Среда
19.12.2018
04:14
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Путь в бесконечность
Главная Регистрация Вход
Мои статьи о религии »
Поиск

Меню сайта

Категории раздела
Биографии [4]
Биографические статьи
Богословие [4]
Некоторые богословские взгляды эпохи современности
Социальные вопросы [7]
Социальные вопросы, движения и личности с ними связанные
Контрацепция и аборты [14]
Религиозные взгляды на контроль рождаемости и аборты
Религия и феминизм [2]
Права женщин, богословие о женщине, теология феминизма
Переводы англовики [4]
Полностью или в значительной степени переведенные статьи из англоязычной википедии
Размышления [19]
Личные мысли и мнения (Избранное, больше статей в блоге "Записки бунтаря")
Нехристианские религии [6]
В этой категории выделены статьи об учениях и традициях нехристианских религий
. [0]
. [0]
. [0]

Полезные ссылки
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная » Файлы » Размышления [ Добавить материал ]

В категории материалов: 19
Показано материалов: 1-19

В этом году западная Пасха и иудейская почти совпали: евреи встречали песах вчера вечером (30 марта), а западные христиане встречают пасху сегодня вечером (31-го). Для меня такие совпадения очень положительны. Я не люблю догматику, не люблю разделение людей. Для меня смысл пасхи в освобождении. Еврейский народ вспоминает освобождение из египетского рабства, и я духовно всегда с еврейским народом. Христианство в моем восприятии распространяет освобождение на другие народы. Освобождение может быть многогранно. Ученики Иисуса пережили трансформацию из депрессии в новое измерение жизни. Для меня пасха это стремление к обновлению и переход на небольшую, но новую ступеньку жизненного пути.

Размышления | Просмотров: 149 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 12.04.2018

В этом году я заметила, что с каждым годом мне все меньше хочется на Рождество (как и другие церковные праздники) посещать богослужение. Таких церквей, учение которых полностью соответствует моим убеждениям, в России просто не существует. Но дело не только в этом. Я чувствую, что с каждым годом все меньше нуждаюсь в том, что принято считать религиозной практикой.

... В 30-40 годы XX века немецкий пастор и богослов Дитрих Бонхеффер высказал ставшую популярной идею о том, что человечество достигло совершеннолетия, выйдя из того детского возраста, когда оно нуждалось в религии как опоре в жизни и способе объяснения явлений. Однако, он считал этот факт не ужасающим, а естественным. Не случайно же употреблено слово "совершеннолетие": ребенок вырос естественным образом, по законам природы, обратно загнать его в колыбель уже невозможно. Но это, по мысли Бонхеффера, не является концом христианства как такового. Христианство - это не религия, а отношения между людьми. Быть христианином не означает быть религиозным, а означает просто быть человеком в подлинном смысле этого слова. Я думаю, что это очень верные мысли, хотя мои личные взгляды, очевидно, во многом отличны от взглядов Бонхеффера.

Размышления | Просмотров: 536 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 04.01.2016

Давно собиралась заняться развитием темы о связи христианства, демократия, либерализма и прав человека. Начну сейчас. Начну с короткого изложения основных тезисов. В качестве дополнительной помощи использую статью покойного православного богослова игумена Вениамина Новика «Христианская основа либерализма». Изложу своё понимание, исходя из личных убеждений и из того, что я читала или слышала когда-то раньше.

В основании демократии и либерализма лежит представление о ценности человеческой свободы. Первое и самое главное обоснование этой ценности с христианской точки зрения заключено в понимании свободы как фундаментального дара Бога человеку. В ходе развития теодицеи на вопрос о том, почему в мире существует зло, христианство отвечало, что Бог сотворил человека не марионеткой, а разумным существом, обладающим свободой воли и свободой выбора. Таким образом, свобода — это наивысшее и наиважнейшее благо, полностью соответствующее желанию и целям Творца.

Размышления | Просмотров: 2063 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 19.10.2014

Сегодня в Ватикане прошла торжественная церемония канонизации двух пап: Иоанна XXIII и Иоанна Павла II. Комментаторы отмечают мудрость папы Франциска в том, что одновременно он канонизировал папу-реформатора и папу, который по ряду вопросов считается консервативным. Тем самым Франциск удовлетворил духовный запрос со стороны как либеральных, так и более традиционных католиков, и подчеркнул, что церковь вмещает и объединяет как тех, так и других.

При этом Франциск явно выделил важность реформ и обновления церкви тем фактом, что, канонизируя Иоанна XXIII, он сам нарушил принятые в церкви правила канонизации, не дожидаясь проявления чуда заступничеством почившего.

Размышления | Просмотров: 709 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 27.04.2014

Христиане начали праздновать Пасху.  Для церкви это самый великий праздник. Его традиционное понимание связано с представлением об Иисусе как воплощённом Боге, который пришёл в мир, чтоб искупить людей от власти первородного греха и смерти.

... Понятно, что в такую доктрину можно верить или не верить. Доказать, что она верна, невозможно, как невозможно и доказать факт воскресения самого Иисуса.

Было ли воскресение Иисуса в действительности? Или же воскресение - плод народной фантазии, как полагают многие скептики уже несколько столетий подряд? Может быть, в основе веры христиан лежат просто галлюцинации и групповое внушение учеников Иисуса, как предполагают другие? Или же, как допускают третьи, Иисус вообще не умер, но находился в глубоком бессознательном состоянии, а после очнулся? Или, как это описано даже в Евангелии в качестве мнения некоторых, ученики выкрали тело Иисуса из гробницы?

Я не имею намерения давать ответы на эти вопросы из-за очень простой причины: мы не можем знать то, что было много столетий назад, и что окружено противоречивыми свидетельствами, которые с научно-исторической точки зрения невозможно считать достоверными. Можно лишь верить в традиционную доктрину церкви, либо же верить в иные версии.

Размышления | Просмотров: 1510 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 21.04.2014

Сейчас завершился день, когда христиане всего мира переживали страстную пятницу — день воспоминания распятия Иисуса Христа. Напомню, что в этом году западный и восточный пасхальные календари совпадают, поэтому католики, православные и протестанты переживают этот день одновременно, как и встретят пасху тоже в один день.

Согласно традиционной христианской доктрине, Иисус Христос добровольно предал себя на распятие для искупления грехов человечества. Интерпретация этого важного для христиан аспекта, однако, имеет, как и многое другое в христианстве, разное понимание.

Размышления | Просмотров: 682 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 19.04.2014

Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)Вынести свою жизнь на суд совести и решить, чью сторону занять: тех, кто предал Христа или тех, кто сохранил ему верность? С таким призывом обратился к христианам всего мира в Вербное воскресенье Папа римский.

Когда я посмотрела репортаж, у меня возникло желание предложить подумать о многообразии интерпретаций понятий о "верности Христу" и "предательства Христа". Я могла бы об этом сказать очень много, но политическая напряжённость отнимает внимание к актуальным событиям и немало времени. Поэтому я напишу коротко.

Размышления | Просмотров: 694 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 13.04.2014

Папа Франциск посвятил свою первую проповедь, которая сопровождала еженедельную воскресную молитву  Angelus («Ангел Господень»), теме  милосердия. Он вспоминал знаменитое повествование из Евангелия от Иоанна о том, как Иисус простил блудницу, которую фарисеи собирались побить камнями в соответствии с религиозным законом того времени. Иисус в этом повествовании обратился к этим людям со словами: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень», после чего они разошлись, обличаемые собственной совестью.

Многие ждут от нового Папы реформ церкви и при этом многие сомневаются в возможности радикальных реформ. 

Размышления | Просмотров: 747 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 19.03.2014

В заглавии этой статьи поставлено «расколдовывание мира» — термин социолога Макса Вебера, по сути описывающий развитие научного мышления. «Расколдовывание мира» — это постепенный поворот в истории от магизма и суеверий к рациональному познанию, процесс освобождения от веры в действие потусторонних сил в природе. По Веберу этот процесс начинается со времён античности, определённое место в нём занимают библейские пророки. Но кульминации он достигает в эпоху развития протестантизма, когда религия переходит от сосредоточения на потустороннем к «мирским» задачам и проблемам.

... Помимо объяснения библейских историй естественными причинами, есть также метод реинтерпретации Библии, основанный на демифологизации. «Демифологизация» — термин, введённый теологом Бультманом, который означает критическое истолкование мифической картины мира Библии посредством поиска в мифологии экзистенциального смысла и объяснение этого смысла на современном языке. Демифологизация как метод реинтерпретации Библии подразумевает не простой отказ от мифологии, а поиск значения её символов, остающееся актуальным, учитывая те цели, которые, по мнению интерпретаторов, преследовали авторы.

Эту статью я пишу для того, чтобы отобразить историю появления и развития различных направлений критического взгляда на Библию и христианство в условиях, когда наука породила здоровый скептицизм в отношении традиционных церковных доктрин.

Богословие | Просмотров: 927 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 19.08.2013

Неудивительно, что образ Иисуса Христа, возвестившего любовь Бога к человечеству, имеет выраженное сходство с образом греческого Прометея: оба сострадают людям, оба хотят сделать им добро, помочь в их бедах, оба заранее знают, что за это подвергнутся тяжкой участи. Оба страдают невинно. "Без вины страдаю - глядите!" – восклицает Прометей Эсхила.

Таким образом, на первый план в мифе выступает не столько восстание против богов само по себе, сколько то, что Прометей желает людям дать благо и соглашается пострадать ради этого. Страдание во имя человека – вот главный смысл этой древней легенды.

... Легенда о Прометее ... прославляет бунт против религии бездушия, против веры в несправедливых и жестоких богов. Огонь знания разрушает нелепые стереотипы религиозного мышления прошлого. Причём прославляется не бунт ради бунта как таковой, а бунт ради человеколюбия и сострадания. Иначе говоря, восстание Прометея является воплощением философии гуманизма, до сих пор столь ненавистной многим ортодоксальным верующим.

Размышления | Просмотров: 1520 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 19.10.2012

"...одна религия ничуть не хуже другой. Нет ни одной, исповедуя которую, нельзя не стать мудрецом, и нет ни одной, которую нельзя бы было превратить в бездумное идолопоклонство." (Герман Гессе)

Омерзительно поведение христиан, которые превозносят свою веру как единственную истинную, обзывая все другие "лжерелигиями" и "сатанизмом". Отвратительно видеть заголовки статей христианских фундаменталистов, обзывающих Пророка Мухаммеда лжепророком.

А между тем, Пророк Мухаммед был для жителей Аравии тем же, чем для евреев - Моисей. И слишком примитивно было бы сказать, что речь идёт лишь о призыве отказавшись от одной религии (языческой) принять другую (единобожие). Потому что вера, которую несли пророки, заключалась вовсе не в ритуальном поклонении, но прежде всего в проповеди этических норм, которые вели (и продолжают вести) человечество на более высокую духовную ступень развития.

Размышления | Просмотров: 915 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 15.02.2011

Либерализм является безусловным проявлением духа подлинного христианства (то есть евангельского учения Иисуса Христа) , а в историческом контексте - следствием развития христианской культуры общества. Таким стало моё глубокое убеждение уже очень давно. Права человека, в основе которых лежат принципы гуманизма - уважение к личности человека, свобода, равенство и братство всех людей вне зависимости от каких бы то ни было различий между ними - являются воплощением христианского учения. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства", - гласит 1 статья Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.


В нашем обществе по этому вопросу не существует ясности, а скорее утверждается обратное. Тому есть, как минимум, две основные причины...

... Именно дух христианства (не церкви как государственного института, а того учения, которое Иисус Христос оставил своим ученикам) является тем основанием, на котором развилась концепция о равном достоинстве всех людей и свободе, откуда исторически происходит теория либерализма и всеобщих прав человека.

Размышления | Просмотров: 1031 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 12.01.2011

Статья написана в январе 2010 г. - после землетрясения на Гаити и по прочтении публикации Владимира Абаринова "Толчок к размышлению".

Патриарх Кирилл заявил,что причиной бедствия гаитян был их плохой "нравственный облик". Помимо патриарха, подобные речи ведёт проповедник-евангелист Пэт Робертсон и вообще религиозные фундаменталисты. Я категорически не согласна с такой трактовкой человеческих страданий.

...На самом деле христианство (подлинное христианство, а не его историческая карикатура) провозглашает не Бога карающего, а Бога страдающего, - Бога, который в лице Иисуса Христа разделяет все скорби человечества и всю боль страдания каждого человека. В этом образе нет места гневу и карам. В этом образе нет ничего, кроме любви и сострадания.

Размышления | Просмотров: 2774 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 22.11.2010

Размышление из серии недогматического прочтения Евангелия. Евангелие от Луки, 19:1-10

Путешествуя по дорогам Израиля, странствующий проповедник Иисус зашёл в город Иерихон. Как и повсюду в других местах, молва о его появлении опережала его, и любопытствующий народ собирался, чтобы поглядеть на него. Среди народа находился человек по имени Закхей. Он был начальником сборщиков налогов, как и другие представители этого ремесла, обогатившийся не только честными, но и нечестными путями. Люди не любили сборщиков налогов за то, что те обирали их, и за то, что те делали это в пользу казны иноземных эксплуататоров.

Услышав весть о появлении известного учителя, о котором некоторые поговаривали, что он и есть обещанный через пророков Мессия, Закхей захотел также посмотреть на него. Однако его ждало разочарование: имея от природы небольшой рост, он не мог ничего увидеть за толпой любопытствующих. Всеобщее оживление и ажиотаж ещё больше подстегнуло его желание, и он, забежав вперёд, как мальчишка влез на дерево. Вероятно, в это время в его душе всколыхнулись все те экзистенциальные вопросы, которые в большей или меньшей мере беспокоят каждого человека в определённые жизненные моменты. И вот, наконец, он увидел приближающегося учителя...

Размышления | Просмотров: 888 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 16.11.2010

Статья написана в середине 2008 г. и посвящена теме бунтарства против общепринятых религиозных стереотипов некоторых библейских героев.

Бунт как протест против несправедливости и зла, царящих на земле, или против простоты стереотипных ответов религии на сложные философские вопросы отнюдь не чужд Библии. Наиболее яркими примерами являются пророки, обличавшие царей и народ в грехах и призывавшие встать на путь добра и справедливости.

Откровение, которое несут пророки, заключается в следующей истине: Бог даёт людям религию, чтобы они жили праведно, в нравственных заповедях заключена вся суть религии, и когда люди вместо этого заменяют добро и справедливость соблюдением обрядов и традиций, эта религия оказывается лишённой своего смысла.

Размышления | Просмотров: 1352 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 25.12.2009

От того, как мы будем относиться к чтению и истолкованию Библии, зависит не только ответ на вопрос, какая из христианских конфессий покажется нам наиболее близкой и «правильной». Вопрос встаёт гораздо глубже. От того, как мы отнесёмся к прочтению Библии, будет зависеть наше представление о Боге и нормах нравственности. То есть, отношение к Библии, если мы являемся верующими, будет самым существенным образом влиять на наши духовные идеалы.

Конечно, сейчас принято говорить, что Библия учит только добру. Но если это так, почему же многие верующие оказываются злобны и нетерпимы? Почему в истории христианства так много принуждения? Почему бывают религиозные войны? Почему преследуются еретики? Почему в Средние века практиковалось даже сожжение на кострах? Проще всего ответить на эти вопросы стандартным шаблоном: «Люди, которые так поступали, плохо читали Библию, или же не хотели соблюдать её заповеди». Ответ этот, однако, на самом деле является не только примитивным, но и в корне неверным. И в наши дни, как и раньше, среди «гонителей еретиков» и среди «ревнителей чистоты веры» вы встретите активно цитирующих библейские фразы и, по-своему, искренне стремящихся жить в соответствии с религиозной традицией, людей. Да, среди них немало фарисеев, но и евангельские фарисеи были по-своему искренними «ревнителями веры». Так в чём же дело? А дело именно в том, что Библию читать можно очень по-разному…

Размышления | Просмотров: 1281 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 23.05.2008

Вопрос об истинности или ошибочности доктрины первородного греха является наиболее серьёзным предметом разногласий между иудеями и мусульманами, с одной стороны, и христианами – с другой. В этой статье мне хочется представить все три позиции, чтобы дать информацию к размышлению уважаемых читателей и так же изложить своё личное рассуждение по этим точкам зрения.

Первое и, пожалуй, самое главное, что бросается в глаза и вызывает недоумение, - это сам термин. Первородный грех – это грех прародителя Адама, который каким-то образом передаётся его потомкам, по представлению христиан. Однако слово «грех» однозначно воспринимается всеми людьми как некоторое плохое действие, вследствие которого человек оказывается виновен перед Богом и/или перед людьми и несёт за эту вину личную ответственность. Естественное чувство справедливости напрочь отметает идею передачи вины по наследству и возложение ответственности за греховное деяние на кого-либо другого, кроме самого виновного. Осознают это обстоятельство и сами христиане.

Размышления | Просмотров: 1903 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 30.03.2008

Психологам хорошо известно, что человеку свойственно приписывать окружающим свои собственные качества. ... человеку свойственно и Бога представлять по своему образу и подобию.

... Таким образом, в рассуждениях о Боге мы оказываемся перед дилеммой между буквализмом антропоморфизмов и абстракцией апофатики. С одной стороны, мы имеем многообразие человекоподобных черт, приписываемых Богу. С другой стороны, - полное НИЧТО («не то, не то») – Бог, которого не существует по отношению к нашему обыденному опыту.

Размышления | Просмотров: 1223 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 04.02.2008

Эти заметки написаны в начале 2008 г. и представляют собой связанный цикл. 

В этом повествовании я рассказала немного о себе, своём духовном пути и своих убеждениях. Следует отметить, что с тех пор мои убеждения  несколько эволюционировали, хотя во многом схожи с описанными здесь. (Возможно, в дальнейшем я напишу новое изложение, но данные размышления все равно имеют смысл, так как они отражают важные для меня идеи на том этапе моего жизненного пути).

Размышления | Просмотров: 1479 | Загрузок: 0 | Добавил: Klara | Дата: 01.12.2007

Перевести

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои тематические страницы в социальных сетях

Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.