Четверг
19.10.2017
08:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Мои статьи - Религия и мир »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Либеральная теология [6]
Социальное евангелие [6]
Мартин Лютер Кинг [9]
Библия и теология [13]
Новости зарубежом [20]
Социальная тематика [13]
Размышления [21]
. [0]

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная » Файлы » Новости зарубежом [ Добавить материал ]

Исследователи заключили: религиозные люди менее интеллектуальны, чем неверующие
16.08.2013, 14:41

Британская газета The Independent опубликовала на днях статью под заголовком Religious people are less intelligent than atheists, according to analysis of scores of scientific studies stretching back over decades ("Религиозные люди менее интеллектуальны, чем атеисты, согласно анализу множества научных исследований на протяжении десятилетий").

Новый обзор 63 научных исследований, охватывающих период на протяжении десятилетий, приводит к заключению, что религиозные люди менее интеллектуальны, чем неверующие.

Статья об аналитических исследованиях Университета Ротчестера, которыми руководил профессор Мирон Цукерман, обосновывает "надёжную отрицательную связь между интеллектом и религиозностью" в 53-х из 63-х исследованиях.

Согласно исследованию под названием "Связь между интеллектом и религиозностью: мета-анализ и некоторые предположительные объяснения", опубликованному в журнале "Обзор психологии личности и социальной психологии", даже в раннем возрасте ребёнок с более развитым интеллектом более вероятно будет отворачиваться от религии.

В пожилом возрасте люди с интеллектом выше среднего менее склонны быть верующими, также обнаружили учёные.

В одном из исследований, используемых в работе Цукермана, проводится анализ веры 1500 людей, которые были одарёнными детьми с IQ более 135, на протяжении всей их последующей жизни.

Исследование было начато в 1921 году и продолжается до сих пор. Даже в глубокой старости субъекты исследования имеют значительно более низкий уровень религиозных убеждений, чем население в среднем.

Обзор, который является первым систематическим мета-анализом 63-х исследований, проведённых в период между 1928 и 2012 годами, выявил, что из 63 исследований 53 обнаруживают отрицательную корреляцию между интеллектом и религиозностью, в то время как 10 показывают положительную.

Только два исследования выявили значительную положительную корреляцию, а значительная отрицательная корреляция была замечена в обобщении 35 исследований.

Авторы обзора рассматривали каждое исследование независимо от других, учитывая качество сбора данных, величину выборки и использованные для анализа методики.

Три психолога, делавшие обзор, определили интеллект как  “способность рассуждать, планировать, решать задачи, абстрактно мыслить, осмыслять сложные понятия, быстро обучаться и познавать на собственном опыте”.

Религиозность определяется психологами как причастность к некоторым (или всем) аспектам религии.

Согласно обзору, другие факторы, такие как пол или воспитание, не играют роли в корреляции между интеллектом и религиозными убеждениями.

Однако, была найдена слабая корреляция уровня веры или обратного в зависимости от возраста среди населения до получения высшего образования (pre-college).

В работе делается вывод о том, что: "большинство существующих объяснений (об отрицательной связи между интеллектом и религиозностью) разделяют основной лейтмотив, что основания религиозных убеждений иррациональны, не подкреплены наукой, не проверяемы, поэтому непривлекательны для интеллектуальных людей, которые "знают лучше"".

Критические замечания к заключениям состоят в том, что данный обзор касается только аналитического интеллекта и не рассматривает недавно выявленные формы творческого и эмоционального интеллекта.

Психологи, которые выпустили обзор, также стремились найти секуляристские интерпретации результатов, предполагая, что более интеллектуальные люди менее вероятно имеют религиозные убеждения, поскольку они связывают себя с идеями личного контроля (самостоятельности, независимости).

"Интеллектуальные люди, как правило, проводят больше времени в обучении. Это форма саморегуляции, которая может привести к долговременным преимуществам", - пишут исследователи.

"Более интеллектуальные люди получают более высокоуровневые рабочие места, лидируют в чувстве собственного достоинства и поддерживают личный контроль убеждений".

Комментарий

Несколько уточнений. Во-первых, в тексте статьи не содержится слова "атеист". Подразумевается невовлечённость людей в религию, что совершенно не равнозначно понятию атеизма. Разумеется, в число нерелигиозных людей входят атеисты, но в жизни ими данная категория не ограничивается (см., например, результаты американских социологических опросов, рассматривающие нерелигиозных людей, называемых термином nones).

Во-вторых, мне показалось излишним упрощением, когда "less intelligent" переводится словом "глупее". Слово "интеллигентный" на русском языке имеет оттенок связи с культурой, а не уровнем интеллекта, хотя, разумеется, одно с другим связано. Я предпочла "intelligent" перевести в значении интеллекта, поскольку в контексте исследования рассматривали именно степень развитости интеллекта. (Хотя, как указано в конце статьи, учитывали только одну форму интеллекта, в то время как есть и другие).

Исследование интересное. Мне в целом идея понравилась. Конечно, интеллектуальные люди среди верующих есть. Но практика показывает, что таких людей не так много на фоне общей массы. Как правило, такие люди неординарны и в своих религиозных взглядах, что делает их весьма нередко преследуемыми и гонимыми из-за глубины их идей, не вписывающихся в принятые стереотипы, и свободомыслия. Именно эти люди оказываются "еретиками". Это мой личный вывод. Всё-таки независимое мышление интеллектуалов не способствует доктринёрству и догматизму. Но говорить об отсутствии ума и интеллекта среди религиозных людей будет совсем неверно, и авторы обзора, насколько я вижу, этого вовсе не утверждают.

Комментарий и перевод: Елена Преображенская

Категория: Новости зарубежом | Добавил: Klara
Просмотров: 663 | Загрузок: 0
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.