Пятница
15.12.2017
09:31
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Мои статьи и переводы (изучение религии) »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Эпоха современности [6]
Социальные и религиозные движения современной эпохи
Биографии [4]
Биографические статьи
Контрацепция и аборт [13]
Религиозные взгляды на контроль рождаемости и аборты
Избранное старое [40]
Избранные старые статьи (остальные переехали в блог "Записки бунтаря")
. [0]

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная » Файлы » Контрацепция и аборт [ Добавить материал ]

Католичество и контрацепция
16.11.2016, 13:27

История традиции

st-_peters_basilica_in_vatican_cityТрадиционный католический взгляд на применение контрацепции следует начать рассматривать с истории развития отношения к сексуальности самой по себе, которое было заложено в раннем христианстве. Из этого, как следствие, вытекает традиционное отношения к рождению детей и использованию контрацепции.

Раннее христианство развивалось в окружении гедонистического римского мира, с одной стороны, и в условиях преследований за веру, с другой стороны. Гедонизм римлян вызывал у ранних христиан отторжение и осуждение плотских удовольствий, а преследования в совокупности с ожиданием скорого второго пришествия Иисуса Христа формировали представление о превосходстве идеала безбрачия над браком. Это нашло отражение, в частности, в посланиях апостола Павла, включенных в церковный канон священных книг, а в дальнейшем воплотилось в монашеской традиции. Находясь отчасти под влиянием философии древнегреческого стоицизма, ранние христиане восприняли стоический аргумент о том, что плотские страсти отвлекают от созерцания Бога[1].

Внутри такой традиции восприятия сексуальности ранне-христианский богослов Климент Александрийский (ок.150 — между 211 и 215) пришел к заключению, что единственным оправданием сексуального акта может быть цель воспроизводства потомства[1]. Он заявил категорично, что «законно совершенные половые отношения — это случай греха, за исключением осуществленных исключительно для порождения детей»[2].

Особое влияние на христианское богословие по этому вопросу оказал своими трудами святой Августин (354 — 430), особенно произведением «Брак и похоть» (418 г.). Он полагал, что мужская сперма содержит в себе новую жизнь, но вместе с этим из поколения в поколение передает первородный грех. Связав секс с грехом, Августин на многие столетия закрепил пессимистичное отношение христианской традиции к сексуальности[1].

Богословие Августина было реакцией на манихейство, к которому он принадлежал в юности, и которое, негативно воспринимая материю, одобряло донаучные противозачаточные снадобья, чтобы препятствовать размножению. В противоположность манихейству Августин заключил, что, для того, чтоб быть чистым от греха в супружеском сексе, необходимо иметь намерение размножения. Он считал, что использование контрацепции превращает даже «брачную спальню в бардель»[3].

Августин осуждал сексуальные акты, совершаемые без цели деторождения, настолько, что это можно понять как запрет не только таких практик, как прерванный половой акт, но даже то, что сейчас называют естественным планированием семьи[1]. Интерпретируя библейский пассаж об Онане (Быт. 38), Августин писал: «Половые отношения даже с законными женами незаконны и безнравственны, когда предотвращается зачатие потомства. Онан, сын Иуды, делал так, и Господь умертвил его за это»[4]. Католическая традиция осуждения контрацепции во многом основана на учении Августина, оказавшем вообще в целом очень сильное влияние на западное христианство.

Другим значительным учителем церкви, оказавшим сильное влияние на католическое богословие и, косвенно, на учение о контрацепции стал влиятельный средневековый теолог Фома Аквинский (1225-1274). Он сформулировал учение о естественном законе, идеи о котором заимствовал у древнегреческого философа Аристотеля. Согласно теологии Фомы Аквинского, ставшей официальным учением католической церкви, Бог через природу дал естественный закон всем людям. Естественный закон, согласно теологии Фомы, указывает, что конечной целью сексуальности является продолжение рода, поэтому любые сексуальные отношения и любые формы удовлетворения сексуальных желаний вне этой цели противоестественны и, следовательно, греховны[5].

В средневековую эпоху церковь не только осуждала контрацепцию, но и одобряла преследования инквизиции за попытки контролировать рождаемость. В 1484 году папа Иннокентий VIII издал буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), в которой признал существование ведьм и одобрил действия инквизиции: «исправлять, подвергать тюремному заключению, наказывать и карать» ведьм «согласно тому, что они заслуживают». Булла обвиняла ведьм, в частности, в «убийстве младенцев еще в утробе матери» (абортах) и в «препятствовании мужчинам совершать сексуальный акт и женщинам зачинать» (контрацепции). Известный текст, бывший руководством в охоте на ведьм, Malleus Maleficarum («Молот ведьм») среди прочего обвинял ведьм в детоубийстве и способности «похищать мужские пенисы»[6].

Возникновение современного учения

Важным шагом в развитии современного католического учения о контрацепции, допускающем естественное планирование семьи путем периодического воздержания, стало постановление священной петитенциарии в 1853 году о том, что пары, которые практикуют периодическое воздержание «не находятся нарушенными»[1].


pius_xiВ 1930 году англиканская церковь, первая из всех христианских конфессий, разрешила использовать в целях контроля рождаемости не только воздержание, но и другие методы контрацепции. В ответ на это папа Пий XI в том же году издал энциклику Casti Connubii («Целомудрие брака»), осудив все методы контрацепции, за исключением периодического воздержания, как «тяжкий грех», нарушающий «закон Бога и природы». Значимую роль в подготовке этой энциклики сыграл консервативный католический богослов, бельгийский священник иезуит Артур Вёмисч (Artur Vermeersch)[1]. Энциклика утвердила современное осуждение католической церковью противозачаточных средств.

Папа Пий XI привел возражения против контрацепции, ссылаясь на естественный закон, тем самым продолжая традицию теологии Фомы Аквинского. Он утвердил, что не могут быть приняты «никакие доводы, которые по существу находятся в противоречии природе», «супружеский акт предназначен изначально природой для рождения детей», поэтому «те, кто осуществляют его, умышленно расстраивая эту природную способность и нарочно греша против природы, совершают позорный и по существу порочный поступок»[7].

История одобренных методов естественной контрацепции

В том же 1930 году врач католик из Нидерландов Йоханнес Смалдерс (Johannes Smulders) предложил контрацепцию по методу ритма, в основе которой лежит зависимость периодов овуляции от менструального цикла. Смалдерс использовал открытие японского гинеколога Кюсако Огино (Kyusaku Ogino) и австрийского гинеколога Германа Гнауса (Hermann Knaus), которые в 1920-х годах независимо друг от друга выяснили, что овуляция происходит примерно за 14 дней до менструации. Зная это, а также время жизни сперматозойда и яйцеклетки, они расчитали период плодородной фазы женского менструального цикла[8]. Метод ритма называется также календарным методом и методом Кнауса-Огино (по именам врачей, сделавших открытие). Смалдерс опубликовал работу о новом методе совместно с Датской католической медицинской ассоциацией[9]. В 1932 году католический врач доктор Лео Латц (Leo J. Latz) описал этот метод в книге «Ритм стерильности и фертильности у женщин» (The Rhythm of Sterility and Fertility in Women)[8]. В 1930-х годах была открыта первая клиника в США для обучения этому методу католических пар, которую основал католик акушер и гинеколог Джон Рок (John Rock)[10].

Календарный метод оказался не достаточно точным. Его эффективность по разным подсчетам составляет 85-90%[11]. В середине 1930-х годов немецкий католический священник Вильгельм Хиллебранд (Wilhelm Hillebrand), обеспокоенный незапланированной беременностью прихожанок, пользовавшихся этим методом, начал использовать систему предотвращения беременности на основе базальной температуры тела. В науке уже было известно, что после овуляции температура тела женщины повышается на 0,2-0,4 градуса, но до Хиллебранда никто не применял эти знания как метод контрацепции[8]. В течение следующих нескольких десятилетий оба метода стали широко применяться в католических семьях. В 1951 году папа Пий XII одобрил эти методы как приемлемые[12][7]. Эффективность температурного метода оказалась выше, чем календарного: вероятность незапланированной беременности на 100 случаев (т.н. индекс Перла) при правильном использовании температурного метода составляет 3,5[11].


billingsВ 1950-х годах австралийские врачи супруги Джон и Эвелин Биллингс (John and Evelyn Billings) обнаружили, что наблюдение за изменениями шейно-вагинальной жидкости в течение менструального цикла является простым способом определения фертильного и стерильного периода цикла. В 1960-х годах прошли первые клинические испытания открытого метода[8]. Метод Биллингс называется методом овуляции или цервикальный методом. Центры по обучению этому методу распространились по всему миру. Эффективность метода составила 85-95% (при правильном и регулярном применении может достигать 98%)[11]. Метод получил поддержку Всемирной организации здравоохранения и был одобрен католической церковью. Папа Павел VI в 1969 году наградил Джона Биллингса орденом святого Григория Великого, а папа Иоанн Павел II в 2003 году добавил крест[13]. Также в 2003 году была награждена этим орденом Эвелин Биллингс[14].

В 1970-х годах получил распространение симптотермальный метод, который сочетает наблюдение за несколькими признаками сразу: температурой, слизистыми выделениями, а также положением шейки матки. Этот метод развивали католики Джон и Шейла Киплей (John and Sheila Kippley) совместно с доктором медицины Коналдом Премом (Konald Prem)[8]. Метод считается одним из наиболее эффективных (но он достаточно сложен): его эффективность при правильном применении составляет 93-98%[11], индекс Перла составляет 0,4[15]. В 1970-х годах возник также ряд вариаций описанных систем[8].

Одобрив естественные методы контрацепции, церковь привела вытекающие из традиционной католической теологии богословские аргументы преимущества этих методов над искусственными. По мнению церкви, естественные методы контрацепции: используют физиологические механизмы, предназначенные Богом; используют самообладание (традиционно добродетель), а не методы, которые работают «против природы»; оставляют половой акт «открытым» к передаче жизни; не вносят в половой акт ничего искусственно[7].

Появление гормональной контрацепции

Однако, естественные методы контрацепции сложны в применении и подразумевают, что супруги должны определенные периоды времени соблюдать воздержание. Параллельно исследованиям возможностей этих методов, которыми занимались преимущественно католические специалисты (первая светская организация[16], занятая этим, возникла лишь в 1981 году), ученые искали другие возможности осуществления контроля рождаемости.

В 1921 году австрийский ученый Людвиг Хаберландт (Ludwig Haberlandt) показал действие гормональной контрацепции в опытах с кроликами[17]. Дальнейшее изучение возможностей использования гормональной контрацепции для людей оказалось остановлено Второй мировой войной. Первый комбинированный оральный контрацептив «Эновид» был создан в США в 1950-х годах. В 1957 году он был одобрен для лечения нарушений менструального цикла и в 1960 году — в качестве противозачаточного средства. В его создании принял активное участие католик врач Джон Рок (John Rock) (1890-1984), который в 1930-е годы занимался обучением календарному методу[18].


john-charles-rockДжон Рок не видел принципиальной разницы между естественной и гормональной контрацепцией, так как в состав гормонального контрацептива входят те же гормоны, которые содержатся в организме женщины. Рок считал, что гормональная контрацепция должна быть отнесена к естественным методам, как и метод ритма. В 1958 году папа Пий XII разрешил использовать недавно созданные гормональные препараты для лечения нарушений детородной системы[7]. Джон Рок надеялся, что следующим шагом станет одобрение использования этих препаратов для контрацепции. Несмотря на свой преклонный возраст (ему было тогда уже за 70 лет), Рок активно отстаивал позицию защиты гормональной контрацепции публично и написал книгу «Время пришло: католическое врачебное предложение положить конец борьбе против контроля рождаемости» (The Time Has Come: A Catholic Doctor’s Proposals to End the Battle over Birth Control) (1963)[1][18][19].

Энциклика Humanae Vitae

В те годы католичество стремилось реформироваться. По решению папы Иоанна XXIII был созван Второй Ватиканский Собор (1962-1965), задачей которого были формулировка учения церкви и пересмотр устаревшей практики в современных условиях. Второй Ватиканский собор впервые определил двойную цель сексуальных отношений в браке: назначением сексуального союза теперь провозглашалось не только деторождение, но и выражение любви супругов друг к другу. Некоторые католические богословы и очень многие католические семейные пары в своей совести не видели причин различать естественную и искусственную контрацепцию и желали изменения официального учения церкви[1][20].

Такие настроения внутри церкви привели к созданию специальной Комиссии по изучению населения и семейной жизни. Комиссия в 1966 году представила доклад папе Павлу VI. Члены Комиссии, из которых шестьдесят медицинских экспертов против четырех и девять кардиналов против шести рекомендовали папе смягчить учение католической церкви о контроле рождаемости[1]. Большинство членов Комиссии считали, что, хотя брак в целом должен быть открыт для передачи жизни, не каждый половой акт должен оставаться открытым. Они полагали, что сексуальный акт может быть совмещен с использованием искусственной контрацепции, оценивая это в свете состояния брака в целом, мотивации и подхода каждой пары[7].


paoloviОднако, папа не согласился с доводами Комиссии и в 1968 году издал энциклику Humanae Vitae (Humanae vitae tradendae munus gravissimum… — «Важнейший дар передачи человеческой жизни…»), где подтвердил старое учение о допустимости лишь тех методов контрацепции, которые основаны на периодическом воздержании. Он объявил, что «каждый супружеский акт должен оставаться открытым для передачи жизни»[1]. Павел VI закрепил положение учения церкви, согласно которому предназначение сексуального акта как единения супругов неотделимо от цели деторождения[7].

Кроме богословских аргументов, папа Павел VI выдвинул аргументы о вреде искусственной контрацепции. Он предположил четыре негативных последствия, которые могут возникнуть в результате ее использования. Папа считал, что употребление искусственной контрацепции приведет к «супружеской неверности и общему моральному упадку». Он также предполагал, что мужчины, привыкнув к использованию искусственной контрацепции, утратят уважение к женщинам, «мужчина … может забыть должное благоговение к женщине, и, пренебрегая ее физическим и моральным состоянием, низвести ее существование просто до орудия удовлетворения своих собственных желаний». Папа боялся, помимо этого, что правительства государств могут начать использовать контрацепцию в целях осуществления евгенической политики и, занимаясь социальной инженерией, удалять нежелательные элементы общества. Папа также предполагал, что использование искусственной контрацепции приведет к тому, что люди утратят уважение к телу и придут к выводу, что они вправе делать со своими телами все, что угодно[7].

Все эти аргументы стали дискуссионными и получили как поддержку, так и возражения. К примеру, многие верующие впоследствии согласились, что распространение контрацепции действительно привело к ослаблению сексуальной морали. Однако, другие ответили возражением, что так происходит не из-за контрацепции самой по себе, а из-за злоупотреблений и неприменимо к ответственному ее использованию. По поводу уважения женщин критики учения католической церкви выдвинули контраргумент о том, что именно использование естественной контрацепции, позволяющей вступать в сексуальные отношения только в бесплодные фазы женщины, игнорирует ее сексуальные потребности. У многих появился также вопрос о том, почему церковь не может принять медицинские изобретения, касающиеся сексуальной жизни, в то время как многие другие медицинские инновации церковь не отвергает. Комиссия по изучению населения и семейной жизни, представившая Павлу VI доклад, считала, что «естественно для человека использовать свои навыки для того, чтобы подвергнуть человеческому контролю то, что дано физической природой»[7].

Реакция католиков

Энциклика Humanae Vitae была неожиданностью для многих церковных лидеров и оставила немалое число католиков в переживании конфликта между собственной совестью и послушанием церкви. Шестьсот католических ученых подписали заявление, которое оспаривало энциклику папы. Многие епископы старались как-то смягчить жесткие аспекты энциклики. Немало католических священников покинуло церковь. Упало посещение еженедельных воскресных месс прихожанами. В частности, в США посещаемость воскресных месс сократилась с 70% католиков перед выпуском энциклики до 44% несколько лет спустя[1]. Врач Джон Рок также был глубоко разочарован энцикликой Humanae Vitae и перестал посещать церковь[19].

В то же время стали возникать новые консервативные движения, черпавшие вдохновение в энциклике Humanae Vitae. Примерами таких католических организаций являются Международная федерация для продвижения семейной жизни (International Federation for Family Life Promotion), созданная в 1974 году, и Семья американских основ (Family of the Americas Foundation), ранее Всемирная организация метода овуляции (World Organization of the Ovulation Method — Billing), созданная в 1977 году доктором Биллингсом. В 1970-1980 годах были также созданы другие крупные католические центры для преподавания различных методов естественного контроля рождаемости[1].

Современное положение дел
Использование современных методов контрацепции


birth-controlНа практике многие католики, особенно в Европе и США, быстро начали применять современные методы контрацепции, включая гормональные контрацептивы[20]. В конце 1990-х годов уже подавляющее большинство католиков временами употребляли современные контрацептивы. Церковное руководство знало о том, что значительное число католиков игнорирует запрет на использование искусственной контрацепции. Время от времени высшая иерархия призывала приходских священников проявлять мягкость в случаях исповеди прихожан в этом и рекомендовала не спрашивать прихожан, используют ли они контрацепцию, если они сами не говорили об этом.

В результате использования современных методов контрацепции произошло снижение рождаемости детей в католических семьях. К примеру, если в США в 1960-е годы католические женщины рожали больше детей, чем протестантские, то в 1980-е годы среднее количество рождений детей у католичек и у протестанток стало одинаковым, а в 1996 году показатель среднего числа рождений детей католичками стал даже меньше, чем протестантками: 1,6 в сравнении с 1,9. В Италии, самом сердце католичества, этот показатель в 1999 году упал до 1,2.

В центральной и южной Америке также немалое число католиков стали использовать современные методы контрацепции, и рост населения в этих регионах сильно снизился. В частности, в Бразилии, где большинство населения составляют католики, более 70% женщин детородного возраста используют современные контрацептивы. В целом более 50% женщин Латинской Америки и Карибов используют современные контрацептивы начиная c 1999.

Католическая церковь реагировала на популярность искусственной контрацепции стремлением оказывать влияние на политику, лоббируя ограничение доступа к контрацептивам и продвигая программы изучения естественных методов контрацепции в некоторых странах мира, особенно на Филиппинах и в Ирландии. Католическая церковь на Филиппинах имела влияние на правительство в конце 1980-х годов, добиваясь поддержки программ модифицированных методов естественной контрацепции. В Ирландии католическая иерархия добилась запрета контрацептивов, который действовал с 1935 до 1980 года. Кроме того, католическая церковь стремится оказывать влияние на международную политику через представительство в ООН при составлении документов по вопросам прав человека, репродуктивных прав и репродуктивного выбора.

Статистика современных настроений


catholics_6Современные социологические исследования среди католиков разных стран мира показывают серьезный разрыв несоответствия между мнением верующих и официальным учением церкви[7][21]. (Этот разрыв касается также в определенной мере некоторых других аспектов традиционного учения, но учение о контрацепции затронуто очень сильно).

К примеру, опрос католиков, проведенный в 12 странах мира в 2014 году по заказу американской испаноязычной компании Univision, обнаружил, что в целом 78% католиков расходятся с официальным учением церкви о контрацепции, поддерживая использование искусственных методов контроля рождаемости[21]. При этом имеют место региональные отличия: в большей степени учение церкви поддерживают африканские католики. Но в Латинской Америке и Европе католики настолько либеральны в вопросах контроля рождаемости, что примерно от 80% до 90%, а в некоторых странах даже более 90% верующих не выражают согласие с учением церкви[22].

Самая либеральная страна по вопросу отношения к использованию контрацепции — Франция, где лишь 4% католиков, согласно результатам опроса, солидарны с учением церкви, а 94% высказываются за применение контрацепции.
В Бразилии: 5% католиков выступают против использования контрацепции и 93% за ее применение.
В Аргентине: 7% против и 91% за.
В Испании: 7% против и 90% за.
В Коломбии: 8% против и 91% за.
В Мексике: 11% против и 88% за.
В Италии: 12% против и 84% за.
В США: 15% против и 79% за.
В Польше: 19% и против 75% за.
На Филиппинах: 30% против и 68% за.
В Демократической Республике Конго католиков, послушных учению церкви о контрацепции, практически половина — 49%, но есть 44% несогласных.
В Уганде более половины католиков поддерживает учение церкви — 54%, однако 44% выступают за применение контрацепции[22].

Опрос с целью выяснения мнения верующих по разным вопросам сексуальности и брака проводился и самой церковью в конце 2013 и 2014 годах перед синодом епископов по делам семьи. Немецкие и швейцарские епископы сообщили результаты этого опроса в своих епархиях публично. Выяснилось, что подавляющее большинство католиков этих стран считают строгие директивы церкви в области сексуальной морали устаревшими и оторванными от реальности. В частности, большинство католиков этих стран отвергают или просто игнорируют учение церкви о том, что каждый половой акт должен оставаться открытым для передачи жизни и одобряют искусственную контрацепцию[23]. Соблюдать учение о контрацепции большинство католиков этих стран считает не только нереальным, но и откровенно аморальным в тех случаях, когда есть медицинские заболевания, такие, как, например, ВИЧ[24]. Лишь незначительное число католиков поддерживает использование естественного планирования семьи: в Германии, согласно этому церковному опросу, менее 3%, причем часто по медицинским основаниям[25].

Епископы Англии и Уэльса, а вслед за ними епископы Ирландии после публикации результатов опроса католиков Германии и Швейцарии заявили, что результаты опроса в своих странах они предавать гласности не будут, и что о конфиденциальности их попросил Ватикан[26]. Аналогично поступили американские епископы. Однако, социологический опрос исследовательского цертра Pew Research Center в 2013 году установил, что три четверти американских католиков считают, что церкви стоит одобрить искусственные методы контроля рождаемости[25].

Количество людей, использующих естественные методы контрацепции, невелико в процентном соотношении в мире, хотя в некоторых странах эти методы более распространены, чем в других. В целом в мире на периодическое воздержание как метод контроля рождаемости полагается по некоторым оценкам 2-3% населения репродуктивного возраста[27].

Экстренные ситуации

Серьезная морально-этическая проблема возникает с запретом использования контрацепции в экстренных ситуациях, таких как случаи изнасилования. В исключительных случаях католическая иерархия делает послабления, но это бывает редко. К примеру, существует информация о том, что папа Павел VI одобрил употребление контрацептивов монахинями, которые находились в условиях реальной угрозы изнасилования во время войны в Конго (в конголезский кризис, начавшийся в 1960 году)[28][29][30].

Католики спорят, насколько такая информация правдоподобна. Некоторые католики не верят в достоверность этой истории, считая ее просто народной легендой. Однако, католические богословы обсуждали ее с точки зрения морального богословия. К примеру, три значительных теолога, секретарь Конгрегации духовества и два профессора папских университетов, обсудили прецедент в журнале общества «Опус Деи» Studi Cattolici уже в 1961 году. Используя разные аргументы, они сошлись на допустимости применять контрацепцию в подобной экстренной ситуации[28].


pope_francisВ феврале 2016 года папа Франциск привел случай экстренного разрешения употребления контрацептивов папой Павлом VI в качестве примера, отвечая на вопрос об использовании контрацепции в случае заболевания вирусом Зика. Сославшись на прецедент в Конго и Павла VI, папа Франциск сказал, что, в то время как аборт является «абсолютным злом» и «преступлением», контрацепция «абсолютным злом» не является и в некоторых случаях могут быть сделаны исключения[28][29]. Есть информация о том, что аналогичное прецеденту Конго исключение было сделано церковной иерархией в 1990-е годы во время войны в Боснии[30].

В 2013 году Конференция епископов Германии приняла решение о допустимости использования в католических больницах «таблеток следующего утра», контрацептивов, которые принимают после полового акта, для женщин, подвергшихся изнасилованию. Архиепископ Роберт Цоллич (Robert Zollitsch), бвыший на тот момент председателем Конференции епископов, пояснил, что речь идет не о тех средствах, которые убивают зачатую жизнь, а о тех, которые предотвращают оплодотворение. Этому разрешению предшествовал эпизод отказа в помощи женщине, подвергшейся изнасилованию, в двух католических больницах, руководство которых заявляло, что католические больницы не имеют право предоставить противозачаточное средство. Женщина получила помощь после этого в протестантской больнице, но история получила такой резонанс, что католические епископы собрали конференцию и решили дать позволение употреблять противозачаточные контрацептивы в таких экстренных случаях[31][32].

Папская академия «В защиту жизни» поддержала такое решение немецких епископов, а ее президент епископ Игнасио Карраско де Паула (Ignacio Carrasco de Paula) заявил, что это соответствует позиции Ватикана после прецедента 50-летней давности в Конго. Он уточнил, что позиция католической церкви о применении контрацепции в браке не изменилась, но случай сексуального насилия не может быть приравнен к сексуальному союзу в браке[33].

Критики считают такое решение недостаточным, поскольку оно ничего не меняет в сути прежнего учения о контрацепции в браке и, кроме того, не содержит ответ, как быть женщинам, подвергшимся домашнему изнасилованию в браке, или несовершеннолетним девушкам, случайно совершившим половой акт[32].

Аргументы церковной оппозиции

kueng«Энциклика Humanae Vitae. папы Павла VI (1968) … стала для миллиона католиков поворотным пунктом. … Папская сексуальная мораль, ставшая камнем преткновения, сегодня признается все меньшим количеством верующих. И это, несмотря на то, что все преемники папы торжественно подтверждили этот тезис, пропагандировали его в речах, документах и поездках. Но авторитет римского папы, его непогрешимость серьезно и надолго пострадали. … С тех пор для огромного большинства католиков ответы на вопрос: «Во что я верю?» и «Во что предписывает верить церковь?» (как это сформулировано в катезизисе) все более расходятся и в моральном, и в догматическом смысле. » (Ганс Кюнг. Во что я верю. — М.: Издательство ББИ, 2013, с. 58).

Некоторые католические богословы и ученые продолжают поддерживать необходимость перемен в учении церкви о контрацепции, указывая по этому поводу ряд аргументов[7]. Они считают, что учение церкви о контрацепции не основано на достаточно твердом духовном авторитете. В частности, Библия ничего прямо не говорит о контрацепции. Единственное место в Библии, которое традиционно используется для осуждения ее применения, — пассаж о прерванном половом акте Онана. Многие современные христиане интерпретируют грех Онана как нарушение древнего закона левирата.

Большинство ранних христианских текстов, которые считаются направленными против контрацепции, по мнению критиков учения церкви, в действительности осуждают аборты. Другие древние христианские тексты, которые используются для осуждения контрацепции, по мнению критиков, направлены против еретических групп, таких как манихеи, а не являются моральными возражениями против контроля рождаемости.

Сторонники пересмотра церковного учения считают, что запрет контрацепции в действительности основан только на папских энцикликах и практике церкви в течение сотен лет. Церковь, по их мнению, должна изменить учение о контрацепции в связи с развитием медицины, изменением отношения к женщинам в современном обществе, новым пониманием природы секса в браке и опасностью перенаселения земли.


Список использованной литературы
[1] Birth-control / Encyclopædia Britannica
[2] Clement of Alexandria. Christ the Educator. (The Fathers of the Church, Volume 23). — CUA Press, 2008, P. 175
[3] Augustine. Against Faustus, Book XV, 7 (Nicene & Post-Nicene Fathers Series 1, Vol. IV)
[4] Augustine. De adulterinis conjugiis, II, XII
[5] Kathleen O’Grady. Contraception and religion. A short history (text at mum.org) / Serinity Young (Editor). Encyclopedia of Women and World Religion. — Macmillan Library Reference, 1999
[6] Broedel, Hans Peter (2004). The Malleus Maleficarum and the Construction of Witchcraft: Theology and Popular Belief. Manchester University Press, p. 34
[7] Сontraception / BBC (bbc.co.uk/religion)
[8] Natural Family Planning / New Catholic Encyclopedia. — The Gale Group, 2003
[9] Katie Singer. The Garden of Fertility: A Guide to Charting Your Fertility Signals to Prevent or Achieve Pregnancy — Naturally — and to Gauge Your Reproductive Health. — New York: Avery, 2004. Pp. 226–7
[10] Malcolm Gladwell. John Rock’s Error. — The New Yorker (13.03.2000)
[11] Гинекология: национальное руководство / Под ред. В.И. Кулакова, И.Б. Манухина, Г.М. Савельевой — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011, с. 385-387
[12] Pope Pius XII. Address to Midwives on the Nature of Their Profession (October 29, 1951)
[13] John Billings, founder of natural family planning method, dies at 89 / CatholicNews (may 2007)
[14] Deceased natural family planning pioneer ‘inspired us’ / Catholic News Agency (20.02.2013)
[15] The effectiveness of a fertility awareness based method to avoid pregnancy in relation to a couple’s sexual behaviour during the fertile time: a prospective longitudinal study. (Department of Gynaecological Endocrinology and Fertility disorders, University of Heidelberg). — Human Reproduction (2007). Volume 22, Issue 5, Pp. 1310-1319 (Oxford University Press)
[16] Fertility Awareness Center (Центр осведомленности о фертильности) — первая светская организация, занятая методиками на основе периодов фербильности и стерильности у женщин, возникла в 1981 году в Нью-Йорке (согласно англоязычной Википедии, дальнейшую информацию можно найти в интернете).
[17] Müller-Jahncke WD (Aug 1988). «Ludwig Haberlandt (1885-1932) and the development of hormonal contraception». Z Gesamte Inn Med (in German). GERMANY, EAST. 43 (15): 420–2
[18] Kimberly A. Buettner. John Charles Rock (1890-1984) / The Embryo Project Encyclopedia (The Embryo Project at Arizona State University)
[19] People & Events: Dr. John Rock (1890-1984) / The pill (Public Broadcasting Service. American Experience)
[20] Marian Rengel. Encyclopedia of Birth Control. — Greenwood, 2000. P. 202-203
[21] Catholics and church at odds on contraception, divorce and abortion / The Guardian (09.02.2014)
[22] Primary source: Voice of the people. Univision asked Catholics on five continents about some of the issues most important to them and thus, to the Church too, in an eye-opening Global Survey
[23] Synod on family surveys: German, Swiss Catholics reject teachings on marriage, sexuality / National Catholic Reporter (04.02.2014)
[24] German and Swiss Catholics reject Vatican teachings on sex / Christian Today (05.02.2014)
[25] Primary source: Pastoral challenges to the family in the context of evangelisation. Summary of the responses from the German dioceses and archdioceses to the questions contained in the preparatory document for the III Extraordinary General Assembly of the Synod of Bishops 2014 (Pressemitteilungen der Deutschen Bischofskonferenz. 03.02.2014)
[26] Irish bishops won’t release survey results / Catholic Herald (13.02.2014)
[27] Che Y, Cleland J, Ali M (2004). «Periodic abstinence in developing countries: an assessment of failure rates and consequences». Contraception. 69 (1): 15–21.
[28] Paul VI, nuns and contraception: did Pope Francis get it right? / Catholic News Agency (24.02.2016)
[29] Francis Says Contraception Can Be Used to Slow Zika / The New York Times (18.02.2016)
[30] «Kongo-Pille» seit langem erlaubt / Katholisch.de (03.02.2013)
[31] German Catholics allow morning-after pill in rape cases / Reuters (21.02.2013)
[32] German Bishops Accept Morning-After Pill / Spiegel (22.02.2013)
[33] Vatikan unterstützt deutsche Bischöfe bei Pille danach / Katholisce Nachrichten (23.02.2013)

Елена Преображенская (с)
Оригинал этой статьи на сайте "Независимый исследователь"

Категория: Контрацепция и аборт | Добавил: Klara
Просмотров: 255 | Загрузок: 0
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.