Пятница
15.12.2017
09:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Мои статьи и переводы (изучение религии) »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Эпоха современности [6]
Социальные и религиозные движения современной эпохи
Биографии [4]
Биографические статьи
Контрацепция и аборт [13]
Религиозные взгляды на контроль рождаемости и аборты
Избранное старое [40]
Избранные старые статьи (остальные переехали в блог "Записки бунтаря")
. [0]

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная » Файлы » Контрацепция и аборт [ Добавить материал ]

Католичество и аборт (часть 2 - Современность)
23.10.2017, 17:55

Современное католичество и аборт
Современное учение католической церкви


В отличии от средневековой теологии, современные официальные документы католической церкви избегают определения того момента, когда зародыш в действительности становится человеком. Новая католическая энциклопедия утверждает: «После определенного этапа внутриутробного развития совершенно очевидно, что жизнь плода полностью человеческая. Хотя некоторые могут гадать, когда достигается этот этап, нет способа придти к этим знаниям по какому-либо известному признаку; и поскольку существует вероятность, что жизнь эмбриона является человеческой с момента его существования, целенаправленное ее завершение аморально»[30].

В эпоху современности католическое учение стало использовать термин «личность» и ссылаться на открытия в области эмбриологии и генетики. Современное учение утверждает, что зачатие дает начало человеческой жизни, и идентичность человека содержится уже в зародыше. В инструкции Конгрегации доктрины веры 1987 года по этому поводу говорится: «Это учение [о начале человеческой жизни в зачатии, которое ранее утверждалось в Декларации 1974 года] подтверждается, если подтверждение необходимо, современными данными биологической науки о человеке, которые признают, что в зиготе, возникшей в результате оплодотворения, уже образована биологическая идентичность новой человеческой личности. Конечно, никакие экспериментальные данные не могут сами по себе быть достаточными для признания духовной души; тем не менее, выводы науки относительно человеческого эмбриона дают ценный намек [для того], чтоб разглядеть посредством рассуждения присутствие личности в момент этого первого появления человеческой жизни: как может человеческий индивид не быть человеческой личностью? Учительство [церкви] само по себе не направлено специально на заявления философского характера, но постоянно подтверждает осуждение всех видов произведения абортов»[31].

Современный катехизис католической церкви говорит о необходимости уважения и защиты человеческой жизни, начиная с зачатия[32]. Согласно катехизису, к зародышу следует относиться как к личности человека. Катехизис на русском языке говорит об этом, что «с самого зачатия зародыш должен почитаться за личность». В оригинале на латыни (все католические документы выходят на латинском языке, после чего переводятся на национальные языки) употреблено слово tamquam[33], означающее «как», «словно», «будто», «как если бы», «как будто бы», «точно так же, как если бы», что позволяет интерпретировать утверждение не как буквальную тождественность зародыша и личности. Учение церкви таким образом оставляет возможность для существования разных мнений о времени начала человеческой личности или появления души, но утверждает, что в любом случае к зародышу должно быть такое же отношение, как к личности. Исходя из этого утверждения, церковь настаивает, что эмбрион должен обладать такими же правами, как личность, начиная с права на жизнь[32].

Отлучение и прощение

Современные каноны католической церкви объявляют совершивших аборты и всех, кто этому способствовал, включая врачей, отлученными от церкви в силу самого факта деяния (экскоммуникации latae sententiae, что означает «вынесенный ранее приговор», то есть такое отлучение не требует отдельного объявления)[34]. Под отлучение не подпадают подростки моложе 16 лет, а также люди, которые «без халатности» не знали учение об абортах, и те, кто оказался в сложных обстоятельствах: «был принужден серьезным страхом или нуждой или серьезным беспокойством»[35][36]. Отлучение может быть снято посредством покаяния через исповедь, но отпущение грехов в этом случае до недавнего времени могли дать только определенные назначенные духовные лица. Папа Франциск предоставил такие полномочия всем священникам во время Внеочередного юбилейного года милосердия (8 декабря 2015 года — 20 ноября 2016)[37] и продлил эти полномочия на неограниченное время Апостольским посланием Misericordia et misera («Милосердие и скорбь» [или, возможно, допустимо: «Милосердие и нищета (духовная)»]) от 22 ноября 2016 года[38].

Лечение при беременности

Косвенный аборт остается единственной формой аборта, который не запрещен в католической церкви. Следуя логике принципа двойного эффекта, учение католической церкви допускает совершать такие медицинские операции или терапию, результатом которых может стать гибель плода, в то время как целью было лечение беременной женщины, а не аборт. В качестве примера такой операции современные католические теологи наиболее часто приводят удаление матки в случае рака[39].

Многие католические теологи рассматривают как такой пример также удаление фаллопиевой трубы в случае внематочной беременности. Более новые и щадящие методы лечения внематочной беременности, предполагающие удаление только плодного яйца, являются спорными среди католических теологов и врачей. Многие католические моралисты считают эти методы неприемлемыми, поскольку в рамках католической традиции они могут рассматриваться как случаи прямого аборта[40][41][42][43]. Некоторая часть современных католических специалистов считает эти методы допустимыми, используя разные аргументы[41][42][43]. Особенностью этого случая является то, что эмбрион вне матки в любом случае фактически не имеет шансов выжить, а мотивацией врачей является не само по себе уничтожение эмбриона, но терапия, необходимая для сохранения здоровья и жизни женщины.

Примеры резонансных инцидентов

Время от времени в обществе происходят громкие инциденты, связанные с ригоризмом католической церкви в отношении отказа допустить исключения из запрета абортов даже в экстренных случаях. В 2009 году больная легочной гипертензией беременная женщина оказалась в католической Больнице святого Иосифа Финикса штата Аризоны США. Заболевание не оставляло никакой надежды врачам на то, что, если женщина будет рожать, то останется в живых. Надежды на то, что выживет ее ребенок, у врачей тоже не было. В этой ситуации член комитета по этике больницы сестра Маргарет Макбрайт (Margaret McBride) дала разрешение врачам сделать аборт. Женщина была спасена, но иерархия церкви осудила этот поступок. Епископ Томас Олмстед заявил, что сестра Макбрайт подвергла себя автоматическому отлучению от церкви. Сестра была переведена на работу в другое место в более низкой должности. Позднее епархия Феникса разорвала отношения с больницей, заявив, что больница не является католической, поскольку врачи остались несогласны с требованием отказаться от абортов в любой ситуации[44][45][46].

В 2009 году в Бразилии девятилетняя девочка была беременна двумя близнецами в результате изнасилования отчимом. Врачи диагностировали эту беременность как угрозу жизни, поскольку девочка была маленькая (весила 80 фунтов, что составляет чуть больше 36 кг.) и не могла родить двоих близнецов. Врачи с согласия матери девочки приняли решение сделать аборт. Епископ Хосе Кардозо Собриньо заявил, что мать и врачи подпадают под отлучение от церкви. Но преступление отчима не подпадает под отлучение, по словам епископа, поскольку оно не настолько ужасно, как аборт. Это заявление вызвало протесты женских правозащитных групп, бразильского правительства и даже архиепископа Рино Физикелла, который был президентом Папской академии жизни. Однако, Конгрегация доктрины веры выступила с заявлением о том, что учение церкви об абортах не изменилось и измениться не может. Национальная конференция епископов Бразилии заявила, что, поскольку мать девочки находилась под гнетом тяжелых обстоятельств, находясь в страхе за жизнь дочери, она, в соответствии с каноническим правом, не подпала под отлучение. Однако, в отношении врачей епископы заявили, что те, кто не имел достаточного осознания, не подпали под отлучение, но те, кто «осознавал и упорствовал», подпали под отлучение. Признать допустимость аборта даже в подобном неординарном случае церковь не смогла[47][48][49][50].

В октябре 2012 года в Ирландии, в университетской больнице Голуэй, умерла 31-летняя индианка Савита Галаппанавар (Savita Halappanavar). Женщина была на 17-й неделе беременности, и у нее произошел затянувшийся выкидыш. Врачи обнаружили инфекцию и диагностировали нежизнеспособность плода, но отказали в аборте, поскольку у плода наблюдалось сердцебиение. Женщине объяснили, что аборты запрещены в католической стране. В Ирландии право на жизнь эмбриона было закреплено в Конституции (и остается на момент написания этой статьи, но планируется провести референдум по этому вопросу). Хотя Верховный суд страны постановил, что аборты могут быть допустимы в случае реальной угрозы жизни матери, на момент этого случая в Ирландии не было принято законодательство, которое бы четко регламентировало, какие условия позволяют применять это исключение на практике. Из-за юридической неопределенности врачи боялись оказаться под уголовной ответственностью. Спустя три дня сердцебиение плода остановилось, и врачи сделали аборт, но для спасения женщины оказалось поздно. Савита Галаппанавар умерла от развившегося сепсиса. Инцидент привел к широким протестам и острым дискуссиям в обществе[51][52][53][54]. Ирландские католические епископы в этой ситуации выпустили заявление, которое повторяло учение церкви и оправдывало существующий закон. В частности, в заявлении было сказано: «Если тяжелобольная беременная женщина нуждается в лечении, которое может быть опасным для ее ребенка, то это лечение этически допустимо при условии, что предпринимаются все усилия для сохранения жизни как матери, так и ребенка. Аборт является прямым и преднамеренным уничтожением нерожденного ребенка, что представляет собой тяжко безнравственный поступок при любых обстоятельствах»[55].

Политика

Католическая церковь не ограничивается декларацией заповедей внутри церкви, но также пытается оказывать влияние на политику в мире в разных областях. В связи с представлением об аборте как убийстве официальное учение католической церкви утверждает, что общество и государство должны охранять право человека на жизнь от зачатия до смерти[56]. На основе этого положения католическая иерархия выступает против легализации абортов и требует от католических политиков продвигать позицию церкви законодательно. При этом на практике в текущей реальности считается допустимым, чтоб католические политики поддерживали компромиссные законопроекты, которые, хотя допускают аборты, но способствуют уменьшению их числа, например, ограничивая легализацию определенными случаями, или принимая меры против условий, ведущих к их росту[57].

Католические иерархи по-разному относятся к политикам, поддерживающим законы о праве на аборт. В США, где присутствует много консервативных христиан, тема абортов сильно политизирована и используется в предвыборной борьбе. Некоторые католические иерархи выступают за запрет принимать причастие политикам, которые, являясь католиками, поддерживают легализацию абортов[58].

В частности, в 2004 году несколько епископов выступили против причащения кандидата на пост в президенты от демократов Джона Керри. Позицию не разрешать политикам, одобряющим право на аборт, принимать причастие разделял кардинал Йозеф Ратцингер, на тот момент будущий папа Бенедикт XVI. Однако, большинство американских епископов не поддержали введение общего запрета причащения таким политикам, аргументируя это, в частности, нежеланием «делать евхаристию политическим полем битвы». Епископская конференция США оставила этот вопрос на самостоятельное усмотрение каждого епископа в конкретных обстоятельствах[59]. В 2008 году некоторые американские епископы выступали против причащения Джо Байдена, вице-президента Барака Обамы. Джо Байден заявлял, что он лично придерживается католического учения об абортах, но считает правильной легализацию абортов в обществе людей разных взглядов[58].

Некоторые католические иерархи заняли еще более жесткую позицию о политиках, поддерживающих право на аборт, заявив, что такие политики подвергают себя отлучению от церкви. Единого мнения по этим вопросам в католическом епископате США не сложилось, но многие епископы считают, что в текущих условиях запрет абортов нереалистичен и нужно бороться с абортами другими способами[59].

Некоторые американские католические иерархи делают заявления о том, что католики не должны голосовать за кандидатов, если те поддерживают право на аборт. Такие заявления звучат, как правило, о кандидатах от демократов, поскольку демократы стоят на либеральных позициях. В частности, такие призывы звучали о Бараке Обаме[59][60]. Но официально церковь поддерживать таких кандидатов не запретила, хотя существует предупреждение о недопустимости поддерживать их именно за позицию по абортам. В 2004 году кардинал Йозеф Ратцингер, в то время префект Конгрегации доктрины веры, заявил: «Католик был бы виновен в формальном сотрудничестве со злом и поэтому недостоин святого причастия, если бы он умышленно голосовал за кандидата именно потому, что кандидат стоит на позиции разрешения аборта и/или эвтаназии. Когда католик не разделяет позицию кандидата по абортам, но голосует за этого кандидата по другим причинам, это рассматривается удалением материи сотрудничества, что может быть допустимо при наличии соизмеряемых причин»[61].

Интерпретируя этого документ, наиболее консервативные католики, в том числе некоторые иерархи, сосредоточились на словах о «соизмеряемых причинах». Поскольку в документе также говорится, что зло абортов превосходит многие другие формы зла, они заключили, что оправдывающие причины для поддержки таких кандидатов в действительности должны быть редкими[62][63]. Такая трактовка не разделяется многими умеренными католиками, особенно, сторонниками демократов, которые предпочитают делать акцент на вопросах социальной справедливости, а в отношении абортов утверждают, что развитие образования, доступное здравоохранении, социальная забота о малоимущих и помощь матерям уменьшат число абортов более эффективно, чем их запрет[64]. Епископская конференция США неоднократно принимала документ «Формирование совести для правоверного гражданства» (последняя редакция принята в 2015 году), где, кроме абортов, перечислено множество других проблем, требующих ответственного выбора католиками кандидатов, такие как несправедливые войны, применение смертной казни, расизм, бедность, кризис миграции, проблемы экологии и многое тому подобное[65][66].

В Европе католические иерархи занимают более гибкую позицию, чем в США, и редко поднимают вопрос о применении церковных санкций к политикам из-за поддержки юридической легализации абортов[58]. В 2001 году папа Иоанн Павел II дал причастие мэру Рима Франческо Рутелли, заявлявшему, что сам лично он выступает против абортов, но не желает навязывать эту позицию через закон[67]. Иоанн Павел II даже дал причастие британскому премьер-министру Тони Блэру и его жене[68].

Джон Керри и Нэнси Пелоси, в то время спикер Палаты представителей США (продвигавшая законопроекты, облегчающие совершение абортов), оба принимали причастие во время папской мессы Бенедикта XVI в США[68]. Известно также, что они получали причастие на мессе папы Франциска[69].

Вместе с этим, папа Бенедикт XVI, отвечая на вопрос журналистов, выражал поддержку обсуждавшихся угроз мексиканских епископов возможного отлучения от церкви политиков, голосующих за легализацию абортов в Мексике. Позднее пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбарди уточнил, что ни папа, ни местный епископат в действительности не объявили об отлучении этих политиков, но что эти политики должны воздерживаться от принятия причастия[70].

В 2012 году пресса сообщила о том, что один из епископов Уругвая отлучил от церкви политиков, которые голосовали за легализацию абортов. Однако, епископская конференция опровергла это, заявив, что позиция епископа была неверно истолкована. Генеральный секретарь епископской конференции Уругвая даже сказал в интервью, что отлучение от церкви относится к тем, кто непосредственно совершает аборты, но не к тем, кто принял закон[71].

В 2013 году в Ирландии принимался закон, легализующий аборты в случае угрозы жизни женщины. Ирландские епископы осудили эту законодательную инициативу, но разделились во мнениях по поводу запрета принимать причастие политикам, поддержавшим закон[69]. Ирландский кардинал Шон Брейди отметил, что среди епископов есть «большое нежелание политизировать евхаристию»[72].

Католическая иерархия также выступает за принятие законов, которые позволяли бы католикам, работающим в медицине, отказывать пациентам в предоставлении услуг по абортам по религиозным соображениям, рассматривая это как соблюдение свободы совести[73][74].

Отношение мирян


Catholics_7Многие католики, согласно социологическим исследованиям, не разделяют учение церкви о том, что аборты должны быть запрещены во всех случаях, включая угрозу жизни и здоровью матери и беременность от изнасилования. Многие католики склонны принимать учение о том, что аборты в целом морально неприемлемы, но немногие согласны с тем, что аборты не могут быть разрешены ни в каком случае.

Опрос католиков, проведенный в 12 странах мира в 2014 году по заказу американской испаноязычной компании Univision, показал, что 65% опрошенных считают, что аборт должен быть разрешен в каких-то случаях: большинство, 57%, считают, что аборт должен быть разрешен в некоторых случаях, и 8% считают, что аборт должен быть разрешен во всех случаях[75]. При этом проявились значительные региональные различия. Самая большая поддержка церковного учения о том, что аборты должны быть всегда запрещены, выявилась среди африканских и азиатских католиков. Самое большое расхождение с церковным учением обнаружилось среди европейских католиков, большинство которых поддерживает право на аборт в некоторых случаях и значительно меньшее число которых разделяет поддержку запрета абортов во всех случаях (причем в некоторых странах доля поддерживающих запрет даже уступает доле тех, кто поддерживает право на аборт во всех случаях). Среди американских и латиноамериканских католиков наблюдается как расхождение с церковным запретом абортов без исключений, так относительно немалая поддержка этого запрета.

Далее результаты исследования представлены в процентных показателях[76].
Франция: 32% католиков считают, что аборт должен быть разрешен во всех случаях, 62% — что аборт должен быть разрешен в некоторых случаях, 5% — что аборт никогда не может быть разрешен.
Испания: 24% — во всех случаях, 64% — в некоторых, 8% — никогда.
Италия: 15% — во всех случаях, 68% — в некоторых, 13% — никогда.
Польша: 9% — во всех случаях, 73% — в некоторых, 13% — никогда.
США: 10% — во всех случаях, 66% — в некоторых, 21% — никогда.
Бразилия: 7% — во всех случаях, 74% — в некоторых, 18% — никогда.
Аргентина: 6% — во всех случаях, 73% — в некоторых, 20% — никогда.
Мексика: 5% — во всех случаях, 68% — в некоторых, 27% — никогда.
Колумбия: 3% — во всех случаях, 58% — в некоторых, 38% — никогда.
Демократическая республика Конго: 5% — во всех случаях, 35% — в некоторых, 56% — никогда.
Уганда: 5% — во всех случаях, 30% — в некоторых, 64% — никогда.
Филиппины: 2% — во всех случаях, 25% — в некоторых, 73% — никогда.

В Италии, по данным опроса Eurispes 2006 года, большинство католиков выступают за допустимость абортов в определенных экстренных обстоятельствах: 83,2% — в случае угрозы жизни матери, 72,9% — в случае серьезной патологии плода, 61,9% — в случае сексуального насилия. Однако, значительно меньше итальянских католиков соглашаются с тем, что аборты должны допускаться по экономическим причинам или из-за нежелания женщины иметь детей: 23% и 18,6% соответственно[77].

В США, согласно исследованию Pew Research Center 2016 года, 51% католиков сообщили, что аборты морально неприемлемы, но 31% готовы принимать аборты[78]. По данным опроса, проведенного Gallup в 2006-2008 годах, 40% американских католиков согласились, что аборты морально приемлемы, и такой показатель практически не отличается от показателя не-католиков, давших аналогичный ответ[79]. Однако, отмечена закономерность, что те, кто регулярно посещают богослужения, чаще выступают против абортов, в то время как сторонников права выбора женщины среди регулярно посещающих богослужения меньше, чем среди мало практикующих католиков[79][80][81]. Латиноамериканские католики в США чаще выступают против абортов, чем белые католики американцы[81].

По некоторым социологическим исследованиям 2008 года, позицию церкви о том, что аборт всегда должен быть запрещен законом, разделяет меньшинство американских католиков избирателей: от 15% до 22%. Остальные опрошенные католики считают, что аборты должны быть законны либо в определенных случаях, либо во всех[82][83]. Согласно опросу Pew Research Center 2009 года, 47% американских католиков считают, что аборты должны быть легализованы в большинстве случаев или во всех, в то время как 42% американских католиков считают, что аборты должно запрещаться законом в большинстве случаев или во всех[80]. Голосуют за кандидата, исходя из его позиции по абортам, меньшинство католиков: согласно опросу Zogby International 2008 года, 29%, и большинство из них голосуют за кандидата с позицией против абортов. В целом 44% американских католиков считают, что «хороший католик» не может поддерживать кандидата, выступающего за право выбора женщины в вопросах аборта, но 53% считают, что «хороший католик» может поддерживать такого кандидата[82]. Согласно докладу Института общественно-религиозных исследований 2011 года, 68% американских католиков считают, что могут быть «хорошими католиками», не соглашаясь с позицией церкви по абортам, и это примерно столько же, сколько в других религиозных группах[81].

В Великобритании, по данным опроса YouGov 2010 года, большинство католиков не поддерживают официальное учение церкви: семь из десяти католиков считают, что женщина должна иметь право выбора аборта, только один из десяти католиков выступает против абортов в случае изнасилования и лишь один из четырнадцати католиков — против абортов в случае угрозы жизни женщины[84].

Католические диссиденты


Charles-CurranНекоторые католические теологи не во всем разделяют официальное учение церкви об абортах, хотя из-за церковной жесткости по этому вопросу несогласие редко звучит публично. В 1973 году католический диссидент теолог Чарльз Каррэн (Charles Curran) утверждал: «Существует значительное и растущее число католических теологов, которые не согласны с некоторыми аспектами официально выдвинутого католического учения о том, что прямой аборт от момента зачатия всегда неправилен»[85][86].

В 1973 году, после легализации абортов Верховным судом США (решения по делу «Роу против Уэйда»), была создана организация «Католики за выбор» (Catholics for Choice), которая утверждает альтернативное церковному мнение об абортах и контрацепции. На основе социологических опросов эта группа считает, что представляет мнение большинства католиков. Основными аргументами организации являются: утверждение права следовать своей совести, даже если это противоречит официальной линии иерархии, отсутствие консенсуса среди теологов о времени появления души, исторические мнения видных католических теологов о том, что человеческая душа появляется позднее зачатия, утверждение того, что учение об абортах не является безошибочной догмой, а также факт страдания женщин из-за запрета абортов, особенно, в бедных странах[86][87].

Группу «Католики за выбор» создали три католички Джоан Харриман (Joan Harriman), Патриция Фогарти Мак Куиллан (Patricia Fogarty McQuillan) и Мета Малкахи (Meta Mulcahy), которые были членами Национальной организации женщин, феминистской организации левого толка. В первую годовщину решения «Роу против Уэйда» Патриция Мак Куиллан, ставшая первым председателем группы, выступила на ступенях собора святого Патрика в Нью-Йорке, одевшись в символические папские одеяния. Она заявила, что противодействие католической церкви абортам основано на историческом доминировании мужчин и связано с тем, что только мужчины входят в ее иерархию. Некоторое время председателем «Католиков за выбор» был священник-иезуит Джозеф Рурк (Joseph O’Rourke), вскоре лишенный сана, и феминистская активистка Патриция Мак Махон (Patricia McMahon). В течение 25 лет председателем была ученая и активистка женского движения Фрэнсис Кисслинг (Frances Kissling), ставшая также со-основательницей Национальной федерации аборта. После нее (по настоящее время, на момент написания этой статьи) председателем является мужчина из Ирландии Джон О’Брайен (Jon O’Brien), который в прошлом работал в Европейском бюро Международной федерации планирования родительства в Лондоне[88].

Католическая иерархия неоднократно осуждала организацию и заявила, что эта организация не является католической. Американская группа «Католики за выбор» создала аналогичные сестринские группы в Южной Америке, Канаде и Европе, включая небольшую группу в Великобритании[89].


Список использованной литературы:
[1] Катехизис католической церкви, 2271
[2] Roman Catholicism and abortion access: Pagan & Christian beliefs 400 BCE -1980 CE. (Ontario Consultants on Religious Tolerance)
[3] Michael J. Gorman. Abortion and the Early Church. — Wipf and Stock Publishers, 1998
[4] Цитаты из произведение Тертуллиана: Tertullian at web-site Priests for Life
[5] Климик И. Церковное Предание о проблеме «одушевления» человеческого зародыша (Портал Богослов.Ru, 6 мая 2011)
[6] Jean Reith Schroedel. Is the Fetus a Person? A Comparison of Policies Across the Fifty States. — Cornell University Press, 2000. P. 18
[7] Tom J. Obengo. The Quest for Human Dignity in the Ethics of Pregnancy Termination. — Wipf and Stock Publishers, 2016. P. 24
[8] Elsakkers, M.J. Chapter 2: Early Christian views on abortion / Reading between the lines: Old Germanic and early Christian views on abortion. — Amsterdam Institute for Humanities Research, 2010
[9] Peter Millikan. Abortian / Adrian Hastings, Alistair Mason, Hugh Pyper. The Oxford Companion to Christian Thought. — Oxford University Press, 2000
[10] John Hardon. The Catholic Catechism: A Contemporary Catechism of the Teachings of the Catholic Church. — Doubleday, 1981. P. 340
[11] St. Augustine. Marriage and Concupiscence 1.15.17, — CSEL 42:229-230
[12] Pope Pius XI. Casti connubii, 65
[13] Евгений Кадосов. Человеческий зародыш на ранней стадии. Богословское осмысление (Портал Кредо)
[14] Frank K. Flinn, J. Gordon Melton. Encyclopedia of Catholicism. (Encyclopedia of World Religions). — Facts On File, 2007 . P. 4
[15] Helga Kuhse, Peter Singer. A Companion to Bioethics. — Wiley, 2001
[16] William Petersen. From Persons to People. — Transaction Publishers, 2002. P. 114
[17] Broedel, Hans Peter. The Malleus Maleficarum and the Construction of Witchcraft: Theology and Popular Belief. — Manchester University Press, 2004. P. 34
[18] Katherine Brind’Amour. «Effraenatam» (1588), by Pope Sixtus V. — The Embryo Project Encyclopedia. (The Embryo Project at Arizona State University)
[19] David Bohr. Catholic Moral Tradition: «In Christ, a New Creation». — Our Sunday Visitor Publishing, 1999. P. 293
[20] Michèle Goyens, Pieter de Leemans, An Smets. Science Translated: Latin and Vernacular Translations of Scientific Treatises in Medieval Europe. — Leuven University Press, 2008. Pp. 390-396
[21] Charles Coppens. Abortion. Catholic Encyclopedia 1907
[22] Aaron L. Mackler. Introduction to Jewish and Catholic Bioethics. — Georgetown University Press, 2003. P. 122
[23] Charles H. Lippy. Faith in America: Changes, Challenges, New Directions. Vol. 1. — Praeger Publishers, 2006 (Greenwood Publishing Group, 2006). P. 160-161
[24] Daniel C. Maguire. The Moderate Roman Catholic Position on Contraception and Abortion. (The Religious Consultation on Population, Reproductive Health & Ethics)
[25] Abortion. The Catholic Encyclopedia (1907)
[26] Pope Pius XI. Casti Connubii, 64
[27] Donald DeMarco. The Roman Catholic Church and Abortion: An Historical Perspective. — Homiletic & Pastoral Review, August-September 1984
[28] McIntyre, Alison. Doctrine of Double Effect / Edward N. Zalta. Stanford Encyclopedia of Philosophy (First published Jul 28, 2004; substantive revision Sep 23, 2014)
[29] Alphonsus Maria de Ligorio. Theologia Moralis (Bassano 1831), vol. 1, pp. 247-248
[30] New Catholic Encyclopedia, Abortion II, p.29, Col 1
[31] Instruction Donum vitae of the Congregation for the Doctrine of the Faith (February 22, 1987)
[32] Катехизис католической церкви, 2270
[33] Катехизис католической церкви, 2274 (в оригинале: Embryo, quippe qui tamquam persona, inde a conceptione…)
[34] Кодекс Канонического права, канон 1398; Катехизис католической церкви, 2272
[35] Кодекс канонического права, канон 1324
[36] E. Caparros, M. Thériault, J. Thorn. Code of Canon Law Annotated. — Wilson & Lafleur, 1993, pp. 829-830
[37] Jimmy Akin. Holy Year Gestures on Abortion and the SSPX: 12 Things to Know and Share. (National Catholic Register, September 1, 2015) (есть также сообщения на русском языке)
[38] Elisabetta Povoledo, Liam Stack. Pope Francis Extends Priests’ Ability to Forgive Abortion (The New York Times, November, 21, 2016) (есть много сообщений на русском языке)
[39] Mark P. Aulisio. Double Effect, Principle or Doctrine of / Encyclopedia of Bioethics. — The Gale Group, 2004
[40] A Catholic Approach to Tubal Pregnancies / The Jan/Feb 2004 Issue of Lay Witness Magazine
[41] Marie A. Anderson, Robert L. Fastiggi, David E. Hargroder, Rev. Joseph C. Howard Jr., and C. Ward Kischer. Ectopic Pregnancy and Catholic Morality. A Response to Recent Arguments in Favor of Salpingostomy and Methotrexate / National Catholic Bioethics Quarterly 11.1 (Spring 2011)
[42] Father Tadeusz Pacholczyk. When Pregnancy Goes Awry: Ectopic Pregnancies / Making Sense Out of Bioethics (October, 2009) (The National Catholic Bioethics Center)
[43] Kathy Schiffer. When Pregnancy Goes Awry: The Moral Ending to an Ectopic Pregnancy (National Catholic Register, Nov. 17, 2015)
[44] Roman Catholicism and abortion access Cases where Catholic teachings on abortion may cause, rather than prevent, death (Ontario Consultants on Religious Tolerance)
[45] Becky Garrison. Playing Catholic politics with US healthcare (The Guardian, December 31, 2010)
[46] Nicholas Kristof. Sister Margaret’s Choice (The New York Time, May 26, 2010)
[47] Gary Duffy. Rape row sparks excommunications (BBC, March 5, 2009)
[48] Vatican backs excommunication of Brazilian MDs over child’s abortion (CBCNews, Mar 07, 2009)
[49] The Holy Office Teaches Archbishop Fisichella a Lesson (L’espresso, 10.7.2009)
[50] CNBB desautoriza iniciativa de bispo (Estado, 13 March 2009)
[51] Husband: Ireland hospital denied Savita Halappanavar life saving abortion because it is a «Catholic country» (CBS News, 14 November 2012)
[52] Religious Remark Confirmed in Irish Abortion Case (The New York Times, April 11, 2013)
[53] Protesters in Ireland rally for abortion rights (CNN, November, 17 2012)
[54] Ирландская медсестра призналась, что запретила пациентке сделать аборт из-за католицизма (RT, 11 апреля 2013)
[55] Епископы о скандальном деле Савиты Халаппанавар: лечение тяжелобольной беременной допустимо, даже если оно опасно для ребенка (Katolik.ru, по материалам Радио Ватикана, 21.11.2012)
[56] Катехизис католической церкви, 2273
[57] Frank K. Flinn, J. Gordon Melton. Encyclopedia of Catholicism. — Facts on File, 2007. P. 5
[58] Sandro Magister. Obama’s Pick for Vice President Is Catholic. But the Bishops Deny Him Communion (L’espresso, 27.8.2008)
[59] John Allen. Antiabortion imperative more complex than acknowledged: bishops’ views on abortion (National Catholic Reporter, October 31, 2008)
[60] 89 Catholic Bishops Speak Out: In This Election, Abortion is the Defining Issue (Christian Newswire, October 28, 2008)
[61] Worthiness to Receive Holy Communion. General Principles by Cardinal Joseph Ratzinger (July 2004)
[62] Jimmy Akin. Explaining Ratzinger’s «Proportionate Reasons» (Catholic Answers, November 02, 2004)
[63] Archbishop: Catholics Can’t Vote for Pro-Abortion Candidates (LifeNews.com, Oct. 26, 2012)
[64] Catholic Questions and Answers on Abortion (web-site Catholics for Obama)
[65] Voting One’s Conscience (America. The Jesuit Review, October 27, 2008)
[66] Forming Consciences for Faithful Citizenship. A Call to Political Responsibility from the Catholic Bishops of the United States with Introductory Note (United States Conference of Catholic Bishops, 2007, 2011, 2015)
[67] John L. Allen Jr. Who speaks for the Vatican? (National Catholic Reporter, 28 May 2004)
[68] John L. Allen Jr. No hard line from pope on communion for pro-choice pols (National Catholic Reporter, Apr 20, 2008)
[69] Top clerics divided on penalty for pro-choice Catholics (Irish Independent, 20 May 2013)
[70] Pope arrives in Brazil with tough abortion stance (USA Today / Associated Press, 10 May 2007)
[71] Uruguay’s bishops clarify: pro-abortion lawmakers not excommunicated (CatholicCulture.org, October 25, 2012)
[72] Irish Catholic Church Condemns Abortion Legislation (International Herald Tribune, 3 May 2013)
[73] U.S. Catholic bishops urge Congress to protect conscience rights on abortion immediately (LifeSiteNews, July 11, 2016)
[74] Catholic midwives win right to object over abortion planning in Scotland (Guardian, 24 April 2013)
[75] Catholics and church at odds on contraception, divorce and abortion (The Guardian, 9 February 2014)
[76] Voice of the people. Univision asked Catholics on five continents about some of the issues most important to them and thus, to the Church too, in an eye-opening Global Survey (web-site Univision)
[77] Cattolici italiani favorevoli ai Pacs e anche a divorzio e aborto (La Repubblica, 17 January 2006)
[78] Lipka, Michael; Gramlich, John. 5 facts about abortion (Pew Research Center, (January 26, 2017)
[79] Newport, Frank. Catholics Similar to Mainstream on Abortion, Stem Cells (Gallup, March 30, 2009)
[80] Obama, Catholics and the Notre Dame Commencement (Pew Forum on Religion and Public Life, April 30, 2009)
[81] Jones, Robert P.; Cox, Daniel; Laser, Rachel. Committed to Availability, Conflicted about Morality: What the Millennial Generation Tells Us about the Future of the Abortion Debate and the Culture Wars (Public Religion Research Institute, June 9, 2011)
[82] Karkabi, Barbara. Abortion not main issue for Catholics: Survey results contradict bishops’ stance (Houston Chronicle, October 31, 2008)
[83] Smith, Gregory; Pond, Allison. Slight but Steady Majority Favors Keeping Abortion Legal. (Pew Research Center, September 16, 2008)
[84] Most UK Catholics support abortion and use of contraception (The Independent, 19 September 2010)
[85] Joseph Cardinal Bernardin. Consistent Ethic of Life. — Sheed & Ward, 1988
[86] Jon O’Brien. The Catholic Case for Abortion Rights (Time, Sep 22, 2015)
[87] Jon O’Brien and Sara Morello. Catholics for Choice and Abortion: Prochoice Catholicism 101 (Catholics For Choice, Conscience Magazine, Spring 2008)
[88] Catholics For Choice (web-site Discover the Networks: Groups — Feminist — Catholics For Choice)
[89] Woman’s Hour: Is it possible to be a practising catholic and pro choice? (BBC, 24 June 2004)

Для написания текста некоторых разделов использована информация англоязычной википедии, однако, данная статья не является переводом англовики.

Елена Преображенская (с)
Оригинал этой статьи на сайте "Независимый исследователь"

Категория: Контрацепция и аборт | Добавил: Klara
Просмотров: 44 | Загрузок: 0
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.