Пятница
15.12.2017
09:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Мои статьи и переводы (изучение религии) »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Эпоха современности [6]
Социальные и религиозные движения современной эпохи
Биографии [4]
Биографические статьи
Контрацепция и аборт [13]
Религиозные взгляды на контроль рождаемости и аборты
Избранное старое [40]
Избранные старые статьи (остальные переехали в блог "Записки бунтаря")
. [0]

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная » Файлы » Контрацепция и аборт [ Добавить материал ]

Христианство и аборт в современности (часть 2 - Позиции по абортам в протестантизме)
20.11.2017, 18:40

Современные позиции по абортам в протестантизме

Silent_Siege_US_Supreme_CourtПротестантские церкви сильно разделены по вопросу абортов и заявляют очень разные позиции. Наиболее консервативные протестанты, многие из которых принадлежат американскому евангелизму и фундаментализму, занимают позицию в защиту права эмбриона на жизнь, рассматривая его статус равным статусу человека, резко осуждают аборты и поддерживают или продвигают их законодательный запрет, либо ограничительные меры. Американский евангелизм (евангеликализм, противопоставленный «основной линии» протестантизма) является второй после католичества ведущей силой пролайф-движения. Однако, в протестантизме не происходит столь категоричного неприятия любых исключений из запрета абортов, какое присутствует в официальном католичестве. Консервативные протестанты допускают немногие исключения[7], в которых аборты признаются допустимыми как меньшее зло[17].

Протестанты «основной линии» в США и многие протестанты в Европе, хотя в целом критикуют упрощенное отношение к проблеме аборта, часто поддерживают право выбора женщин как таковое[7], признавая, что женщины могут находиться в таких обстоятельствах, в которых аборт может быть обоснован, либо, что в таких обстоятельствах никто, кроме самой женщины, не вправе принять решение о рождении ребенка или аборте. Большинство протестантских богословов в Европе не рассматривают эмбрион как самостоятельное существо, по статусу равное новорожденному. Многие европейские специалисты по биоэтике в протестантизме считают, что, до тех пор, пока у эмбриона не развилась нервная система, органы и чувства, его нельзя приравнивать к человеку. Этические основания для защиты при таком подходе увеличиваются по мере развития эмбриона и зависят от его возраста. Это ограничивает допустимость аборта по мере увеличения срока беременности[34].

В данной статье для иллюстрации точек зрения по поводу абортов приводятся примеры заявленных позиций некоторых протестантских церквей различных конфессий.

Баптизм

Одной из самых крупных наиболее консервативных протестантских церквей является Южная баптистская конвенция в США. В 1971 году Южная баптистская конвенция приняла резолюцию, призывающую баптистов продвигать принятие законодательства, разрешающего делать аборт только в случаях изнасилования, инцеста, тяжелой патологии плода и угрозы физического или психического здоровья матери[35]. Однако, в 1980 году эта церковь пересмотрела свою позицию в сторону ужесточения и сделала только одно исключение из запрета абортов — в случае угрозы жизни матери[36].

Северные американские баптисты (объединение Американских баптистских церквей, в прошлом носившее название Северной баптистской конвенции) выступают против абортов «как средства избежать ответственности за зачатие, как основного средства контроля рождаемости, без учета далеко идущих последствий этого деяния». Однако, среди северных американских баптистов не существует согласия относительно того, когда возникает человеческая индивидуальность, могут ли быть какие-либо случаи, которые позволяют делать аборты, должны ли быть приняты законы, защищающие жизнь эмбрионов, или законы, разрешающие женщинам право выбора аборта[37]. Аналогичным образом большое разнообразие взглядов присутствует среди баптистов в Союзе баптистов Великобритании[38].

Пятидесятничество

Другой крупной значительно консервативной церковью является объединение американских пятидесятников Ассамблея Бога. Ассамблея Бога утверждает, что аборт является морально неприемлемой альтернативой контроля рождаемости, и что библейские тексты не подтверждают допустимость абортов после прелюбодеяния, изнасилования, инцеста, а также что недопустимо использовать пренатальную диагностику для решения, оставить ли ребенка. Однако, Ассамблея Бога допускает аборт для спасения жизни матери, аргументируя это тем, что: «В отличие от неродившегося ребенка, мать — зрелый человек с установившимися семейными и социальными отношениями и обязанностями». Пятидесятники отвергают право женщины на аборт и критикуют легализацию абортов как отход от ортодоксальной христианской традиции[39].

Мормоны

Еще одной крупной консервативной религиозной организацией в США является объединение мормонов Церковь Иисуса Христа последних дней (не всегда рассматривающаяся как вполне христианская, но относящаяся к движению реставрационизма). Наряду с южными баптистами и пятидесятниками мормоны являются влиятельной силой американского политического консерватизма. Церковь Иисуса Христа последних дней учит, что аборты могут быть допустимы только в случаях изнасилования, инцеста, угрозы жизни или здоровья матери и такой серьезной патологии плода, которая не позволяет ребенку выжить после рождения[40].

Англиканство

В Англиканском сообществе присутствуют различные позиции по абортам. Церковь Англии осуждает аборты в целом как «великое нравственное зло», но утверждает: «мы не считает, что право на жизнь как право, относящееся к личностям, не допускает никаких исключений, но право на жизнь невинного [младенца] несомненно допускает очень немногие исключения». Церковь Англии признает, что могут быть «строго ограниченные обстоятельства», в которых аборт может оказаться «морально предпочтительнее любой другой альтернативы»[41]. Церковь заявляет, что прекращение беременности может быть морально оправдано в случае, если ее продолжение угрожает жизни матери[42], но по поводу других исключительных обстоятельств, в которых аборт может быть допустим, не делает никаких конкретных заявлений.

Епископальная церковь США занимает более либеральную позицию, признавая право женщины на аборт. Эта церковь утверждает: «Мы считает, что все аборты имеют трагический аспект, призывающий к беспокойству и сочувствию христианской общины. Хотя мы признаем, что в этой стране законным правом каждой женщины является безопасный медицинский аборт, как христиане мы твердо убеждены в том, что, если это право осуществляется, оно должно быть использовано только в крайних случаях. Мы решительно выступаем против абортов как средства контроля рождаемости, планирования семьи, выбора пола [ребенка] или по любым причинам простого удобства». Епископальная церковь США предлагает в качестве альтернативы аборту (в случае нежелания родителей иметь ребенка) отдать ребенка другому члену семьи или на усыновление. Вместе с этим, церковь также заявила, что «законодательство, касающееся абортов, не может устранить корень проблемы» и выразила «безоговорочное противодействие» любым инициативам со стороны властей ограничить право женщины сделать информированный выбор в отношении аборта или ограничить доступ к безопасному осуществлению решения об аборте[43].

Не все американские англикане согласны с либеральной позицией Епископальной церкви. В 2009 году консервативная группа англикан вышла из Епископальной церкви США и Епископальной церкви Канады из-за несогласия с либеральными доктринами (касающимися не только абортов) и образовала Англиканскую церковь Северной Америки. Англиканская церковь Северной Америки отвергает право женщины на аборт, поддерживает право на жизнь эмбриона и утверждает призвание защищать святость человеческой жизни от зачатия до естественной смерти[44].

Лютеранство

Лютеранские церкви имеют различные позиции по абортам. Евангелическая лютеранская церковь в Америке, самая крупная по числу членов американская лютеранская церковь, заявляет, что среди ее членов существуют разные точки зрения об абортах и необходимых законодательствах. Официально заявленная точка зрения этой церкви состоит в том, что женщины имеют право выбора аборта в крайних случаях, таких как угроза жизни женщины, тяжелая патология плода и недобровольные половые акты, особенно изнасилование, инцест, а также «некоторые ситуации, когда женщины настолько подчиняются и угнетаются, что у них нет выбора в отношении полового акта и мало доступа к контрацептивам». Однако, церковь выступает против абортов после достижения плодом жизнеспособности, за исключением угрозы жизни женщины и летальных патологий, указывающих на то, что плод умрет вскоре после рождения[45]. Церковь приняла решение о финансировании абортов в рамках медицинского страхования для пасторов и работников церкви в перечисленных случаях (угрозы жизни женщины, тяжелой патологии плода и недобровольных половых актов)[46].

Лютеранская церковь Миссурийского синода, вторая по величине американская лютеранская церковь, заявила, что аборт аморален, за исключением случаев «трагического неизбежного последствия медицинских процедур, необходимых для предотвращения смерти матери»[47].

Висконсинский евангелический лютеранский синод, третья американская лютеранская церковь, принял резолюцию, в которой утверждает, что Священное Писание «ясно свидетельствует о почитании жизни матери и жизни ее нерожденного ребенка как имеющих равную ценность». Эта церковь рассматривает нерожденных младенцев как людей, находящихся под защитой заповеди «не убивай», а аборт как грех, кроме случая необходимости спасения жизни женщины. В случае угрозы жизни женщины церковь призывает стремиться спасти обе жизни, а, если это невозможно, то спасти хотя бы одну жизнь[48], «в зависимости от того, что возможно»[49].

В Европе лютеране более либеральны в вопросах аборта, чем в США. В частности, Евангелическая церковь Германии, национальное объединение двадцати двух немецких церквей, допускает широкий спектр причин, по которым женщины в случаях нужды могут совершить аборты. В 1991 году поместный синод церкви Боварии принял Розенхеймскую декларацию, в которой, при общей направленности на содействие сохранению зачатой жизни, было заявлено, что «аборт может быть этически оправдан, если продолжение беременности ставит под угрозу жизнь женщины», и «если беременная женщина находится в безнадежном критическом положении, которое не делает продолжение беременности разумным по соображениям ее совести, и критическое положение не может устраниться приемлемым способом»[50]. (В такой ситуации женщина, согласно немецкому законодательству, должна обратиться за помощью в государственную консультацию, и, если выход не будет найден, может сделать аборт до 22 недели от зачатия или 24 недели из расчета от прекращения менструального цикла, но врач имеет право сделать аборт только на сроке до 12 (14) недель, кроме случаев угрозы жизни и здоровья женщины). Розенхеймская декларация была первым заявлением одной из немецких церквей, которое допустило, что женщина может сделать аборт в критической жизненной ситуации, исходя из представлений собственной совести. Со временем эту позицию поддержали другие лютеранские церкви Германии, хотя некоторые консервативные лютеране до сих пор подвергают ее критике.

В 2004 году Евангелическая церковь Германии представила перед Комитетом по равенству Совета Европы Декларацию о роли женщин в церкви («Женщины и религия»), где было сказано, что нерожденная жизнь «достойна защиты», однако, «женщины могут оказаться в такой безнадежной ситуации, что не могут найти иной альтернативы, кроме как прервать беременность». Такие ситуации могут произойти, как сказано в Декларации, «например, из-за возраста женщины, финансовой ситуации, страха ответственности и будущего, ожидаемой инвалидности ребенка, проблемы взаимоотношений, профессиональной ситуации, давления социальной среды или отсутствия желания иметь детей». Евангелическая церковь Германии заявила, что в конечном счете решение женщины заслуживает уважения, поскольку «жизнь нерожденного ребенка может быть защищена только вместе с беременной женщиной, а не вопреки ей»[51]. Таким образом немецкая церковь отвергла консервативный подход, согласно которому женщина должна родить ребенка и заботиться о нем вопреки собственной воле. Дилемма между правами женщины и нерожденного ребенка в такой либеральной трактовке оказывается нерешаемой со стороны, и только сама женщина получает право принять то или иное решение.

Реформатство

Реформатство (ветвь кальвинизма), как и лютеранство, разделено по вопросу аборта. Многие американские реформатские церкви выступают против абортов и поддерживают пролайф-движение.

Реформатская церковь в Америке заявила, что «в принципе аборт не должен практиковаться вообще», но «в сложном обществе» соперничества зла «могут быть исключения». Однако, аборт не следует выбирать для «личного удобства». Церковь призвала пропагандировать «христианские альтернативы аборту» и «поддерживать усилия по конституционным изменениям, чтоб обеспечить юридическую защиту нерожденных». Церковь выступила против государственного финансирования абортов. Также она заявила о необходимости принимать меры по борьбе с бедностью, чтоб женщинам не приходилось делать выбор между отказом от ребенка или рождением ребенка и обнищанием или между заботой о новорожденном и сохранением своего рабочего места[52].

Христианская реформатская церковь в Северной Америке выступает против абортов, за исключением случаев угрозы жизни женщины. Церковь призывает верующих «проявлять христианское сострадание и оказывать поддержку тем, кто переживает нежелательную беременность, и тем, кто подвергся аборту». Верующие также призываются «высказываться против зверства абортов» и поддерживать законодательные меры в защиту жизни и против абортов[53].

В Швейцарии, на родине реформатской ветви протестантизма, изначально восходящей к цвинглианству, церкви признают право женщины на аборт, ограничивая его ранними сроками беременности, кроме случаев угрозы жизни и здоровья женщины, и необходимостью пройти консультацию со специалистом, в соответствии со швейцарским законодательством. Крупнейший швейцарский реформатский теолог Карл Барт не соглашался с тезисом о том, что Бог требует защищать зачатую жизни при любых обстоятельствах, и признавал, что бывают случаи, в которых аборт не является нарушением заповеди «не убивай»[54]. С точки зрения современных реформатских богословов Швейцарии, человеческая жизнь не сводится к жизни биологической и рассматривается шире, чем просто факт зачатия, подразумевая качество жизни человека в различных аспектах. Федерация швейцарских протестантских церквей, объединение двадцати шести церквей, из которых двадцать четыре реформатские, в 1997 году заявила: «Человеческая жизнь в библейском понимании — это не просто биологическая жизнь. Человеческая жизнь больше: это физически-ментально-духовно-социальное единство. … Мы рассматриваем время беременности как ситуацию перехода. По мере дальнейшего развития зарождившейся жизни необходимо уделять большее внимание ее защите». В 2001 году Федерация швейцарских протестантских церквей поддержала установление крайнего срока допустимости абортов[55]. (Этот срок по Швейцарскому законодательству составляет 12 недель из расчета от прекращения менструального цикла, кроме случаев угрозы жизни и физического или психического здоровья женщины).

Право женщины принять решение о рождении ребенка или прерывании беременности на раннем сроке было богословски обосновано в этом направлении реформатства христианской свободой, ответственностью и достоинством женщины, с учетом того факта, что конкретный человек живет, страдает и принимает решения в определенных социально-экономических условиях, и что решения другого человека следует уважать[56]. Федерация швейцарский протестантских церквей выступает за покрытие абортов обязательным медицинским страхованием, объясняя это тем, что изъятие абортов из страховки будет способствовать разрыву между богатыми и бедными. При этом швейцарские церкви призывают к большей поддержке беременных женщин и семей, заявляя, что аборты могут быть предотвращены не путем ограничительных мер, а путем предложения жизненных перспектив тем, кто рождает и воспитывает детей[57].

Пресвитерианство

Пресвитерианство (другая ветвь кальвинизма) весьма радикально разделено по вопросу абортов. Церковь Шотландии, восходящая к реформации Джона Нокса и являющаяся пресвитерианской, выступает против абортов и против их легализации в большинстве случаев. В официально заявленной позиции церкви исключением из запрета абортов может рассматриваться только угроза жизни женщины[58]. Однако, Совет социальной ответственности Церкви Шотландии, специальная структура внутри этой церкви, рекомендует расширить исключения, чтобы аборты были разрешены «только на том основании, что продолжение беременности будет сопряжено с серьезным риском для жизни или тяжелым повреждением здоровья, физического или психического, беременной женщины»[59].

В США консервативные пресвитерианские церкви, такие как Ортодоксальная пресвитерианская церковь и Пресвитерианская церковь Америки, поддерживают пролайф-движение, в то время как более либеральная Пресвитерианская церковь США поддерживает прочойс-движение.

Ортодоксальная пресвитерианская церковь допустила аборт лишь в случае достаточно обоснованной угрозы жизни женщины, заявив: «Писание обязывает нас относиться к нерожденным детям как людям во всех решениях и действиях, связанных с ними. Поэтому их не следует уничтожать путем умышленного аборта в отсутствии обоснованных медицинских доказательств, свидетельствующих о необходимости такого аборта для спасения жизни матери»[5].

Пресвитерианская церковь Америки не только осуждает аборты, но и почти приблизилась к позиции, похожей на католическую, о недопустимости исключительных случаев. В докладе Генеральной ассамблеи церкви 1978 года говорится, что исключением из запрета убийства, в соответствии с библейской заповедью (Исход 22:2), является случай самообороны, но это, по мнению авторов доклада, несопоставимо со случаем аборта при угрозе жизни матери, поскольку младенец не проявляет никакой агрессии к матери. Там же далее говорится: «Ни один человек, будь то обучившийся врач или нет, не может сказать со 100%-ной точностью, что женщина определенно умрет от беременности. Жизнь женщины не в ее руках или в руках врача, но она находится в руках любящего и всесильного Бога, который является святым и праведным. Мы не претендует понимать все, что делает Бог, и мы не будем предполагать, что это легкий вопрос для того, кто столкнулся с этим. Как и в других сферах христианского пути, от нас требуется сильная вера и доверие Богу, чтоб продолжать беременность в этих обстоятельствах»[6].

Затем в 1979 году на ассамблее Пресвитерианской церкви Америки была принята поправка, в которой говорилось, что ассамблея разделилась во мнениях об аборте для спасения жизни женщины. В 1980 году на ассамблее церкви была принята новая поправка по этому вопросу, где говорится, что, в соответствии Библии, невозможно «делать зло, чтоб вышло добро», и «исключений не делается даже в том редком случае, когда, по мнению компетентных медицинских авторитетов, беременность обязательно приведет к смерти матери». Но: «В этом случае преждевременное извлечение неродившегося ребенка может быть оправдано при условии, что вся медицинская мудрость, суждение и умение используются для сохранения жизни ребенка, как и матери. Это преждевременное извлечение нерожденного ребенка должно быть сделано тогда, когда существует максимальная возможность спасения как матери, так и ребенка. Если в этом случае жизнь теряется не из-за преступной халатности, а только из-за ограниченности человеческих знаний и умений, то морально было сделано все, что должно. Если мы не можем спасти обе жизни, мы, тем не менее, морально обязаны спасать жизнь, которую можем спасти»[6].

Пресвитерианская церковь США, напротив, прямо заявляет о своей поддержке права на аборт. Генеральная ассамблея этой церкви в 1992 году заявила, что «подтверждает и молитвенно поддерживает широкий спектр выбора, который должен быть доступен женщине: уважение и заботу о здоровье женщины и ребенка до и после рождения, усыновление [ребенка] или прекращение беременности». В документах Генеральной ассамблеи утверждается, в частности, что: «Решение о прекращении беременности может быть подтверждением ответственного признания ограниченности человеческих ресурсов. Поскольку мы понимаем, что мораль абортов является вопросом управления жизнью, ответственное решение выбрать аборт может возникнуть в результате анализа прогнозируемых ресурсов для ухода за ребенком в конкретной ситуации. Поэтому аборты могут быть обдуманным ответственным выбором в рамках христианской этики, когда возникают серьезные генетические проблемы или когда недостаточно ресурсов для надлежащего ухода за ребенком. Выбор аборта, когда он ответственно используется, это вмешательство в процесс беременности именно из-за серьезности, с которой человек относится к ответственному родительству». Вместе с этим, Пресвитерианская церковь США выступает против абортов на поздних сроках, когда плод жизнеспособен, и жизнь матери не находится в опасности[60].

Коалиция за репродуктивный выбор

Объединенная церковь Христа[61] и Унитарианская универсалистская ассоциация[62] также радикально выступают за право женщины на аборт. В частности, Унитарианская универсалистская ассоциация заявила, что «право выбора контрацепции и аборта является важным аспектом» «прав каждого человека», и что «боль, страдания и гибель людей были широко распространены до легализации абортов Верховным судом США в 1973 году («Роу против Уэйда») и поправки 1969 года Уголовного кодекса Канады»[62].

Пресвитерианская церковь США, Епископальная церковь США, Объединенная церковь Христа, Унитарианская универсалистская ассоциация и ряд других христианских и нехристианских религиозных организаций входят в Религиозную коалицию за репродуктивный выбор, которая была основана в 1973 году после легализации абортов в США под названием Религиозной коалиции за право на аборт. Согласно описанию истории на сайте коалиции, коалиция начала создаваться тайно за шесть лет до легализации абортов в США, в 1967 году, в ответ на случаи смертей и травмы женщин, вызванные небезопасными абортами, проводившимися нелегально[63].

Методизм

Одним из со-основателей Религиозной коалиции за право на аборт была Объединенная методисткая церковь. Однако, в 2016 году Генеральная конференция этой церкви проголосовала за отзыв резолюции о поддержке легализации абортов 40-летней давности и за выход из Религиозной коалиции за репродуктивный выбор и приняла резолюцию, осуждающую аборты для выбора пола и по «тривиальным причинам»[64][65]. (В коалиции за репродуктивный выбор осталась независимая организация Методистская федерация за социальную активность). Новая позиция Объединенной методитской церкви по абортам остается не вполне ясной, поскольку в Книге дисциплины церкви осталось утверждение о том, что аборты могут быть оправданы в некоторых случаях[66].

Методистская церковь Великобритании занимает умеренную позицию по абортам, допуская, что они могут совершаться в определенных неблагоприятных обстоятельствах. В 1976 году на конференции церкви было принято заявление о легализации абортов в Великобритании, которая произошла принятием Закона об абортах 1967 года. Методистская конференция приветствовала этот закон, заявив: «Есть обстоятельства, например, когда беременность может представлять прямую угрозу жизни или здоровья матери, когда аборт понятен. Вероятность рождения ребенка с тяжелой инвалидностью (когда это может быть предсказано или диагностировано со значительной долей точности) также создает ситуацию в некоторых обстоятельствах, в которых многие нехотя выберут аборт. Справедливо рассмотреть всю среду, в которой мать живет или может оказаться. Эта [среда] будет включать детей, за которые она [мать] уже отвечает, и будут случаи, когда она не сможет добавить к тяжелым обязанностям, которые она уже несет. Существуют социальные обстоятельства в нашей стране, которые оскорбляют христианскую совесть, особенно те, которые связаны с плохим жильем и семейной нищетой. Эти условия должны быть улучшены; между тем, ясно, что аборты иногда ищут как ответ на перспективу рождения ребенка в этих и подобных невыносимых условиях. В особых обстоятельствах, указанных в этом параграфе, аборт часто является морально оправданным»[67].

Методистская конференция высказала пожелание, чтобы ограничение по сроку для совершения аборта было уменьшено до 20 недель вместо 24, установленных законодательством Великобритании, за исключением угрозы жизни и здоровья матери и тяжелой патологии плода. Конференция также заявила, что: «Аборт не должен рассматриваться альтернативой контрацепции, ни быть оправдан просто как контроль рождаемости. Прекращение любой формы человеческой жизни нельзя рассматривать поверхностно, а аборты не должны быть по требованию, но должны оставаться под защитой закона, ответственного консультирования и медицинского заключения»[67].

Приведенные выше примеры официальных позиций некоторых протестантских церквей собраны выборочно и никоим образом не представляют исчерпывающий список протестантизма (он намного может быть продолжен, особенно, в части европейского протестантизма). Однако, эти примеры свидетельствуют о наличии большого спектра очень разных точек зрения по поводу абортов как в моральном отношении, так и в отношении политики и законодательств. Отметим, что поляризация противоположных мнений свойственна главным образом для американского протестантизма (что обусловлено сосредоточением в США крупных консервативных церквей)[66], в то время как в Европе подобной поляризации между протестантами немного (в Европе поляризация происходит главным образом между протестантизмом и католичеством), по большей части в европейских протестантских церквях преобладают мягкие умеренные взгляды без жесткого консерватизма[7][34].

Иллюстрация: Молодые люди молятся о прекращении абортов (США). Красная лента у рта с надписью «Жизнь» — символ молитвы, используемый в акциях группы Bound4life

Список использованной литературы и ссылки
[1] Peter Millikan. Abortian / Adrian Hastings, Alistair Mason, Hugh Pyper. The Oxford Companion to Christian Thought. — Oxford University Press, 2000
[2] Elsakkers, M.J. Chapter 2: Early Christian views on abortion / Reading between the lines: Old Germanic and early Christian views on abortion. — Amsterdam Institute for Humanities Research, 2010
[3] Аборт / Электронная еврейская энциклопедия (Society for Research on Jewish Communities)
[4] Ольга Ефимова. Иудаизм и этические проблемы медицины. (Работа, написанная во время обучения в центре им. С. Мелтона (руководитель д-р У. Таир). Опубликована на сайте «Маханаим» — еврейский культурный религиозный центр)
[5] Report of the Committee to Study the Matter of Abortion (Presented to the thirty-eighth General Assembly of the Orthodox Presbyterian Church, 1971)
[6] PCA Digest Position Papers: 1973 — 1998 (Presbyterian Church in America. 6th General Assembly, 1978, Appendix O, pages 270 — 281)
[7] Abortion / Robert Wuthnow. The Encyclopedia of Politics and Religion (2 Volume Set). — Routledge, 1998. P. 8
[8] Катехизис католической церкви, 2270
[9] См. также, например: Что Библия говорит об аборте (Библия-центр)
[10] Michael J. Gorman. Abortion and the Early Church. — Wipf and Stock Publishers, 1998
[11] Климик И. Церковное Предание о проблеме «одушевления» человеческого зародыша (Портал Богослов.Ru, 6 мая 2011)
[12] Helga Kuhse, Peter Singer. A Companion to Bioethics. — Wiley, 2001
[13] Instruction Donum vitae of the Congregation for the Doctrine of the Faith (Congregation for the Doctrine of the Faith. February 22, 1987)
[14] См. также, например: Виноградов Л. Завкафедрой эмбриологии МГУ: Эмбрион не может заявить свои права, это можем сделать мы. (Православие и мир, 21 мая 2015)
[15] New, Michael J. The Pro-Life Legacy of Dr. Bernard Nathanson (National Review, Feb 22, 2011)
[16] Wallis, Claudia; Banta, Kenneth W. Medicine: Silent Scream (TIME, March 25, 1985).
[17] Marian Rengel. Encyclopedia of Birth Control. — Greenwood, 2000. P. 182
[18] New Catholic Encyclopedia, Abortion II, p.29, Col 1
[19] Pope Pius XI. Casti Connubii, 64
[20] Кодекс Канонического права, канон 1398; Катехизис католической церкви, 2272
[21] Elisabetta Povoledo, Liam Stack. Pope Francis Extends Priests’ Ability to Forgive Abortion (The New York Times, November, 21, 2016)
[22] Катехизис католической церкви, 2273
[23] Catholics and church at odds on contraception, divorce and abortion (The Guardian, 9 February 2014)
[24] Voice of the people. Univision asked Catholics on five continents about some of the issues most important to them and thus, to the Church too, in an eye-opening Global Survey (web-site Univision)
[25] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII.2
[26] Rev. Vasilije Vranic Director of Religious Education Metropolitanate of Midwest. The Orthodox Perspective on Abortion at the occasion of the National Sanctity of Human Life Day 2009 (Official website of the Central Church Council of the Serbian Orthodox Church in America and Canada)
[27] Abortion (Official site of the Romanian Patriarchate)
[28] Человек. 1995. № 5. С.121
[29] Альфа и Омега, № 29, 2001 (интервью на портале «Православие и мир»)
[30] Fr. Richard Demetrius Andrews. Abortion (Pastor’s Corner Overview. Web-sate of St. George Greek Orthodox Church. St. Paul, MN. Greek Orthodox Metropolis Of Chicago)
[31] San Francisco Chronicle, 7/20 /1990
[32] The Washington Post, 1/20/1996
[33] Olivier Clement. Conversations With Ecumenical Patriarch Bartholomew I. — St Vladimirs Seminary Press, Crestwood, NY, 1997. P. 128
[34] Birkhäuser M. (Gynaecological Endocrinology and Reproductive Medicine, University of Berne, Switzerland). Ethical issues in human reproduction: Protestant perspectives in the light of European Protestant and Reformed Churches. — Gynecol Endocrinol. 2013 Nov;29(11):955-9
[35] Southern Baptist Convention. Resolution On Abortion St. Louis, Missouri — 1971
[36] Southern Baptist Convention. Resolution On Abortion St. Louis, Missouri — 1980
[37] Abortion access: Current beliefs by various religious and secular groups (Religious Tolerance)
[38] Abortion (The Joint Public Issues Team for the Baptist Union of Great Britain, the Methodist Church and the United Reformed Church. October 2007)
[39] The General Council of The Assemblies of God. Sanctiti of Human Life: Abortion and Reproductive Issues (Adopted by the General Presbytery in Session August 9-11, 2010)
[40] Abortion (wed-site The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints)
[41] Abortion. Church of England (BBC: Religions — Christianity — Ethics)
[42] Church of England. Board of Social Responsibility Report 1984
[43] Episcopal Church (United_States). Reaffirm General Convention Statement on Childbirth and Abortion / General Convention, Journal of the General Convention of The Episcopal Church, Indianapolis, 1994 (New York: General Convention, 1995), pp. 323-25
[44] The Anglican Church of North America. Constitution and canons (2009) p. 12. Title II Canon 8
[45] ELCA. A Social Statement on Abortion (Churchwide Assembly of the Evangelical Lutheran Church in America. Orlando, Florida, August 28 — September 4, 1991)
[46] Abortion: Where Do the Churches Stand? By Ernest L Ohlhoff National Right to Life Director of Outreach
[47] Frequently Asked Questions LCMS Views (web-site The Lutheran Church–Missouri Synod)
[48] WELS. Resolution on Abortion, July 2011 (web-site Wisconsin Evangelical Lutheran Synod)
[49] Is abortion a sin? (web-site Wisconsin Evangelical Lutheran Synod)
[50] Evangelisch Lutherische Kirche in Bayern. Rosenheimer Erklärung der Landessynode zum Schutz des ungeborenen Lebens und zu Fragen des Schwangerschaftsabbruchs, April 1991
[51] Rolle der Frau in der EKD. Anhörung vor dem Gleichstellungsausschuss des Europarats «Frauen und Religion». Brüssel, 10. September 2004 (web-site Bevollmächtigter des Rates der Evangelischen Kirche in Deutschland)
[52] General Synod Statements: Abortion (web-site Reformed Church in America)
[53] Position Statements: Abortion (web-site Christian Reformed Church in North America)
[54] Karl Barth. Kirchliche Dogmatik III, 4. Zürich 1957, 479 f. Zitiert nach Hermann Ringeling in: Schwangerschaftsabbruch – Theologische und kirchliche Stellungnahmen. — Friedr. Reinhardt Verlag, 1974. S. 13–15
[55] Stellungnahme des Rates des SEK zur Frage des Schwangerschaftsabbruchs und der Fristenregelung (Stellungnahme SEK 2001)
[56] Martin Koschorke. Schwangerschaftsabbruch / Evangelisches Kirchenlexikon 3. Auflage. — Göttingen 1996, Bd. 4 Sp. 125
[57] Abortion funding: FSPC welcomes Swiss citizens’ decision (Press Release at web-site The Federation of Swiss Protestant Churches)
[58] Abortion (web-site The Christian Institute)
[59] Quoted in Abortion & Religion Factsheet 5, Education for Choice, 1999. This position was re-affirmed by the Board of Social Responsibility in 1999. See Report To The Church of Scotland Assembly, Church of Scotland Board of Social Responsibility, 1999, 24/21
[60] Problem Pregnancies and Abortion (The 204-th General Assembly (1992) Response to the Report of the Special Committee on problem pregnancies and abortion (majority report))
[61] Reproductive Justice (web-site United Church of Christ)
[62] Right to Choose: 1987 General Resolution (web-site Unitarian Universalist Association)
[63] RCRC’s Origins (web-site Religious Coalition for Reproductive Choice)
[64] Evangelicals Cheer Pro-Life Vote at Methodist Conference (Christianity Today, May 20, 2016)
[65] Church ends membership in reproductive health coalition (web-site United Methodist Church, May 19, 2016)
[66] Where major religious groups stand on abortion (Pew Research Center, June 21, 2016)
[67] A Methodist Statement on Abortion Adopted by the Methodist Conference of 1976 (The Methodist Church of Great Britain)
Некоторые из приведенных ссылок могут оказаться недоступны на сайтах церквей в связи со сроком давности. В этом случае они остаются доступны в архиве The Wayback Machine.

Елена Преображенская (с)
Оригинал этой статьи на сайте "Независимый исследователь"

Категория: Контрацепция и аборт | Добавил: Klara
Просмотров: 31 | Загрузок: 0
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.