Четверг, 22.10.2020, 15:21
Приветствую Вас, Гость

1 2 3 »

На днях мне встретилась статья "Как писать историю мира? Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение", автор - А. В. Гоманьков (Правмир, 2010, но это перепечатка, а источник - Журнал МП). Автор является палеонтологом и поддерживает христианский эволюционизм, причем в наиболее близком к материалистической теории эволюции варианте - принимает естественный отбор. Статья описывает разные точки зрения на эволюционизм и критикует как креационизм, поддерживающий буквальное толкование библейской истории сотворения (творение за 6 суток), так и новое течение - альтеризм (мне ранее неизвестное).

Я лично привыкла придерживаться теистического эволюционизма в варианте, который проповедовал о. Александр Мень. Этот вариант предполагает, что Бог вмешивался непосредственно в процесс эволюции в некоторые ключевые моменты (такие как начало вселенной, возникновение биологической жизни и появление человека). Также я читала о том, что многие верующие эволюционисты разделяют идеи номогенеза Берга, которые предполагают направленную эволюцию вместо эволюции, основанной на случайностях. Гоманьков не разделяет идеи номогенеза и верит как раз в естественный отбор как механизм эволюции, но от Бога. Достаточно необычная точка зрения, но позволяющая научному эволюционисту быть верующим, не уходя от так называемого научного мейнстрима.

Однако, оказывается, существует более радикальный вариант принятия эволюции - альтеризм: концепция, предполагающая, что наш мир и вовсе не творение Бога, а результат падения Адама. Само по себе представление об искажении творения из-за грехопадения вполне традиционно, но в альтеризме принимает столь радикальную форму, что описание творения в Бытии рассматривается как творение не нашего, а другого мира в принципе. Большой взрыв, давший начало вселенной, понимается не как начало творения, а как последствие грехопадения. Одежды кожанные, которые Бог дает Адаму после грехопадения, понимаются в альтеризме как помещение в наше тело из совсем другого мира.

Такая идея, хотя и опирается на некоторых отцов церкви, все же не является традиционной, когда этот мир полностью признается результатом эволюции без участия Бога. Однако, крупным автором этой концепции называется епископ Василий (Родзянко), написавший книгу «Теория распада Вселенной и вера Отцов». Таким образом, даже такие идеи оказываются вполне в рамках канонического православия.

Гоманьков критикует их, и я в этом могу с ним согласиться (хотя, конечно, сложно иметь суждение, не читая непосредственно работ самих альтеристов). Изъятие Бога из творения нашего мира полностью это, с моей точки зрения, крайность. Тем не менее, это помогает некоторым людям верить в Бога и в материалистический вариант эволюционизма. Мне ближе, повторю, вариант, предложенный о. Александром Менем. Но Гоманьков пишет, ... Читать дальше »

Просмотров: 7 | Добавил: Klara | Дата: 23.09.2020

Продолжение темы о проституции. (Сложно все высказать в одном постинге. К тому же я думаю, небольшой постинг проще читать). Что еще важно: новое восприятие женщины и как это соотносится с христианством.

Многие феминистки скажут вам, что патриархальное общество всегда обвиняет женщину в сексуальности и соблазнении мужчин, и в том, что проститутка это падшее существо. Я совершенно согласна, что патриархальные стереотипы способствуют таким взглядам. Но я не согласна с тем, что этому учит религия, в частности, христианство. Нужно разделять культурные стереотипы от сути религиозных учений, которые в первую очередь отражены в священных писаниях. Библейские заповеди не только не учат, что женщины в большей мере ответственны, но и наоборот - обращены к мужчинам. Например, заповедь "не пожелай жены ближнего" явно обращена к мужчинам. Но нет заповеди "не пожелай мужа ближней". Аналогично Иисус обращался к мужчинам: "кто посмотрел на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". Нет таких слов, которые обращались бы к женщинам по этому поводу. Таким образом, мы видим, что заповеди, касающиеся сексуальности, достаточно требовательны именно к мужчинам. Понятно, что христианство трактует это применительно к обоим полам, но лишь в силу того, что в Новом завете сказано о равенстве во Христе: "нет ни мужского пола, ни женского".

Что касается отношения к "падшей" женщине, то Иисус говорит: "кто из вас без греха, первый брось в нее камень". Можно гадать, имеется ли ввиду грех в широком смысле (любой грех) или же грех, связанный с сексуальностью. Вполне можно допустить и второе. Но в любом случае очевидно, что Иисус призвал к милосердию, а не осуждению. По тексту вслед за этими словами сказал прямо: "и Я не осуждаю тебя".

Из этого вполне логично вытекает связь с феминизмом. "Не осуждайте женщин, которые кажутся падшими", - говорят феминистки, - "Им нужно помочь, а не обвинять".

Папа Франциск просил прощение у проституток за действия тех номинальных христиан, которые подвергли их сексуальной эксплуатации. Он написал предисловие к книге «Распятые женщины. Стыд работорговли, о которой рассказали улицы». Как видно из названия, проститутки названы "распятыми", то есть уподоблены Иисусу Христу в своих страданиях.

В частности, Франциск написал: "Когда в одну из Пятниц милосердия Внеочередного Святого года я вошел в приёмный центр Общины имени Папы Иоанна ХХIII, то не предполагал, что найду здесь настолько униженных, страдающих, измождённых женщин. Действительно распятых женщин. В комнате, где мы встретились с девушками, освобождёнными от принудительной проституции, дышалось болью, несправедливостью и последствиями произвола ... Читать дальше »

Категория: Размышления | Просмотров: 6 | Добавил: Klara | Дата: 18.10.2020

Христианство и феминизм. Продолжу начатые на днях размышления. Можно немало сказать о различных вопросах феминизма. Все они важны, но я в особенной мере разделяю борьбу с сексуальной эксплуатацией. Как ни странно, эта тема вызывает непонимание не только в либеральных кругах, но и христиане в нашем обществе часто оказываются к ней равнодушны. Возможно, либерально настроенные верующие боятся показаться "ханжами" в глазах светских либералов, а консервативные верующие считают, что достаточно традиционного знания о Божьих заповедях, а всякие феминистки от церкви только уведут.

Я не разделяю такие точки зрения. Я поняла, что феминистки оказались пророческим голосом в наше время. Если же кто-то мне возразит, что встретили в феминистках что-то странное и неприемлемое, то я отвечу: разве среди христиан мы не встречаем неприемлемых крайностей? Люди разные и крайности бывают всюду. Но я хочу говорить о том, что мне лично кажется ценным.

С наступлением сексуальной революции среди феминисток обозначились две позиции: секс-позитивный феминизм отстаивал раскрепощение, в то время как секс-негативный феминизм увидел проблему сексуальной эксплуатации женщин. Как раз вторая позиция мне больше близка. Хотя в наше время острота раскола между этими направлениями снизилась, все же различия в позициях или акцентах внимания продолжают существовать. Возможно, в нашей стране это особенно актуально в связи с тем, что либералы часто поддерживают первую позицию и не понимают вторую. Тем важнее объяснить вторую точку зрения.

Уже в 1970-х, в эпоху сексуальной революции, в Америке феминистки начали выступать против превращения женщин в объекты сексуального удовольствия мужчин, что выражается в сексуализации женского образа в массовой культуре, в нормализации порнографии и движении за легализацию проституции. Феминистки выступили против этого с двух точек зрения.

Радикальные феминистки (которые стали вдохновителями секс-негативного направления) указывали на влияние патриархата: в обществе продолжают доминировать мужчины, в результате чего сексуальное раскрепощение стало возможностью для мужчин получать практически неограниченный доступ к женским телам для своего удовольствия. При этом все нормы морали и этики стерлись как пережиток прошлого.

Одной из главных теоретиков критики этого стала Андреа Дворкин. Для меня она подобна святой (в той мере, в какой можно воспринимать светского человека как пример доблести в служении добру). Я посмотрела фильм о том, как она боролась против порнографии. Это британский фильм на английском языке, но наши феминистки сделали к нему русские субтитры. (Ссылка на ролик в конце записи и советую посмотреть всем, чтобы понять, в каком контексте начиналась эта борьба, и кем была Дворкин).

Другую ... Читать дальше »

Категория: Размышления | Просмотров: 8 | Добавил: Klara | Дата: 18.10.2020

Христиане и ненасилие. Добавлю немножко к вчерашнему постингу. Я думаю, что в нашей стране православные плохо воспринимают эти идеи вследствие традиции симфонии церкви и государства. Однако, российские протестанты (точнее, даже советские) достаточно часто отказывались служить в армии и поддерживали пацифистские идеи. Этим они отличаются от американских консерваторов евангелистов, которых я часто критикую. В российском евангельском движении была достаточно сильная традиция ненасилия. Можно предположить, что в наших условиях это было связано с нежеланием служить в армии безбожного государства. Сейчас, как мне кажется, отказ от службы в армии по религиозным убеждениям среди протестантов менее распространен в нашей стране, чем это было в советское время. Хотя точно я этого не знаю.

Христианский пацифизм. Возник вопрос, насколько ненасилие в войнах свойственно христианам. Поискала информацию. Существуют три церкви, которые называются "исторические церкви мира": квакеры, менонниты и Церковь Братьев (одна из церквей, связанная происхождением с анабаптистами, возникшая в Германии). Они провели совместную конференцию, после чего появилось это название.

Кроме них, существует еще целые ряд групп церквей, которые были пацифистами. Их тоже относят к "церквям мира", применяя этот термин в более широком смысле, чем участие в конференции. В числе таких церквей: различные представители анабаптистов, духоборы, молокане, Моравская церковь (гуситы) и другие (менее известные). В этом числе находятся Адвентисты седьмого дня, которые отказывались от воинской службы. Свидетели Иеговы тоже отказываются от воинской службы. Российские евангельские христиане, часть которых имеют такие взгляды, возможно, приняли их от немецких баптистов.

Наверное самым известным сторонником ненасилия стал Мартин Лютер Кинг. Хотя его ненасилие подразумевало ненасильственное политическое сопротивление, а не отказ от войны, известно, что поначалу он верил в допустимость вооруженной самообороны, но позднее под влиянием соратников-пацифистов обещал лично отказаться от применения оружия и в целом часто не одобрял ношение оружия для самообороны.

Категория: Размышления | Просмотров: 7 | Добавил: Klara | Дата: 15.10.2020

Продолжу писать соображения об абортах (начала в прошлом постинге утром). Бытует мнение, что все религии одинаково отрицают аборты. Но это на самом деле не так. В исламе существует момент, когда зародыш получает душу. До этого момента аборты при определенных (как правило, особых) обстоятельствах допускаются. В иудаизме зародыш не приравнивается к человеку, пока в родах не появится его голова. Основан такой взгляд, помимо традиции, на библейском тексте, где сказано, что за выкидыш по вине дерущихся мужчин, нужно заплатить, то есть это не приравнивается к убийству. Поэтому в иудаизме также в определенных случаях аборт допускается. Протестанты также допускают наличие обстоятельств, при которых аборт рассматривается как "меньшее зло". Правда, наиболее консервативные протестанты таким обстоятельством считают только угрозу жизни женщины, в то время как другие протестанты расширяют круг таких случаев.

Католическая традиция не допускает понятия "меньшего зла" и никаких исключений не делает. Однако, значительную часть истории церкви католические богословы различали аборты на ранних и поздних сроках: в обоих случаях аборт считался грехом, но к убийству приравнивался только на поздних сроках. Связывалось это с моментом "одушевления" плода. Лишь в XIX в. папа Пий IX прекратил такое деление, и с тех пор католическая доктрина об абортах все более ужесточалась (видимо, по причине усиления либеральных взглядов на аборт в обществе). В православии различение абортов на ранних и поздних сроках среди некоторых отцов также было, но прекратилось гораздо раньше, чем у католиков.

Однако, современное представление о причинах, по которым нельзя делать аборт, отличается от идеи "одушевления". Сейчас богословие опирается на научные данные: в зародыш человека генетически заложено все его дальнейшее развитие, поэтому говорят, что человеческая жизнь возникает с зачатия, и к зародышу вследствие этого должно быть такое же уважительное отношение как к рожденному человеку.

Мое личное представление об этом шире. Я думаю, что уважительное отношение должно сохраняться к любым формам жизни. Это то, что Швейцер назвал "благоговением перед жизнью". Он был лютеранин.

В Америке известна активистка Рэйчел Макнейр, которая является сторонницей ненасилия и одновременно выступает в антивоенном движении, за ядерное разоружение, против абортов и за вегетарианство (как форму ненасилия). Она - квакер, но я не в курсе, насколько такой подход распространен среди квакеров в целом. По своему учению они сторонники ненасилия в отношении только людей и в основном относят это к войнам (позиции по абортам могут среди них различаться).

В традиционном христианстве слишком силен антропоцентризм, поэтому католичество сейчас плотно приблизилось к и ... Читать дальше »

Категория: Размышления | Просмотров: 7 | Добавил: Klara | Дата: 14.10.2020

Христианство и феминизм. Подумала, что в продолжении вчера начатых размышлений нужно затронуть тему репродуктивных прав, поскольку именно это является главным камнем преткновения между многими ортодоксальными христианами и феминистками. Конечно, если под репродуктивными правами понимать прежде всего аборты (что на самом деле не так), то расхождение очевидно, по крайней мере, со светскими феминистками.

Дело в том, что христианин не может понимать даже и свое тело как личную собственность, потому что оно является храмом Божьим, который нельзя разрушать, и уж тем более неприемлемо беспринципное отношение к уничтожению зачатого человека. Но как именно решать проблему абортов, в этом существуют разные точки зрения и некоторые компромиссные варианты возможны. Например, допустимо поддерживать такую политику, которая способствует уменьшению числа абортов не путем их тотальных запретов, а путем улучшения социальных, жизненных условий и всесторонней поддержки женщин.

В США, где консерваторы в авангарде борьбы против абортов путем попыток их запретить, этого как раз нет. Это единственная развитая страна, которая законодательно не обеспечивает женщин оплачиваемым декретным отпуском. Препятствием к принятию таких законов, по-видимому, является американская модель капитализма: свобода предпринимателей столь высока, что невозможно заставить их пожертвовать свою прибыль, помимо частных (добровольных) инициатив. Жертвовать они могут, но законы, которые приняты в Европе, для них неприемлемы, и любые инициативы отнять у них прибыль будут восприняты как "социализм". Поэтому, например, когда Берни Сандерс говорит о бесплатной медицине, для них это "социализм", и когда молодежь хочет бесплатное образование, тоже.

Я всячески призываю российских христиан не покупаться на лозунг, что американские консерваторы защищают традиционные ценности и поэтому с них надо брать пример. Конечно, среди них большинство это евангелисты и они выступают за веру, но это в их мировоззрении неразрывно связано с неконтролируемым капитализмом, где приоритетом является то, что каждый должен справляться с трудностями сам. Поэтому американские женщины копят деньги на декретный отпуск, который предоставляется им ненадолго. Добавим, детей нужно не только родить, но и содержать, и воспитывать, пока не вырастут. Бедным слоям это сложнее всего. И именно в такой системе вопрос об абортах стал настолько острым.

Возвращаясь к понятию о репродуктивных правах, отмечу, что в действительности оно означает право контролировать рождаемость, что не исчерпывается абортами, но и подразумевает планирование семьи. В вопросе планирования семьи между христианством и феминизмом гораздо меньше противоречий. Хотя существуют спорные вопросы о допустимых методах, само по себе право планировать свою жизнь в вопросе рождения де ... Читать дальше »

Просмотров: 7 | Добавил: Klara | Дата: 14.10.2020

Христианство и феминизм. Мне совершенно непонятна та конфронтация, которая происходит в нашей стране, когда некоторые люди от слова "феминизм" шарахаются в ужасе и аналогично феминистки нередко шарахаются от религии. В действительности именно христианство создало ту культуру уважения к женщине, в которой на определенном этапе стал возможен феминизм, и феминизм с христианством продолжают взаимно влиять друг на друга в современном мире. Хотя можно оговориться: феминизм имел бурное развитие в США, где сильно влияние протестантских фундаменталистов с их буквальным прочтением Библии. Возможно, причина стереотипа о несовместимости в этом. В России же, возможно, сильно бездумное отторжение всего западного, хотя возможна и ассоциация феминизма с советской эпохой.

Я со своей стороны вижу много общего между современным христианством и современным феминизмом. В числе этих общих проблем можно особенно выделить тему объективации женского тела, порнографии, проституции и суррогатного материнства. Это темы, которые многие современные феминистки связывают с эксплуатацией женщин, и это вполне приемлемый взгляд для христиан. По крайней мере, я наблюдаю такую же точку зрения в католичестве и у некоторых протестантов (например, в Армии Спасения, но не только).

В этот же список можно добавить также сексуальные домогательства и насилие, о которых заговорило движение МиТу. Довольно забавно, что часть российских либералов отторгает это движение как покушение на их свободу, в которой они хотят видеть освобождение от норм морали. Западные феминистки прошли этот этап, когда сперва поддержали сексуальную революцию, а затем раскололись: часть из них стала критиковать плоды "раскрепощения" мужчин, другая же часть возмущалась "консерватизмом". Сейчас мне кажется, что мейнстрим феминизма все же склонился к признанию необходимости этических норм. Россия же отстает от Запада и вот либералы (надеюсь, не все) ругают "новую этику", которая, конечно, не нова. Ее всегда отстаивало, в частности, и христианство.

Возможно, впрочем, что эта часть либералов ассоциируют МиТу с "левачеством", поскольку оно вначале было связано с протестом против Трампа. В этом случае, видимо, часть наших либералов просто трамписты. Хотя акцент на "раскрепощении" в этом случае абсурден, поскольку трамписты как раз консерваторы. Можно много рассуждать на эти тему. Продолжу в другой раз.

Категория: Размышления | Просмотров: 6 | Добавил: Klara | Дата: 13.10.2020

Вчера была обнародована новая энциклика папы Франциска, посвященная братству людей (Fratelli tutti, что значит: Все братья). Энциклику приветствовал в твиттере верховный имам университета Аль-Азхар д-р Ахмад Аль-Тайиб, назвав папу своим братом.

Из описания видно, что папа уделает внимание (в числе прочего) мигрантофобии: каждая страна, принадлежит также и иностранцу, и в благах определенной территории нельзя отказывать нуждающимся, которые происходят из других мест. Естественное право на частную собственность, таким образом, отходит на второй план по сравнению с универсальным предназначением сотворенных благ.

Энциклика осуждает: безразличие к общему благу; преобладание логики рынка, основанной на прибыли и на культуре отбросов; безработицу, расизм, нищету; неравноправие, злоупотребления в отношении женщин и тп. Папа призывает увидеть лик Христа в каждом отверженном.

Два вопроса явно демонстрируют развитие католического учения: папа утверждает, что в современных условиях не должно быть понятия "справедливой войны", и не должно быть места смертной казни. В прошлом учение допускало войны в определенных случаях, хотя в целом война осуждалась, и смертная казнь считалась иногда допустимой. Сейчас этого нет, а о смертной казни было внесено изменение в катехизис.

Также папа призывает к религиозной свободе и диалогу религий, отмечая, что терроризм не порождается религией, но его причины заключены в неверной интерпретации религиозных текстов, а также в политике голода, нищеты, несправедливости и угнетения.

На данный момент энциклика доступна на английском и нескольких других языках на сайте Ватикана. На русский пока что не переведена. На русском языке имеется пока только на сайте "Новости Ватикана" пересказ основных идей (на чем и основан мой постинг, но я сильно сжала это изложение). 

Категория: Размышления | Просмотров: 7 | Добавил: Klara | Дата: 05.10.2020

Сегодня евреи празднуют суккот (со вчерашнего вечера). Праздник кущей, который длится неделю. В это время евреям предписано строить шалаши из ветвей в напоминание о том, что, когда из предки ушли из Египта, они строили шалаши. Праздник приходится на время, когда собран урожай, и таким образом призван подчеркивать зависимость людей от Бога, которого нужно благодарить за Его дары.

Иисус отмечал еврейские праздники. О праздновании суккот говорится в евангелии от Иоанна: "В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе..." (Ин. 7:37-39). По традиции во время празднования священник выливал воду на жертвенник. Именно этот образ использовал Иисус, чтобы сказать о духовном, а не земном.

Мессианский еврей Давид Стерн в комментарии на этот отрывок отметил, что из текста следует, что Иисус не игнорировал всю Устную Тору как "предание человеческое", поскольку обычай возливать воду основан на Мишне, а не Танахе (то есть не содержится в Писании).

Также Стерн пишет, что американский День благодарения связан с суккот, поскольку пуритане читали Ветхий завет и установили праздник благодарения за собранный урожай по примеру суккота. 

Категория: Размышления | Просмотров: 6 | Добавил: Klara | Дата: 03.10.2020

Американская пресса сообщает, что на 84 году жизни мир покинула сестра Ардет Платт (Ardeth Platte), католическая монахиня-доминиканка, которая известна как активистка движения за ядерное разоружение, проведшая даже около трех лет в заключении (за акции на территории военных объектов). Она представляет собой старое поколение борцов за мир: сторонников ненасилия и пацифистов, среди которых было много католиков.

Сестра Ардет Платт состояла в католическом обществе "Дом Ионы" (Jonah House). Также известно христианское пацифистское "Движение орала" (Plowshares movement), название которого происходит из слов пророка Исайи: "перекуют мечи свои на орала". Монахиня принимала участие в их акциях в 1990-х гг. Это движения левого толка, которые иллюстрируют давнюю традицию гражданской активности и протеста с религиозной мотивацией. Об этих движениях и о сестре Ардет Платт есть информация в англоязычной википедии. Можно там посмотреть.

Категория: Размышления | Просмотров: 7 | Добавил: Klara | Дата: 01.10.2020

Папа Франциск отказал в аудиенции госсекретарю США Майклу Помпео. Обоснованием этого было названо нежелание, чтоб папа использовался в предвыборной кампании США. Более конкретно называют критику Помпео продления соглашения между Ватиканом и Китаем о назначении епископов.

Лично мне понятно, что между папой и Трампом существуют расхождения по многим вопросам. Китай это один из них, но далеко не единственный. Среди расхождений можно назвать тему мигрантов, смертной казни и экологии. А также в целом американская модель капитализма, защищаемая республиканцами, противоречит католическому учению. Дело не только в том, что папа Франциск симпатизирует левому политическому спектру: понятие "общего блага" было развито его предшественниками.

Категория: Размышления | Просмотров: 6 | Добавил: Klara | Дата: 01.10.2020

Видео выступления Папы Франциска на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (перевод на русский язык).

В выступлении затронуты многие актуальные проблемы, такие как: пандемия, солидарность людей, забота о бедных, доступное здравоохранение, помощь бедным странам, забота о беженцах, критика уклонения от налогов и растущего неравенства, забота о детях (об их образовании и о семье), критика эксплуатации женщин, контроль над вооружением, критика политики санкций (которые подрывают экономику) и т.п.

Просмотров: 110 | Добавил: Klara | Дата: 30.09.2020

Кандидатка на должность судьи Верховного суда США Эми Кони Барретт может стать шестым представителем католической церкви в текущем составе судей. Из 9 судей 5 являлись католиками (хотя один из них посещает протестантскую церковь) и троя - евреи (включая покойную Рут Гинзбург, чье место может занять Барретт).

Одна из 5 католиков-судей (Соня Сотомайор), была назначена демократическим президентом, а остальные четверо (Джон Робертс, Сэмюэл Алито, Кларенс Томас и Бретт Кавано) - республиканцами. В числе причин такого доминирования католиков в Верховном суде аналитики называют высокий уровень образования в католических школах, культурную традицию католичества (ее связь с юриспруденцией, идущую еще с Дневнего Рима, добавлю от себя).

Отмечается также консерватизм в случае судей, назначенных консерваторами, но, конечно, возникает вопрос: почему республиканцы не назначают судей-евангеликов? Вероятный ответ, с моей точки зрения, это все же уровень образованности.

Эми Кони Барретт - не вполне традиционная католичка в нашем представлении: она является членом экуменической харизматической группы, где подавляющее большинство составляют католики. В Америке много интересного.

Само по себе официальное учение католической церкви никак нельзя назвать вполне соответствующим программе республиканцев, как и программе демократов, что создает возможность поддерживать как одну, так и другую партию. Республиканская партия это преимущественно партия белых евангелистов (они составляют подавляющее большинство). Американские католики разделены по политическим взглядам: многие латиноамериканцы предпочитают демократов. С республиканцами официальное католическое учение имеет одну общую точку пересечения это аборты. Другая общая область - вопросы лгбт - в настоящее время отошла на задний план и стала менее актуальна.

Вообще, с моей точки зрения, демократы имеют больше общего с католичеством, чем республиканцы, но отталкивать могут крайние позиции по абортам определенной части демократов. В случае избрания Джо Байдена он станет вторым президентом-католиком в истории США.

Категория: Размышления | Просмотров: 6 | Добавил: Klara | Дата: 30.09.2020

1-13 14-26 27-30