Четверг
19.10.2017
08:12
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Мои статьи - Религия и мир »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Либеральная теология [6]
Социальное евангелие [6]
Мартин Лютер Кинг [9]
Библия и теология [13]
Новости зарубежом [20]
Социальная тематика [13]
Размышления [21]
. [0]

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная » Файлы » Либеральная теология [ Добавить материал ]

Исторический фон возникновения либеральной теологии
29.06.2017, 23:38

Либеральная теология - направление протестантской теологии, распространенное в XIX - нач. XX века, которое стремилось адаптировать христианство к философии и науке того времени, представить идеи христианства на языке современности путем пересмотра традиционных церковных доктрин и смещая фокус внимания от веры в сверхъестественное на этическую сторону христианства и социальные аспекты. 

Исторический фон возникновения

Эпоха Просвещения

Возникновение либеральной теологии последовало вслед за наступлением эпохи Просвещения, которая ознаменовалась верой в способности человеческого разума. В эту эпоху существенно изменились представления христиан о Боге, человеке и окружающем мире[1]. Мыслители эпохи Просвещения отказались принимать как непререкаемую истину церковные догматы лишь на том основании, что так верила церковь в течение прошедших столетий, и пожелали получить рациональные обоснования веры. Причиной таких перемен стали как подготовившая их эпоха Возрождения, поставившая человека в центр внимания, так и научные достижения таких ученых как Николай Коперник (1473-1543) и Галилео Галилей (1564-1642), разрушивших привычные представления о космологии, идеи основоположника эмпиризма Френсиса Бекона (1561-1626), родоначальника философии радикального сомнения Рене Декарта (1596-1650) и открытие законов классической механики Исаака Ньютона (1642-1727)[2].

Открытие Коперником гелеоцентричности вселенной стало началом научной революции. Новые идеи космологии привели к отказу от средневековой трехуровневой структуры вселенной (соответствовавшей библейской букве), в которой над землей находились небеса (с Богом, ангелами и праведными душами), а под землей - ад (с дьяволом, бесами и душами грешников). Галилей поддерживал гелеоцентризм, что привело его к широко известному конфликту с церковью, существенно разрушившему авторитет последней в глазах просвещенных людей последующих поколений. Идеи Бекона, поставившего опыт источником знания, ознаменовали переход к эпохе Просвещения и рождение современной науки. Декарт сделал основным принципом научного познания сомнения, что способствовало утверждению разума и подрыву незыблемости веры в традиционные постулаты. В результате открытий Исаака Ньютона вселенная предстала в виде огромного стройного механизма, движения которого подчинялись определенным законам, что содействовало утверждению деизма - учения о Боге, который сотворил мир и оставил его подчиняться законам природы, больше в эти процессы не вмешиваясь[2].

Таким образом в науке и философии произошла революция, которая привела к утверждению рационализма эпохи Просвещения. Разум человека стал пониматься главным критерием познания мира. Просветители верили, что человек может постигать законы природы, и что вселенная подчинена законам природы, поэтому в эпоху Просвещения большое внимание уделялось понятиям "природы" и "естественного закона". Мыслители эпохи Просвещения представляли вселенную упорядоченой и познаваемой, верили, что наука ведет человечество от предрассудков к свободе и знанию, и, что, постигая законы природы, люди способны изменить жизнь в лучшую сторону. Просвещение, таким образом, вело к оптимистичной вере в прогресс[3].

В богословии эпоха Просвещения привела к сдвигу от веры в библейские и церковные учения, названные "религией откровения", к вере в Бога и нравственные законы, постигаемые разумом, названную "естественной религией". Философ Джон Локк (1632-1704) провозгласил идею превосходства "естественной религии" над "религией откровения", заявив, что, христианство, избавленное от старых догматов, станет самой разумной формой религии. Философы деисты пытались разрабатывать подобную простую и универсальную религию, в которой все доступно разуму. Церковные догматы утратили свою незыблемость и стали восприниматься устаревшими[4].

Родившееся в Англии и получившее расцвет во Франции Просвещение пришло в Германию в конце XVIII-начале XIX веков. Германия стала центром интеллектуальной жизни в период позднего Просвещения[5]. Немецкое Просвещение дало миру троих крупных философов, каждый из которых по-своему стремился найти разумные философские и богословские обоснования для религии: Иммануила Канта (1724-1804), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) и Фридриха Даниэля Эрнста Шлейермахера (1768-1834). Кант провозглашал примат нравственности, Гегель утверждал интеллект, а Шлейермахер - интуитивный опыт. Либеральная теология выросла в атмосфере Просвещения и на идеях этих мыслителей[6]. 

Теологический либерализм

Религиозная мысль, развиваемая на основе идей, которые отличаются от принятых авторитетными церковными властями, получила название теологического либерализма. Энциклопедия Британника относит этот термин к религиозной мысли, занимавшей важное место в протестантизме от середины XVII века до 1920-х годов[7]. Собственно либеральная теология занимает в этом историческом периоде отрезок времени c конца XVIII века, охватывая два этапа: романтизм (кон. XVIII - кон. XIX века) и модернизм (сер. XIX века - 1920-е годы).

Первый этап теологического либерализма, предшествующий развитию собственно либеральной теологии, связан с утверждением рационализма, а первым мыслителем современного теологического либерализма энциклопедия Британника называет Рене Декарта. (До этого богословский либерализм присутствовал в религиозных размышлениях эпохи Возрождения и периода Реформации, но этот период не рассматривается историками как современный, а протестантизм в то время только начал формироваться).

Декарт как зачинатель современного теологического либерализма заложил в его основу четыре важные идеи: 1) доверие к разуму, 2) примат личности, 3) имманентность Бога, 4) мелиоризм (убеждение, что человеческая природа может улучшаться и улучшается). В числе других влиятельных мыслителей первого этапа современного теологического либерализма находятся: Бенедикт Спиноза (1632-1677) в Нидерландах, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) и Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) в Германии, Джон Локк (1632-1704) и Сэмюел Кларк (1675-1729) в Англии, группа английских философов XVII века, названных "кембриджскими неоплатониками", и деисты.

Следующий этап теологического либерализма - романтизм отмечен открытием уникальности личности и значения личного опыта. Вдохновителями романтического теологического либерализма стали Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Иммануил Кант (1724-1804). В этот период в богословии выделился Фридрих Шлейермахер, который считается основателем собственно либеральной школы теологии, и его называют даже "отцом современной протестантской теологии". В этот период классическая либеральная теология получила развитие трудами Альбрехта Ричля (1882-1889), Вильгельма Геррманна (1846-1922), Адольфа фон Гарнака (1851-1930) в Германии, Горация Бушнелла (1802-1876) и Вальтера Раушенбуша (1861-1918) в США.

Третий этап теологического либерализма - модернизм знаменуется открытием значимости исторического времени и акцентом на понятии прогресса. Влияние на развитие модернистского теологического либерализма оказали промышленная революция и издание работы Чарльза Дарвина "Происхождение видов" (1859). В этот период были начаты психологические исследования религиозного опыта и социологические исследования религии. Значимыми фигурами этого времени были: Томас Хаксли (1825–1895) и Герберт Спенсер (1820-1903) в Англии, Уильям Джеймс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952), Шейлер Мэтью (1863-1941), Гарри Эмерсон Фосдик (1878 - 1969) в США, Эрнст Трёльч (1865-1923) в Германии. (В этом списке представителями собственно либеральной теологии были последние три указанные личности).

Таким образом, школа протестантской либеральной теологии развивалась внутри более широкого движения теологического либерализма, которое включало в себя как работы церковных протестантских теологов (собственно либеральная теология), так и светских мыслителей и исследователей, которые формировали религиозно-философскую мысль, оказывавшую влияние на богословие.

Категория: Либеральная теология | Добавил: Klara
Просмотров: 68 | Загрузок: 0
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.