Пятница
18.08.2017
00:26
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Мои статьи - Религия и мир »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Либеральная теология [6]
Социальное евангелие [6]
Мартин Лютер Кинг [9]
Библия и теология [13]
Новости зарубежом [20]
Социальная тематика [13]
Размышления [21]
. [0]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поделиться

Время жизни сайта

Главная » Файлы » Либеральная теология [ Добавить материал ]

Значимые представители либеральной теологии
29.06.2017, 23:30

Альбрехт Ритчль

Теологом, который окончательно сформировал либеральную школу теологии, был Альбрехт Ритчль: именно созданная им школа (богословское направление "ритчлианство") стала называться либеральной теологией. Теологию Ритчля также часто называют теологией "моральной ценности", поскольку он считал, что богословие должно заниматься главным образом моральными и этическими проблемами. Ритчль отказался заниматься метафизикой, сосредоточив богословие на практическом влиянии Бога на людей. Он мало говорил о Боге как таковом: его не интересовали Троица и различные метафизические характеристики Бога. В своем богословии он опирался на новозаветние слова, что "Бог есть любовь"[22]. 

В центре теологии Ритчля стояла тема Царства Бога, которое возвещал Иисус, и под которым Ритчль понимал объединение людей любовью. Царство Бога было для него высшей целью и благом, а его богословие было сосредоточено на спасении как осуществлении Царства Бога на земле. Ритчль пересмотрел традиционное учение о первородном грехе, предложив идею существования царства греха как "целой цепочки греховных действий и противодействий, подразумевающих и питающих эгоистические наклонности в каждом из нас". В теологии Ритчля грех не передается по наследству, но универсален в силу того, что все люди грешат. Ритчль отвергал традиционное учение о божественной природе Христа, интерпретируя идею божества как идеальное воплощение Царства Бога в жизни Иисуса. Ритчль также отверг юридический подход к искуплению посредством заместительной жертвы Христа (традиционный в западном христианстве на протяжении многих веков), рассматривая смерть Иисуса не как умилостивление Бога, а как проявление послушания Богу и верности своему призванию привести людей к полноте общения с Богом[23]. 

Идеи Ритчля были восприняты и развиты его последователями, которые и составляли либеральную школу теологии. Эта школа оказала значительное влияние на основные протестантские церкви Европы и Америки на рубеже XIX и XX веков.

Адольф фон Гарнак

После Альбрехта Ритчля вторым широко известным либеральным теологом был Адольф фон Гарнак, занимавшийся изучением истории христианства. Гарнак рассматривал теологию как преимущественно историческую науку и его основной труд "Руководство по истории догматов" (1886-1889) охватывает историю христианства до Мартина Лютера. Главной темой теологии Гарнака было раскрытие исторических связей религии и культуры. История догматов, согласно Гарнаку, была обусловлена эпохой и культурой их формирования. Эта же мысль о единстве религии и культуры рассматривается в лекциях Гарнака "О сущности христианства" (1899-1900), ставших бестселлером и переведенные на многие языки (включая русский)[24].  

Гарнак учил, что Иисус принес простую религию, суть которой была в отцовстве Бога, ценности личности человека и заповеди любви. В дальнейшем эллинизация христианства исказила первоначальное учение Иисуса и привнесла множество чуждых ему догматов, таких как боговоплощение, Троица и т.п.. Гарнак считал, что Мартин Лютер верно стремился очистить христианства от всего чуждого первоначальному христианству, чему учила церковь, но не смог освободить христианство от внесенного под влиянием культуры до конца. Поэтому задачей современной теологии является полное освобождение христианства от всех наносных пластов. Как и другие либеральные теологи, Гарнак отвергал чудеса и сверхъестественное[24][25]. 

Эрнст Трёльч

Еще одним крупным либеральным теологом был Эрнст Трёльч. Он также рассматривал связь религии и культуры, а под влиянием социолога Макса Вебера стал заниматься социологией религии. Его самое значимое сочинение по социологии религии - "Социальные учения христианских церквей и групп" (1912) описывает религиозные группы и дает их типологию. Трёльч не был церковным человеком и считал, что религиозность может существовать без каких бы то ни было институциональных форм, так как "дух дышит, где хочет" (согласно словам евангелия). Трёльч понимал религию как мистическое переживание тайны жизни. Он не рассматривал христианство как высшую форму религии, считая его "абсолютной религией" лишь в том смысле, что оно сохраняет высшее значение. Однако, это в понимании Трёльча не означало, что в будущем не может возникнуть более глубокого откровения, и религиозная история человечества, по Трёльчу, не заканчивается на христианстве[26].

Гораций Бушнелл

Из Германии либеральная теология пришла в США. Академическая литература называет отцом американского религиозного либерализма Горация Бушнелла. Бушнелл был конгрегационистским служителем, но известен прежде всего как теолог, заложивший основы либеральной теологии в США. Во-первых, Бушнелл привел аргументы, разрушающие догматическую систему пуританской теологии. Его первая крупная работа "Христианское воспитание" (1847) была направлена на опровержение широко распространенного в его конфессии взгляда о необходимости обретения особенного опыта обращения для ребенка верующей семьи (этот взгляд подразумевал, что недостаточно христианского воспитания, требуется еще особое "возрождение"). Бушнелл же утверждал, что ребенок должен расти таким образом, чтоб он не считал себя не христианином (что ребенок не должен чувствовать, что он не христианин, если он вырос в вере без особенного обращения)[27].

Кроме того, в книге "Бог во Христе" (1848) Бушнелл затронул тему о понятийном языке, указывая на то, что язык состоит из символов, с которыми согласны определенные социальные группы (которые их употребляют). Однако, для понимания этих символов необходимо изучить исторический контекст, в котором они сложились, и в изменяющихся обстоятельствах людям требуются новые определения[27]. Этим суждением Бушнелл поставил под сомнение традиционную доктрину об искуплении, утверждавшую, что Христос взял на себя наказание всех людей вместо них. В книге "Христос в теологии" (1831) Бушнелл продолжил развитие мысли о необходимости нового определения понятий применительно к Троице[28].

Работа Бушнелла "Естественное и сверхъестественное" (1858) заложила основу либерально-теологического акцента на теме Царства Бога. В трудах "Заместительная жертва" (1866) и "Прощение и закон" (1874) Бушнелл выделил теорию морального влияния искупления, которую использовала либеральная теология[27]. Этот подход предполагал, что жизнь и смерть Иисуса Христа стали моральным примером, посредством которого человечество должно изменяться. Сама по себе эта идея присутствовала еще в раннем христианстве, но либеральная теология использовала ее для освобождения от традиционной доктрины заместительного искупления. В очерке "Наука и религия" (1868) Бушнелл защищал теорию эволюции Дарвина[28].

При жизни Бушнелла большинство американских теологов не разделяли его либеральные взгляды. Когда он умер в 1876 году, многие его современники считали их еретическими. Однако, в течение следующих нескольких десятилетий они были восприняты и стали рассматриваться базовыми для ставшей популярной либеральной теологии, хотя более поздние либеральные теологи видоизменили эти идеи[27].

Вальтер Раушенбуш

В отличии от немецкой либеральной теологии, которая сосредотачивалась на библеистике, истории, философии, социологии, либеральная теология в США обрела социально-реформаторскую политическую направленность в движении социального евангелия. Наиболее крупным, ведущим богословом этого движения стал Вальтер Раушенбуш. Раушенбуш служил пастором в беднейшем районе Нью-Йорка под названием "Адская кухня", где он воочию наблюдал огромные масштабы нищеты, безработицы, болезней и роста преступности. Либеральная теология Раушенбуша была не просто академической теорией, но направлена на решение социальных проблем США того времени. Раушенбуш критиковал социальное неравенство капиталистического общества и был сторонником фабианского социализма (английского учения, которое подразумевало нереволюционное, постепенное преобразование общественных отношений). Он верил, что такое изменение общества соответствует учению Иисуса о любви и братстве людей[29].

В своей первой крупной работе "Христианство и социальный кризис" (1907) Раушенбуш писал о том, что долг христианина - прикладывать усилия для "спасения" экономических отношений, которые не дают возможности беднякам улучшить свою жизнь. Вторая крупная работа Раушенбуша "Христианизация общественного порядка" (1912) призывала к национализации отраслей промышленности, поддержке профсоюзов и отказу от экономики, базирующейся на жажде наживы и конкуренции. Такие преобразования Раушенбуш считал приближением к идеалу Царству Бога, где воплотится соблюдение заповедей Иисуса. Третья важная работа Раушенбуша "Богословское обоснование социального евангелия" (1917) стала систематическим богословием учения социального евангелия[29].

Не все теологи социального евангелия были сторонниками социализма, но все видели необходимость реформ в обществе для решения социальных проблем, и эти реформы, по их мнению, должны были опираться на заповеди Иисуса Христа, что означало бы постепенное осуществление Царства Бога на земле.

Категория: Либеральная теология | Добавил: Westernizer
Просмотров: 44 | Загрузок: 0
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Вход на сайт