Всего материалов в каталоге: 76
Показано материалов: 41-60
Страницы: « 1 2 3 4 »

Присутствие буддийской притчи в его творчестве расширяет круг его поисков и наше представление о Ф.М.Достоевском как великом философе... (Отрывок из "Братьев Карамазовых" и буддийская притча: сопоставление)
Дхармические религии | Просмотров: 2505 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 20.11.2010

"Буддизм, - говорил Шопенгауэр, - это самая высшая религия. Этические учения буддизма, общеприняты во всей Азии!”Древне буддийские трактаты он называет источником своего философского вдохновения. Из буддийской доктрины он заимствовал концепции описания мира. Основываясь на буддийской философии, Шопенгауэр утверждал, что страдание – это существенная часть всей жизни...
Дхармические религии | Просмотров: 2541 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 20.11.2010

По мнению Ницше: «Буддизм – это религия благородных и изысканных рас, достигших высшей степени духовности».  Более всего в буддизме, привлекала Ницше отсутствие понятия «бога-творца». Ему была по душе замена понятия «избавление от греха» - на более осмысленное, буддийское «избавление от страданий».
Дхармические религии | Просмотров: 3212 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 20.11.2010

В настоящее время многие ученые проводят параллели между буддизмом и психологией. Многие склонны утверждать, что буддизм - не просто религия, но целостная философия жизни. Мало кто знает, однако, что и сама психология, в своем становлении, испытала существенное влияние философии и практики буддизма.
Дхармические религии | Просмотров: 2850 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 20.11.2010

«Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, — это буддизм». Альберт Эйнштейн
Дхармические религии | Просмотров: 2544 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 20.11.2010

Размышление из серии недогматического прочтения Евангелия. Евангелие от Луки, 19:1-10

Путешествуя по дорогам Израиля, странствующий проповедник Иисус зашёл в город Иерихон. Как и повсюду в других местах, молва о его появлении опережала его, и любопытствующий народ собирался, чтобы поглядеть на него. Среди народа находился человек по имени Закхей. Он был начальником сборщиков налогов, как и другие представители этого ремесла, обогатившийся не только честными, но и нечестными путями. Люди не любили сборщиков налогов за то, что те обирали их, и за то, что те делали это в пользу казны иноземных эксплуататоров.

Услышав весть о появлении известного учителя, о котором некоторые поговаривали, что он и есть обещанный через пророков Мессия, Закхей захотел также посмотреть на него. Однако его ждало разочарование: имея от природы небольшой рост, он не мог ничего увидеть за толпой любопытствующих. Всеобщее оживление и ажиотаж ещё больше подстегнуло его желание, и он, забежав вперёд, как мальчишка влез на дерево. Вероятно, в это время в его душе всколыхнулись все те экзистенциальные вопросы, которые в большей или меньшей мере беспокоят каждого человека в определённые жизненные моменты. И вот, наконец, он увидел приближающегося учителя...

Размышления о богословии | Просмотров: 1262 | Добавил: Klara | Дата: 16.11.2010

Статья написана в середине 2008 г. и посвящена теме бунтарства против общепринятых религиозных стереотипов некоторых библейских героев.

Бунт как протест против несправедливости и зла, царящих на земле, или против простоты стереотипных ответов религии на сложные философские вопросы отнюдь не чужд Библии. Наиболее яркими примерами являются пророки, обличавшие царей и народ в грехах и призывавшие встать на путь добра и справедливости.

Откровение, которое несут пророки, заключается в следующей истине: Бог даёт людям религию, чтобы они жили праведно, в нравственных заповедях заключена вся суть религии, и когда люди вместо этого заменяют добро и справедливость соблюдением обрядов и традиций, эта религия оказывается лишённой своего смысла.

Размышления о богословии | Просмотров: 1724 | Добавил: Klara | Дата: 25.12.2009

Отрывок из работы Эриха Фромма «Психоанализ и религия»
 
...Существенным элементом авторитарной религии и авторитарного религиозного опыта является полная капитуляция перед силой, находящейся за пределами человека. Главная добродетель этого типа религии - послушание, худший грех - непослушание. Насколько божество признается всемогущим и всезнающим, настолько человек считается бессильным и незначительным, он добивается благоволения или помощи от божества только в случае полного подчинения. Повиновение сильной власти - один из путей, на котором человек избегает чувства одиночества и ограниченности. В акте капитуляции он теряет независимость и цельность как индивид, но обретает чувство защищенности, становясь как бы частью внушающей благоговение силы... 
 
...Гуманистическая религия, напротив, избирает центром человека и его силы. Человек должен развить свой разум, чтобы понять себя, свое отношение к другим и свое место во Вселенной. Он должен постигнуть истину, сообразуясь со своей ограниченностью и своими возможностями. Он должен развить способность любви к другим, как и к себе, и почувствовать единство всех живых существ. Он должен обладать принципами и нормами, которые вели бы его к этой цели. Религиозный опыт в таком типе религии - переживание единства со всем, основанное на родстве человека с миром, постигаемым мыслью и любовью.

Цель человека в гуманистической религии - достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия; добродетель - в самореализации, а не в послушании. Вера - в достоверности убеждения, она основана на опыте мысли и чувства, а не на том, чтобы бездумно принимать чужие суждения. Преобладающее настроение - радость, а не страдание и вина, как в авторитарной религии... 
Философия и Психология | Просмотров: 4394 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 15.11.2009

В Москве вышла книга "Рукоположение женщин в православной Церкви" (перевод с французского, оригинал опубликован в Париже издательством "Cerf" в 1998 г.). Не стоит пугаться: из названия не следует делать вывод, что женщин уже стали рукополагать. Просто книга знакомит читателя с тем, как в течение последних двух десятилетий в православном мире ведется дискуссия на эту тему, и обстоятельно освещает различные аргументы "за" и "против".
Женщина и религия | Просмотров: 1620 | Добавил: Klara | Дата: 05.09.2009

Сравнительно недавно несколько богословов-любителей (в том числе и облеченных священным саном) издали книгу, в которой православные христиане были призваны восстать на борьбу с новой и ужасной ересью, имя которой — «эволюционизм». Книга «Шестоднев против эволюции» (М.: Паломникъ, 2000), плод коллективного труда и своего рода манифест, продемонстрировала своим появлением всю нелегкость и противоречивость того пути, когда святоотеческое богословие пытаются использовать для смертельной битвы с ветряными мельницами...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1396 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 28.08.2009

Одной из особенностей разбираемой книги («Шестоднев против эволюции») является практически полное отсутствие единой и четко разработанной методологии. Создается впечатление, что соавторов объединяет лишь общая цель — любыми средствами доказать несовместимость святоотеческого богословия с идеей эволюции. И искусственное разнообразие, подчас — взаимная противоречивость этих средств, показывают малую вероятность того, чтобы за ними стояло цельное мировоззрение, которым и является учение Отцов о Творении.
 
Другое впечатление, а точнее, вывод, который напрашивается при прочтении книги: подобный опус мог появиться на свет только в пост-атеистическом обществе. При чтении трудно не прийти к заключению, что многие из авторов оказываются просто не в состоянии мысленно преодолеть старого пропагандистского стереотипа — представления, будто самостоятельным развитием природы доказывается несуществование Бога...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1635 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 27.08.2009

Сui prodest? (Кому выгодно?)
...Вопрос этой части статьи можно было бы сформулировать иначе: на чью мельницу, неосознанно или сознательно, льют воду православные «креационисты»? И, обозревая просторы интернета, трудно не увидеть, кто именно старается извлечь для себя выгоду из нового увлечения некоторых православных богословов. Это — «научные атеисты», для которых доставляет неописуемое удовольствие «щелкать» как орехи «креационные аргументы». Беспомощность «креационистов» в их попытках научно (а не с помощью громких фраз или устаревших сведений) обосновать свою позицию становится поводом для новой хулы на Православную Церковь...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1553 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 27.08.2009

Граф. Русский писатель. Крупный поэт-лирик. Автор многих стихов, романсов, сатирических баллад, повестей и драматических произведений. Среди наиболее известных: «Князь Серебряный», трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»...

...Позиция Толстого по отношению к теории Дарвина чрезвычайно интересна тем, что, относясь резко негативно ко всем коммунистическим и социалистическим направлениям, но, будучи человеком умным и широким, он вполне терпимо относился к подхваченной материалистами идее эволюции вообще и к дарвинизму в частности. То, что дарвинизм был немедленно взят на вооружение политическим противниками Толстого, нисколько не повлияло на объективное отношение поэта к новым научным открытиям...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1599 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Произведение Алексея Константиновича Толстого.
Правда ль это, что я слышу?
Молвят овамо и семо:
Огорчает очень Мишу
Будто Дарвина система...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1747 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Место человека в системе живой природы определил еще Карл Линней - известный шведский ученый XVIII столетия, автор первой научной классификации природы. Им был введен и термин "приматы", означающий "князья". В этот отряд на основании комплекса морфологических признаков был помещен вид, которому Линней придумал величественное имя Homo sapiens - Человек разумный. Так люди оказались в непосредственном соседстве с приматами, если иначе - с обезьянами. Присмотримся повнимательнее к этим соседям...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1469 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

"…Если современный человек хочет истолковать Библию, он должен иметь мужество мыслить". Владимир Лосский

Какой же вывод может быть сделан после нашего экскурса по анналам истории научного поиска? Можно ли "примирить" идею творения человека Богом с данными современной антропологии? Думается, да. Но прежде надо осознать, что приход в мир человека - феномен не только материальный, но и духовный. На этом пути открываются новые горизонты...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1652 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... "Креационизм" приобрел немало сторонников среди различных протестантских групп, для которых принципиально важно доказательство возможности при знании грамматики простого и бесхитростного прочтения Библии, - на чем настаивал Лютер...
 ...Появившийся лет десять назад так называемый "православный креационизм" неожиданно стал своеобразным религиозным явлением со своей мифологией. Чувствуя, видимо, недостаточность своей позиции, часть современных "православных креационистов" объявила буквальное прочтение Шестоднева единственно православным, в котором "согласие Отцов", что, конечно же, не так...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1799 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Уже за несколько веков до н. э. возникла легенда, согласно которой Пятикнижие все целиком было написано одним лишь Моисеем. Справедливость этого мнения не оспаривалась и христианами, т. к. долгое время не было оснований подвергать его сомнению. Когда же впервые были выдвинуты аргументы против этой легенды, многие восприняли их с исключительной враждебностью. Им казалось, что посягательство на авторство Моисея есть посягательство на авторитет самого Пятикнижия. Между тем религиозная значимость книги никак не может быть поколеблена из-за того, что она окажется написанной не одним, а несколькими авторами...

Библейская критика | Просмотров: 1579 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... «Древнему языку свойственна народно-поэтическая форма,— говорит Карташев. — В библейские книги включено много готовых кусков народной песенной литературы... А поэзия вообще, народная в частности немыслима без гипербол и фантазий... Девора поет, что «звезды с неба, с путей своих сражались» с Сисарой (Суд 5,20). Не только в этом случае, но и в сражении под Гаваоном Иисуса Навина с Амореями, когда было остановлено солнце (Ис. Навин 10,15), чтобы одной кучке сражающихся было удобнее добить другую, вовсе не нужно было беспокоить небесные светила и нарушить всю небесную механику. Это просто язык народной поэзии»...

Библейская критика | Просмотров: 1785 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... Как солнечный луч преломляется через многоцветный витраж готического собора, так и Божественное Откровение в Библии проходит через призму индивидуальной психологии 'ее авторов, которые принадлежали своему народу, своей культуре. Поэтому совершенно неправильно понимать многие места Библии (например, рассказ о сотворении мира и человека) буквально, не учитывая условий их написания, их преходящей исторической оболочки. Если же мы сумеем отделить эту оболочку от ядра, от самой сущности повествования, то перед нами откроется величественное и прекрасное учение о мире, человеке и Боге...

Библейская критика | Просмотров: 1672 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009