со своей стороны Кинг категорически отрицал какую-либо связь с коммунизмом, заявив в 1965 году в интервью журналу Плейбой, что «В этом движении свободы так же много коммунистов, как эскимосов во Флориде». Он утверждал, что Хувер «следовал пути попустительства политическим силам Юга», и что его обеспокоенность проникновением коммунистов в движение гражданских прав предначаначалась для «помощи и поддержки непристойных претензий южных расистов и крайне правых элементов». Хувер не верил в невиновность Кинга и высказал в ответ, что Кинг был «самый известный в стране лжец». После того, как Кинг произнес свою речь «У меня есть мечта» во время Марша на Вашингтон 28 августа 1963 года, ФБР охарактеризовало его как «самого опасного и эффективного негритянского лидера в стране». Оно утверждало, что он «сознательно, охотно и регулярно сотрудничает с коммунистами и руководится ими».

Попытка доказать, что Кинг был коммунистом, была связана с впечатлением многих сторонников сегрегации, что чернокожие Юга были довольны своей судьбой, но возбуждались «коммунистами» и «внешними агитаторами». Однако, движение гражданских прав возникло в 1950-х и 1960-х годах из активизма внутри сообщества чернокожих, начиная с Первой мировой войны. Кинг говорил, что «Негритянская революция это настоящая революция, рожденная из того же самого лона, которое производит все массовые социальные потрясения — лона недопустимых условий и невыносимых ситуаций».

Прелюбодеяние

Сделав вывод о том, что Кинг опасен проникновением коммунистов, ФБР перешло к попыткам дискредитировать Кинга через раскрытие его личной жизни. Наблюдение ФБР за Кингом, частично открытое позднее, стремилось показать, что у него также были многочисленные внебрачные связи. Линдон Джонсон однажды сказал, что Кинг был «лицемерным проповедником».

Ральф Абернати заявил в своей автобиографии «И стены рухнут» (And the Walls Came Tumbling Down), что Кинг имел слабость к женщинам, хотя они «все понимали и верили в библейский запрет секса вне брака. Просто у него был особенно трудный период с этим искушением». В более позднем интервью Абернати сказал, что лишь написал слово «распутство», что конкретно не сказал то, что Кинг имел внебрачный секс, и что неверность Кинга была эмоциональной, а не сексуальной. Абернати критиковал средства массовой информации за сенсационные заявления, будто бы он писал о романах Кинга, такие как голословное утверждение, будто бы он допускал в своей книге то, что у Кинга была сексуальная связь в ночь перед его убийством. В своем оригинальном тексте Абернати утверждал, что видел Кинга выходящим из своей комнаты с дамой, когда проснулся утром, и позднее заявил, что «он, возможно, обсуждал и дискутировал и пытался убедить ее работать вместе с движением, я не знаю».

В книге 1986 года «Несение креста» (Bearing the Cross) историк Давид Гарроу (David Garrow) писал о нескольких внебрачных романах, в том числе с одной женщиной, которую Кинг видел почти ежедневно. По словам Гарроу, «эти отношения… в большей мере становились эмоциональным средоточием жизни Кинга, но это не исключает случайных связей [сексуального характера] … в путешествиях Кинга». Он утверждал, что Кинг объяснял свои внебрачные романы как «формирование от подавления страстных желаний». Гарроу заявлял, что Кинг допускал распущенность, причинявшую ему «болезненное и временами подавляющее чувство вины». Жена Кинга Коретта, казалось, невозмутимо принимала его романы, говоря только, что «всем этим другим делам просто нет места в очень высоких отношениях, которыми мы наслаждались». Вскоре после того, как «Несение креста» было издано, журналист Ховелл Райнес (Howell Raines), освещавший тему гражданских прав, дал книге позитивный отзыв, но высказал мнение, что утверждения Гарроу о сексуальной жизни Кинга были «сенсационными», и заявил, что Гарроу занимался «собиранием фактов, а не их анализом».

ФБР распространило слухи о таких романах до руководящей службы, дружественных корреспондентов, потенциальных партнеров по коалиции, источников финансирования Комитета христианских лидеров Юга и семьи Кинга. Бюро также послало анонимные письма Кингу, угрожая раскрыть информацию, если он не прекратит свою правозащитную деятельность. Шантажирующее послание ФБР, названный также потом «самоубийственным письмом ФБР Кингу» (FBI–King suicide letter), посланное Кингу прямо перед его принятием Нобелевской премии, гласило, в частности:

«Американская общественность, церковные организации, которые помогали [вам] — протестанты, католики и евреи, узнают вас, какой вы есть — порочное чудовище. Ну и другие, поддерживавшие вас. Вам конец. Кинг, вам остается сделать только одно. Вы знаете, что. У вас есть всего 34 дня, чтоб сделать [нечто, что не называется] (это точное число было выбрано по определенной причине, оно имеет определенное практическое значение). Вам конец. Есть только один выход для вас. Лучше примите это [сделайте нечто, что не называется] до того, как ваша грязная фальшивая сущность раскроется народу».
(На фото: "Самоубийственное письмо ФБР Кингу", посланное анонимно)

Письмо сопровождала магнитофонная лента, запечатлевшая некоторые внебрачные контакты Кинга, выбранные из прослушки ФБР. Кинг интерпретировал эту посылку как попытку довести его до самоубийства, хотя Уильям Салливан (William Sullivan), руководивший Отделом внутренней разведовательной службы в то время, утверждал, что это могло предназначаться только для того, чтоб «убедить доктора Кинга уйти из Комитета христианских лидеров Юга». Кинг отказался поддаться на угрозы ФБР.

В 1977 году судья Джон Льюис Смит-младший (John Lewis Smith Jr.) приказал все известные экземпляры аудиозаписей и письменных расшифровок электронной слежки за Кингом, проведенной между 1963 и 1968 годами, хранить в Национальных архивах и закрыл открытый доступ до 2027 года.

Полицейское наблюдение во время убийства

Напротив Мотеля Лоррейн, рядом с пансионом, в котором останавливался Джеймс Эрл Рей, находилась пожарная станция. Внутри пожарной станции для наблюдения за Кингом были размещены полицейские офицеры. Агенты наблюдали за Кингом в то время, когда он был застрелен. Сразу же после стрельба офицеры бросились из станции в мотель. Офицер тайной полиции Маррелл Мак Коллэ (Marrell McCollough) был первым, кто оказывал первую помощь Кингу. Враждебность между Кингом и ФБР, отсутствие ориентировки на розыск (all-points bulletin) для нахождения убийцы и присутствие полиции поблизости привели к предположениям, что ФБР было замешано в убийстве.

Награды и признание

Кинг получил по меньшей мере пятьдесят почетных званий колледжей и университетов. 14 октября 1964 года Кинг стал новым лауреатом Нобелевской премии, которая была присуждена ему за лидерство в ненасильственном сопротивлении против рассовых предрассудков в США. В 1965 году он был награжден Американским медальоном свободы (American Liberties Medallion) Американским комитетом евреев (American Jewish Committee) за «исключительное развитие принципов человеческой свободы». Принимая награду, Кинг сказал: «Свобода неразделима. Либо она у вас есть целиком, либо вы несвободны».
(На фото: Кинг показывает медальон, который получил от мэра Нью-Йорка Роберта Вагнера)

В 1957 году он был награжден Медалью Спрингарна (Spingarn Medal) Национальной ассоциацией содействия прогрессу цветного населения (NAACP). Два года спустя он заслужил Литературную награду Анисфайлда-Уолфа (Anisfield-Wolf Book Award) за книгу «Шаг к свободе: История Монтгомери» (Stride Toward Freedom: The Montgomery Story). В 1966 году Федерация Планируемое родительство Америки (Planned Parenthood Federation of America) наградила Кинга премией Маргарет Сэнгер за «мужественное сопротивление фанатизму и посвящение всей жизни развитию социальной справедливости и человеческого достоинства». Также в 1966 году Кинг был избран членом Американской художественной академии. В ноябре 1964 года он совершил 24-часовую поездку в Соединенное Королевство для получения почетной степени Ньюкаслского Университета, став первым афро-американцем, которого так почтил Ньюкасл. В волнующей импровизированной речи в честь приема награды он сказал:

«Есть три срочные и действительно большие проблемы, с которым мы сталкиваемся не только в Соединенных Штатах Америки, но по всему миру сегодня. Это проблема расизма, проблема бедности и проблема войны».

В 1971 году он был посмертно награжден Премией Грэмми за лучший звуковой альбом (Grammy Award for Best Spoken Word Album) за его речь «Почему я выступаю против войны во Вьетнаме» (Why I Oppose the War in Vietnam).

В 1977 году Кинг был посмертно награжден Президентской медалью Свободы (Presidential Medal of Freedom) президентом Джимми Картером. В выступлении по этому поводу президент Картер сказал:

«Мартин Лютер Кинг был совестью своего поколения. Он смотрел на великую стену сегрегации и видел, что ее может снести сила любви. Из боли и изнеможения его борьбы ради осуществления предвестия наших отцов-основателей униженным гражданам он выжал свое красноречивое заявление о мечте для Америки. Он сделал нашу нацию более сильной, потому что он сделал ее лучше. Его мечта все еще подкрепляет нас «.

Кинг и его жена были также награждены Золотой медалью Конгресса США в 2004 году.

Кинг занял второе место в Списке Гэллапа самых широко почитаемых людей XX века (Gallup’s List of Most Widely Admired People of the 20th Century), который представлял собой результат опросов среди американцев, проведенных Институтом Гэллапа и опубликованный в 1999 году. В 1963 году Кинг был назван человеком года Журналом Тайм, а в 2000 году он был избран шестым по результатам опроса «Человек века» того же журнала. Кинг занял третье место в голосовании зрителей телесериала «Величайший американец» (The Greatest American) 2005 года, проведенного Каналом Дискавери (Discovery Channel) и Америка Он-лайн (AOL — America Online).

Мемориалы, места и здания в честь Кинга

В честь Кинга установлено множество памятных знаков.
Более 730 городов США имеют улицы, названные в честь Кинга.
Множество памятных знаков в честь Кинга установлено по всему миру. 
(Этот раздел сокращен: см. в оригинале)


Ссылки: Полный список использованных источников не представляется целесообразным приводить, так как в англоязычной википедии он составляет 334 ссылки (по состоянию на апрель 2017). Желающие могут смотреть их в оригинальной статье.

Оригинал статьи на сайте «Независимый исследователь».
Елена Преображенская (с) перевод с английского языка, оригинальный текст написан пользователями англоязычной википедии.


Данный текст на русском языке не разрешается к размещению в русскоязычной википедии, поскольку он не создавался в ее рамках, и авторское право на перевод не должно быть нарушено.

Категория: Эпоха современности | Добавил: Klara
Просмотров: 247 | Загрузок: 0
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.