Понедельник, 13.07.2020, 04:05
Приветствую Вас, Гость

Вегетарианство и мясоедение в Библии

В данной статье рассматриваются ключевые библейские тексты и комментарии об употреблении мясной пищи, ограничении потребления мяса и вегетарианстве в иудаизме и христианстве. Хотя христианство и иудаизм не запрещают мясоедение, традиции обеих религий в той или иной мере поощряют ограничение потребления мяса. Многие комментаторы библейских текстов рассматривают вегетарианство как идеальный образ жизни после сотворения, который был утрачен, и существует мнение, что он должен восстановиться. Некоторые комментаторы видят библейский идеал в постепенном возвышении человечества до вегетарианского образа жизни, и некоторые рассматривают вегетарианство поощрительным в настоящее время.

Пища в Ветхом Завете (Танахе)

Христианство и иудаизм имеют общие библейские книги, которые называются в христианстве Ветхим Заветом, а в иудаизме -- Танахом. Центром веры в иудаизме являются пять книг Торы, которые в христианстве называются Пятикнижием Моисея (в нем содержится Закон Моисея). Христианство добавляет к этим книгам Новый Завет.

Порядок после сотворения

В Библии говорится, что в сотворенном мире изначально не было мясоедения. Данное представление отражено в традиционных христианских и иудейских трактовках. Согласно библейскому тексту: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1:27-31) (библейские цитаты в статье приводятся в синодальном переводе).

Как видно из текста, согласно Библии, хотя человек был поставлен Творцом выше животных как властелин земли, власть человека не подразумевала того, что люди должны были убивать животных и питаться ими: первым людям для пропитания была дана вегетарианская еда (растения, их плоды и семена). Также и животные после сотворения, согласно библейскому тексту, были травоядными, а не хищниками. Данный текст является главным библейским аргументом в пользу того, что животные не были сотворены для пищи людей, а волей Творца было вегетарианство. Эта трактовка является основной как в христианстве[1], так и в иудаизме[2]: ее разделяет большинство комментаторов обеих религий.

В частности, например, святой Василий Великий писал: "Не сказал (Бог): "Я дал вам в пищу рыб, дал вам скот, пресмыкающихся, четвероногих". (Писание) гласит, что не ради этого Он создал их. Но первое законодательство допустило вкушение плодов..."[3]. В иудаизме авторитетный комментатор XIII в. Рамбан[4] объяснял то, что люди изначально должны были питаться растительной пищей, а не животными, ссылаясь на наличие у животных души[5].

Книга пророка Исайи

Вторым значимым текстом, имеющим отношение к теме вегетарианства в иудаизме и христианстве, являются слова книги пророка Исайи о мессианской эпохе: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис. 11:6-9).

Хотя эти строки трактуются аллегорически целым рядом христианских комментаторов (включая ряд отцов церкви) как символ всеобщего примирения, другие христианские комментаторы[1][6] понимают текст аналогично иудейским[2] как возвращение мироздания к тому первоначальному состоянию, когда животные не пожирали друг друга, не причиняли вреда человеку, и человек также не причинял животным никакого вреда. Об этом восстановлении творения, по мнению ряда христианских комментаторов[1], писал апостол Павел в Послании Римлянам: "Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих ... в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Рим. 8:19-21) (согласно этому тексту, в новой реальности животные, как и люди, не будут умирать, поскольку под тлением подразумевается смерть).

Отдаленным предвестием такого будущего мира в ортодоксальной христианской традиции могут рассматриваться события жизнеописания некоторых святых, которые, согласно преданиям, находились в гармонии с животным миром. Так, например, преподобный Серафим Саровский, по преданию, кормил медведя из рук[7], а святой Франциск Ассизский, который называл все творения своими братьями и сестрами[8], по преданию, уговаривал волка не причинять вреда другим живым тварям[9]. Хранение подобных преданий выражает христианское чаяние возвращения мира к первозданной гармонии. И, хотя текст пророка Исайи, как и жития святых, делают акцент на упразднении хищничества животных, в контексте библейской истории сотворения очевидно, что ни животные, ни человек в будущем мире уже не должны более убивать друг друга. Некоторые христиане[10] и иудеи[11] видят в текстах о сотворении и мессианской эпохе библейские основания начать практиковать вегетарианство уже в настоящем.

Порядок после потопа

Как христианская, так и иудейская традиции относят дозволение человеку употреблять мясо животных в пищу лишь ко времени после потопа. В библейском тексте сказано: "И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё..." (Быт. 9:1-3).

Комментаторы библейского текста предполагают различные объяснения причин разрешения животной пищи. Христианские комментаторы часто связывают мясоедение с последствиями грехопадения, в результате которого в мир вошла смерть. По мнению раннего учителя церкви философа и мученика Иустина, Бог разрешил Ною вкушать мясо животных, которые умерли своей смертью[12]. По мнению Иоанна Златоуста, разрешение мясоедения было "не для того, чтобы чрез это возбудить людей к чревоугодию", а потому, что люди приносили животных в жертвы, и Бог не хотел, чтоб они считали мясо посвященным Ему[13]. (Причины и смысл жертвоприношений будут затронуты далее. В этом разделе лишь констатируем трактовку, согласно которой люди стали приносить жертвы и вкушали мясо жертвенных животных). По мнению Феодорита Кирского, Бог разрешил человеку питаться мясом животных, провидя языческие культы, чтоб это помогало понять глупость поклонения существам, которых можно съедать[1][14].

По мнению жившего до революции православного комментатора епископа Виссариона (Нечаева), Бог до потопа не давал разрешения на употребление животных в пищу, поскольку тела людей, несмотря на грехопадение, еще не утратили былую крепость, но после потопа люди нуждались в подкреплении животной пищей, поскольку их тела ослабли из-за греха, а растения были уже не настолько питательны как прежде[15]. Митрополит Филарет (Дроздов) ссылается на мнения некоторых авторов (не называя имен), которые полагали, что земных плодов не хватало для множества людей, и что тела людей ослабли, нуждаясь в дополнительных источниках питания. Также ссылается на мнение святого Иеронима о том, что, разрешив мясную пищу, Бог проявил снисхождение к жестокосердию людей[16].

По мнению известного современного пастыря митрополита Антония Сурожского, мясоедение это трагедия человечества, произошедшая в следствие удаления людей от Бога, и это состояние следует стремиться преодолевать. Комментируя библейские тексты, митрополит Антоний говорил: "Люди всё дальше и дальше отходили от Бога, до момента, когда Бог, взглянув на них, сказал: эти люди стали плотью (Быт. 6, 3). Духовности в них не осталось, и пришел потоп, смерть пришла на них. И после потопа Господь говорит впервые: теперь вам предоставляются в пищу все живые существа. Они вам будут служить пищей, а вы будете их ужасом (Быт. 9, 2-3). Это очень страшно. Страшно себе представить, что человек, который был призван всякое существо вести по пути к преображению, к полноте жизни, дошел до того, что больше не может взлетать к Богу, и вынужден свою пищу добывать убийством тех, кого должен был вести к совершенству. Здесь как бы замыкается круг трагедии. Мы находимся в этом кругу, мы всё еще неспособны жить только вечной жизнью и словом Божиим, хотя святые в значительной мере возвращались к первоначальному замыслу Божию о человеке. Святые нам указывают, что надо молитвой, духовным подвигом постепенно высвобождать себя от нужды питаться плотью животных, переходить только на растительную пищу и, уходя в Бога всё больше и больше, нуждаться в ней всё меньше и меньше"[17].

По мнению некоторых авторитетных иудейских раввинов (ришоним, живших примерно в XI-XV в.), Бог допустил, чтоб люди использовали животных для еды из-за человеческой слабости, но это было временным допущением[18]. По мнению известного средневекового раввина Йозефа Альбо, людям после потопа было позволено мясо, чтоб указать на их духовное превосходство, поскольку в допотопное время они перестали видеть разницу между собой и животными, что привело к их моральной деградации[5][19] (в том числе к человекоубийству: согласно трактовке Альбо, Каин убил Авеля из-за уравнивания человека с животными, поскольку животные приносились в жертву). По мнению иудейского комментатора XIX в. Малбима[20], мясная пища была дозволена людям из-за физической необходимости: после потопа условия жизни ухудшились, и люди, расселяясь по всей земле, не всегда могли противостоять сложным климатическим условиям; белок же, содержащийся в мясе животных, укреплял человека и способствовал воспроизводству здорового потомства[21]. По мнению ряда раввинов, человеку разрешено вкушать мясо не ради удовольствия, а чтоб человек смог использовать полученную энергию для служения Богу (данная точка зрения иногда используется как аргумент против вегетарианства, поскольку долг служения Богу трактуется некоторыми раввинами более важным, чем сострадание к животным)[21].

По мнению некоторых других еврейских комментаторов, таких как польский раввин Исаак Хебенштрайт, написавший в 1929 г. работу Kivrot Hata'avah ("Могилы вожделения", в синод. пер. Числ. 11:34 это "Гробы прихоти"), людям временно было разрешено питаться мясом животных после потопа, потому что во время потопа была уничтожена вся растительность[5][22]. Такая точка зрения приемлема для вегетарианцев. По мнению Авраама Ицхака Кука, который был первым главным ашкеназским раввином Израиля и поддерживал вегетарианство[23], Бог разрешил человеку употреблять мясо животных во избежание каннибализма, поскольку люди стали неспособны контролировать свои желания и могли начать пожирать друг друга. Однако, постепенно человечество должно духовно возвыситься и дорости до вегетарианства[5][11][24].

Библейский культурно-исторический комментарий, написанный христианскими авторами, по поводу разрешения питаться мясом, данного Ною, утверждает: "Мясо не было обычным блюдом на обеденных столах древних людей. Животных держали ради их молока и шерсти, а не ради мяса. Поэтому мясо становилось доступным только в тех случаях, когда животное умирало или приносилось в жертву"[25].

Запрет крови

Согласно библейскому тексту, питание животной пищей было дозволено одновременно с запретом вкушать кровь животных: "только плоти с душею её, с кровью её, не ешьте" и запретом лишать жизни человека (иудейские комментаторы включают сюда убийство и самоубийство): "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт. 9:4-6).

Согласно классическому иудейскому комментарию Раши[26], запрет вкушения мяса с кровью включает в себя две составляющие: запрет варварского отношения к животным, когда мясо отрезается от живого существа ("плоти с душею не ешьте" трактуется как запрет есть плоть животного, когда душа его остается в нем), и запрет есть мясо вместе с кровью ("плоти с кровью не ешьте" трактуется как запрет есть непосредственно саму кровь, являющуюся жизненной силой животного и человека)[2]. По мнению некоторых современных иудейских раввинов, таких как Умберто Кассуто[24] и Самуэль Дрезнер[27], запрет вкушать кровь учит уважению жизни любого живого существа[5].

Как правило, христианские комментаторы сосредотачиваются на более просто понимаемой составляющей этого запрета: не вкушать мясо, не выпустив кровь. Однако, сравнительно близкий к современной эпохе епископ Виссарион (Нечаев) об этой заповеди также писал: "Запрещается собственно зверское ядение мяса с кровью, какое доселе в обычае у некоторых дикарей [в Абиссинии]; они отрывают ножом или зубами куски мяса от живого зверя и подобно зверям проглатывают их. Что именно Господь запрещает ядение мяса с кровью зверское, соединенное со зверской жестокостью и кровожадностью, это можно видеть из следующего стиха, в котором для того, чтобы внушить отвращение к убийству, говорится о воз­мездии зверям, умерщвляющим человека. Цель запреще­ния заключается в том, чтобы человек не привык к зверской кровожадности и жестокости вообще и в особенности в отношении к подобным себе, и научился уважать жизнь в ком бы ни было и кротко обращаться со всеми, – без чего невозможно правильное общежитие... Впоследствии зако­ном Моисеевым запрещено вообще вкушать кровь. Это потому, что она назначается в жертву Богу для очищения грехов и потому есть как бы неприкосновенная собствен­ность Божия (Лев.17– 14)"[15].

Кашрут

Вторым значительным ограничением вкушения мясной пищи для иудеев стал кашрут (предписания о дозволенном, наиболее известные из которых подразумевают исключение из пищи мяса животных, отнесенных к числу нечистых, однако, этим понятие кашрута не ограничивается)[28]. В определение кашерности входит шхита, определенный способ забоя животных, который, по мнению представителей иудаизма, является сравнительно сострадательным[29][30] (с современной точки зрения это неочевидно и вызывает протесты зоозащитников, однако, апологеты приводят данные о том, что этот способ, по крайней мере, не более жестокий, чем другие[31]; в любом случае нужно иметь ввиду, что правила шхиты возникли в древности). Кашрут предписывается иудеям в Торе, но шхита относится к Устной (неписанной) Торе. По мнению средневекового комментатора Шломо Эфраима Лунчица, шхита усложняет использование мяса для пищи и, сдерживая легкое удовлетворение желания мясной пищи, тем самым ограничивает его потребление[5][32]. Аналогичную точку зрения разделял раввин Авраам Ицхак Кук[5][33][34].

Хотя в традиции иудаизма существуют различные объяснения кашрута, рассматривающие его с этической, педагогической, психологической, гигиенической, мистической сторон[28], кашрут также рассматривается некоторыми современными раввинами как определенное препятствие к употреблению мяса. Израильский раввин Пинхас Пели писал: "Законы кашрута учат нас, что первым предпочтением для еврея должна быть вегетарианская пища. Однако, если некто не может контролировать страстное желания мяса, это должно быть кошерное мясо, которое послужило бы напоминанием о том, что съедаемое животное является творением Бога, что смерть такого существа нельзя воспринимать легкомысленно, что охота для развлечения запрещена, что мы не можем безжалостно относиться ко всякому живому существу, и что мы ответственны за то, что происходит с другими существами (людьми или животными), даже если мы лично с ними не контактировали"[5][35].

Христиане, как правило, (за некоторыми исключениями) не рассматривают предписания кашрута актуальными, что совпадает с иудейской традицией в отношении народов мира. Согласно ортодоксальной трактовке иудаизма, заповеди кашрута не распространяются на тех, кто не является евреем и не совершил обрезание. Апостол Павел, проповедуя христианство язычникам, не нарушал этот принцип. Ранняя христианская церковь распространила на неевреев только лишь заповедь, данную Ною после потопа, запрещающую вкушать мясо с кровью, о чем упомянуто в книге Деяний апостолов (Деян. 15:29).

Жертвоприношения

Согласно иудейской традиции, первоначально съедать мясо животных было дозволено только при жертвоприношениях. С этой трактовкой совпадает упомянутое ранее мнение Иоанна Златоуста о том, что, когда Бог разрешил Ною и его семье вкушать мясо, речь шла именно о принесении жертв[13]. Согласно библейскому тексту, после исхода евреев из Египта Закон Моисея (Тора) запрещал заклание животных вне жертвоприношений Богу у скинии (простейшего переносного храма в палатке): "если кто из дома Израилева [или из пришельцев, присоединившихся к вам] заколет тельца или овцу или козу в стане, или если кто заколет вне стана и не приведет ко входу скинии собрания, [...], чтобы представить в жертву Господу пред жилищем Господним, то человеку тому вменена будет кровь: он пролил кровь, и истребится человек тот из народа своего" (Лев. 17:3-4).

Целью такого постановления, как сказано в тексте далее, было предупреждение языческих жертвоприношений (Лев. 17:5-7). Согласно классическому иудейскому комментарию Раши, пролитие крови животного без приношения его в жертву Богу приравнивалось к пролитию крови человека ("человеку тому вменена будет кровь")[2]. Это установление, по мнению некоторых комментаторов, также воспитывало уважение к жизни животных[1].

Существует несколько объяснений, отвечающих на вопрос, зачем в Законе Моисея предписывались жертвоприношения животных. Согласно некоторым иудейским комментаторам, таким как Авраам ибн Эзра и Рамбан, жертвоприношения представляли собой компенсацию за грехи ради восстановления утраченной гармонии мироздания. Согласно другим комментаторам, таким как эллинист Филон Александрийский, философ Иехуда ха-Леви и более современные раввины Шимшон бен Рефаэль Гирш и Давид Цви Хоффман, описания жертвоприношений в Торе являются аллегориями или символами, имеющими духовный смысл[2].

Согласно третьей, наиболее рационалистичной трактовке, которую утверждали такие авторитетные комментаторы иудаизма как Рамбам[36] и Абраванель Ицхак бен-Иегуда, жертвоприношения были необходимы только потому, что практиковались у язычников: если бы еврейский монотеистический культ не содержал жертв, посвященных Богу, то евреи неизбежно бы стали приобщаться к язычеству для совершения общепринятых тогда ритуалов. По мнению Рамбама, Тора должна постепенно удалить людей от примитивных форм поклонения и привести к чисто духовному служению Богу[2]. Также, по его мнению, жертвоприношения животных помогали отказу от человеческих жертвоприношений, распространенных в языческих культах[37]. Все три перечисленные способы толкования жертвоприношений известны также в христианстве (разница в том, что, когда речь идет о жертвах за грех, христианские комментаторы понимают жертвенные животные как прообразы Иисуса Христа, но следует иметь ввиду, что не все ветхозаветние жертвы были жертвами за грех).

Мясоедение без жертвоприношения

Согласно библейскому тексту, закалать животных для еды без жертвенного ритуала евреям было разрешено только после расселения народа в земле Израиля. Люди в то время привыкли употреблять мясо животных в пищу, хотя не делали это часто. Популярный комментарий Сончино (написанный главным раввином Британской империи Йосефом Цви Герцем в середине XX века) отмечает, что мясо животных редко употреблялось в пищу: его готовили только в честь праздников или в честь собрания знатных людей[2]. Однако, в Торе приносить жертвы было предписано только в определенном месте (Втор. 12:5-14), в то время как евреи расселялись по всей территории обетованной земли и могли находиться на больших расстояниях от места жертвоприношений. Библейский текст не называет этого места. По сложившейся традиции считается, что таким местом является иерусалимский храм. Однако, изначально евреи совершали поклонение в других местах. Раши в комментарии называет таким местом Силом[2]. Согласно Евангелию, во дни Иисуса Христа иудеи и самаряне спорили о том, чей центр поклонения подразумевается в Торе (Ин. 7:20). Существуют разные трактовки текста упомянутой заповеди и истории ее закрепления в традиции, но в нашей теме важно отметить лишь основной прицип, что, согласно Торе, евреи не должны были приносить жертвы в любом месте своего проживания (Втор. 12:13).

Разрешение вкушать мясо без сакрального ритуала описано в библейском тексте таким образом: "Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса, – тогда, по желанию души твоей, ешь мясо. Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывать имени Его там, то заколай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Господь [Бог твой], как я повелел тебе, и ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей" (Втор. 12:20-21).

Согласно комментарию Раши, Тора учит поедать мясо только тогда, когда человек может себе это позволить, используя свой мелкий и крупный скот[2]. Охота как способ добычи мяса не была предусмотрена, а домашний скот был слишком ценен, чтоб закалать его без серьезного повода. По мнению некоторых комментаторов, выражение, описывающее поедание мяса "по желанию души", является одним из способов описания изобилия и плодородия земли обетованной[25] (приведем для сравнения известное образное библейское выражение: "земля, где текут молоко и мед").

Слова "заколай... как я повелел тебе" трактуется в ортодоксальной иудейской традиции как указание на шхиту, данную в Устной Торе[2][38]. Хотя запрет на охоту библейский текст не содержит, а к числу чистых животных отнесены не только домашние животные, требования штихи в иудаизме делают охоту невозможной, за исключением отлова животных. Однако, библейские тексты упоминают лишь двух охотников, и оба традиционно трактуются как неправедные: Нимрод и Исав. Охота в иудейской традиции связывается с развитием недобрых качеств человека. К примеру, комментарий Сончино к тексту о том, что Исав был охотником (Быт. 25:27-28), утверждает: "Эйсав представляется хитрым охотником, похожим на Нимрода. Убивая животных, он постоянно проявляет жестокость"[2].

Ропот в пустыне

Существует еще один библейский текст, косвенно имеющий отношение к теме вегетарианства, где повествуется о ропоте народа, вышедшего из Египта, из-за отсутствия привычной пищи, в числе которой особенно выделяется мясо: "Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших. (...) И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава ["Гробы прихоти"], ибо там похоронили прихотливый народ" (Числ. 11:4-6, 31-34).

По мнению некоторых современных исследователей, слова о желании насытиться мясом, как это было в Египте, подразумевают не мясо скота, а рыбу, к которой евреи привыкли, живя на берегу Нила (рыба же упоминается далее в этом тексте)[25]. Еврейский народ в Египте находился на положении рабов, а скот же был ценным и его мясо редко использовалось для еды. Из текста следует, что после выхода из Египта народ вынужден был питаться достаточно скудной, в основном вегетарианской пищей, но в большом количестве им встречалась манна. Согласно распространенной современной трактовке, манна представляла собой затвердевшую в форме мелких, подобных семени кориандра, шариков секрецию тлей, которые питаются соком тамариска, перерабатывая его[25]. (Некоторые авторы видят в манне сладкий сок колючего пустынного растения Hammada salicornica[25], а некоторые -- лишайник рода аспицилия, однако, это мнение оспаривается из-за неполного соответствия библейскому описанию[39]). Когда народу надоела однообразная пища, он возроптал, и сильный ветер прибил множество перепелов, но после того, как люди набросились на еду, многие заболели и начали умирать. По мнению некоторых авторов, мясо испортилось и от его неумеренного употребления у поедавших его возникало выраженное желудочное заболевание[1]. С современной точки зрения можно допустить, что из-за употребления мяса перелетных птиц могла произойти эпидемия какого-то заболевания[40].

Сторонники вегетарианства, среди которых есть некоторые современные раввины, видят в этом библейском отрывке назидательный пример в пользу вегетарианского образа жизни[5]. Ортодоксальная христианская традиция рассматривает описанный в этом тексте ропот народа как проявление плотских похотей и греха чревоугодия. К примеру, святой Григорий Нисский в толковании этого текста утверждает: "И народ предался опять бесчинию, к преступлению же привела неумеренность в наслаждениях чрева ... пожелание плоти, приверженность к мясоедению делали, что египетское рабство казалось для них предпочтительнейшим..."[41]. Еврейский комментарий Сончино утверждает, что "причиной их гибели стала страсть, не сдерживаемая разумом"[2].

Книга пророка Даниила

Книга пророка Даниила также содержит повествование, имеющее отношение к теме вегетарианства. В ней говорится о времени, когда евреи оказались в вавилонском плении, и царь Вавилона прожелал отобрать для обучения молодых людей, которые могли бы в дальнейшем служить при его дворе. Среди избранных юношей, согласно библейскому повествованию, оказались Даниил и трое его единоплеменников: Анания, Мисаил и Азария. Когда царь велел, чтобы молодые люди питались от его стола, Даниил и его товарищи отказались вкушать языческую пищу и попросили давать им вместо нее овощи, а вместо вина - воду. После десятидневного испытания оказалось, что они не только не исхудали, но выглядели красивее и были крепче, чем молодые люди, питавшиеся царской пищей. В дальнейшем, как сказано в библейском повествовании, "даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны..." (Дан. 1:1-17).

По мнению комментаторов, Даниил и трое еврейских юношей отказались от царской еды потому, что часть пищи к царскому столу поступала из храмов, где была посвящена языческим богам, а также среди царской еды могло находиться мясо нечистых животных. Языческим ритуалом возлияния вина в честь богов комментаторы объяснили также и отказ молодых людей от вина[6][25]. Некоторые комментаторы в толкованиях на первое место ставят нежелание еврейских юношей нарушить законы кашрута, хотя и возможное осквернение пищи языческим ритуалом не отвергается[1]. Библейские писания не запрещают употреблять вино, но осуждают злоупотребление крепкими напитками. Евреи же обычно разбавляли вино водой, чего не делали вавилоняне. По мнению некоторых комментаторов, в этом состояла причина отказа юношей от вина[42].

В любом случае ясно, что главным мотивом молодых людей была верность Богу, ради которого они предпочли существенно ограничить себя в пище и питье. Христианские толкователи иногда усматривает в этом образ поста, результатом которого может стать, как в этой истории, физическое здоровье и духовные дарования. Некоторые отцы церкви, например, Ефрем Сирин, вовсе отрицали, что описанное воздержание от царский еды было продиктовано стремлением избежать ритуального осквернения, и видели в этом пост, подобный церковному[43]. Некоторые современные протестанты рассматривают питание Даниила как пример здорового образа жизни (не только вегетарианского, но даже веганского), придерживаясь аналогичной диеты периодически или постоянно. Наименование "Daniel fast" ("пост Даниила") стало использоваться для обозначения периодического веганского питания некоторых евангельских протестантов (в Северной Америке возникает традиция практиковать такой пост в течение 21 дня)[44][45]. Современный "пост Даниила" отличается тем, что в его объяснении превалирует утверждение пользы вегетарианский или веганской диеты для оздоровления тела[46][47].


Пища в Новом Завете
Понятие нечистоты

Новозаветние тексты не содержат никаких новых установлений по поводу пищи. Напротив, некоторые из них традиционно толкуются как отмена Закона Моисея, в том числе постановлений о чистой и нечистой пище[6]. Однако, более серьезное изучение контекста таких текстов привело ряд исследователей к пониманию того, что в действительности Новый Завет не утверждает отмену Торы и кашрута. Например, когда Иисус говорил: "Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его" (Мф. 15:11, Мк. 7:15), в контексте обсуждается вопрос, следует ли соблюдать "предания старцев", в некоторых из которых Иисус видел противоречие заповедям Торы (Мф. 15:3-6, Мк. 7:8-13). Установления, не зафиксированные в писанной Торе, требовали, в частности, ритуального омытия рук перед едой, ритуального омытия посуды и скамей (Мф. 15:18-20, Мк. 7:18-19)[48]. Авторы комментариев Толковой Библии Лопухина сделали по этому поводу противоречивый вывод: "Судя по контексту, против Моисеевых установлений Иисус не говорит, но применение Его речи к ним неизбежно..."[1]. В действительности Иисус находился в еврейской среде и не призывал нарушать Тору (Мф. 5:17), которая содержит запрет вкушать мясо нечистых животных.

Другим спорным текстом по этой теме является рассказ о видении разнообразных животных апостолу Петру в книге Деяний апостолов, когда было сказано: "что Бог очистил, того ты не почитай нечистым" (Деян. 10:15). Хотя многие комментаторы рассматривали буквальный смысл этих слов, в христианском богословии широко признается, что контекст описанной в данном тексте истории сосредоточен на очищении людей, а не пищи[25]. Смысл видения там же объясняет сам Петр: "Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым" (Деян. 10:28)[48]. В трактовках многих отцов церкви[49] и ряда более поздних комментаторов животные символизируют разные народы и разные состояния людей, а слова "заколи и ешь" содержат смысл, подразумевающий включение язычников в церковь вместе с уверовавшими иудеями[1].

В настоящее время среди исследователей существуют разные точки зрения о запрете вкушать нечистую пищу. По мнению некоторых богословов, таких как адвентисты седьмого дня, христиане должны воздерживаться от нечистой пищи[50], поскольку заповеди об этом, по их мнению, не относятся к ритуальным предписаниям, а нечистая пища вредна для здоровья. Однако, такую точку зрения в целом разделяют немногие христиане, поскольку это противоречит традиционной трактовке. Другая точка зрения состоит в том, что заповеди кашрута были даны еврейскому народу, а христиане из числа других народов, составляющие подавляющее большинство церкви, не связаны Моисеевым заветом. По мнению некоторых богословов, евреи могут соблюдать и могут не соблюдать кашрут в соответствии с иудейской традицией, это не является принципиальным вопросом, так как спасение не зависит от этого. В соответствии с таким мнением, соблюдение кашрута не возбраняется христианам из числа евреев. В раннехристианской церкви евреи продолжали соблюдать Закон Моисея, хотя неевреи были свободны от этого (Деян. 21:20-25)[1]. Существуют различные точки зрения среди современных евреев, ставших христианами. В частности, мессианские иудеи (евреи, принявшие Иисуса как Мессию) считают соблюдение кашрута по-прежнему важным для христиан еврейской нации[48].

Тема вегетарианства не затрагивается в указанных новозаветних текстах. Церковь адвентистов седьмого дня рекомендует переходить на вегетарианский или даже веганский образ жизни[50], поскольку изучение влияния нечистой пищи на организм человека привело пастырей этой церкви к заключению о преимуществе отказа от мясной пищи как таковой, и к этому же подводит библейское повествование о первоначальном сотворении человека. Однако, в целом традиция вегетарианства не опирается на Закон Моисея, хотя Тора, как было показано выше, способствует ограничению употребления мяса. Но даже из традиционной христианской трактовки об отмене запрета нечистой пищи не вытекает ненужность отказа от мяса. Известно, что в христианской традиции было немало монашествующих, которые подолгу воздерживались от мяса, а в церкви сложились практики регулярных периодов постов. Хотя некоторые протестанты выводили осуждение церковных постов из традиционной трактовки об отмене запрета нечистой пищи[51], подобное толкование не имеет ничего общего с контекстом новозаветних текстов[52].

Тексты апостола Павла

Тема вкушения мясной пищи немного затронута в Посланиях апостола Павла. Согласно тексту Послания Коринфянам (1 Кор. 8:1-13), христианин может съесть идоложертвенное мясо, если он поклоняется единому Богу и убежден, что идол -- ничто. Однако, лучше вообще не есть мяса, чем соблазнить брата, который может поколебаться в вере[53] или мучаться укорами совести, если, подражая тому, кто ест идоложертвенное, он поступит против своей совести[1][6]. Хотя Павел не был последовательным вегетарианцем, данный текст утверждает вегетарианство из любви к ближнему: "если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего".

Второй текст на эту же тему находится в Послании Римлянам (Рим. 14:1-23). Этот текст не упоминает о том, что подразумевается мясо животных, принесенных в жертвы языческим идолам. По мнению ряда комментаторов, данный текст, так же как обращенный коринфянам, говорит о воздержании от мяса из опасения вкусить идоложертвенное[1]. По мнению других комментаторов, апостол Павел мог подразумевать воздержание от мясной пищи по философским мотивам[1], то есть собственно вегетарианство по убеждению (даже несмотря на то, что подобные философии развивались в языческий культуре и могли быть связаны с языческим аскетизмом[6][53]).

Хотя Павел назвал тех, кто по неуказанным в тексте причинам ели только овощи, "немощными в вере" (вероятно, ассоциируя их с иудеями, которые боялись оскверниться прикосновением к нечистому, либо подразумевая именно христиан из числа иудеев[6]), он призвал христиан не унижать и не осуждать друг друга за образ питания. Тем самым Павел утвердил возможность разнообразия взглядов, свободу понимать допустимость или недопустимость мясной пищи в соответствии со своей совестью: "Кто ест [мясо], не уничижай того, кто не ест [мяса, питаясь лишь овощами]; и кто не ест [мясо], не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. ... Всякий поступай по удостоверению своего ума. ... Кто ест [мясо], для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест [мясо, питаясь лишь овощами], для Господа не ест, и благодарит Бога". Приоритетом для христианина, согласно апостолу Павлу, является не спор о мнениях, а самоограничение: "Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает". Таким образом, тексты апостола Павла допускают вегетарианский образ жизни для христиан.

Вкушение рыбы в евангельских текстах

Возможным аргументом против вегетарианства могли бы рассматриваться евангельские тексты, повествующие о том, что Иисус насытил народ хлебами с рыбой ("насыщение пяти тысяч": Мф. 14:13-21, Мк. 6:31-44, Лк. 9:10-17, Ин. 6:5-15; "насыщение четырех тысяч": Мф. 15:32-39, Мк. 8:1-9), а также о том, что Иисус предложил ученикам вкушать рыбу после воскресения (Ин. 21:5-13), и даже сам ел с ними рыбу (Лк. 24:41-43). Такие тексты, как минимум, свидетельствуют о том, что Иисус не проповедовал вегетарианство, и этот факт логично понять в контексте культуры, в которой он находился. Однако, существуют возражения на точку зрения о том, что такие тексты опровергают возможность вегетарианства для христиан.

Во-первых, данные повествования касаются сверхъестественных, а не обыденных событий. Согласно многим традиционным трактовкам, эти тексты содержат множество аллегорических образов[54]. В частности, использованная в них фраза "благословил и преломив...", по мнению многих христианских комментаторов, связывает сюжет с евхаристией, и вкушение рыб (вместе с хлебом) трактуется как ее прообраз[6]. Сама по себе рыба, по мнению ряда комментаторов, символизирует Иисуса Христа, поскольку ее символика (часто в виде графического изображения) использовалась христианами ранней церкви для идентификации христианского вероисповедания[55]. Это объясняется тем, что слово "рыба" на греческом языке (Ίχθύς) является акронимом, состоящим из начальных букв слов "Иисус Христос Божий Сын Спаситель".

Подобный аллегоризм образа рыбы, по мнению некоторых современных авторов, является аргументом в пользу того, что данные тексты не следует понимать буквально как утверждение нормативности питания рыбой[56]. В христианском богословии они символизируют либо приобщение ко Христу посредством евхаристической трапезы, либо в широком смысле (особенно в протестантизме) -- духовное приобщение ко Христу, а не просто описывают удовлетворение голода. Например, святой Августин, комментируя эпизод о том, как Иисус после воскресенья предложил ученикам печеную рыбу, писал, что: "[В мистическом значении] жареная на огне рыба -- это принявший страдания Христос. Он есть хлеб, сшедший с небес..."[57]. Сам Иисус ел рыбу после воскресения, по мнению комментаторов, не с целью питания (поскольку воскресшее тело не нуждалось в пище), а для того, чтоб показать ученикам, что не является духом как ангел[25] или призрак[42][53].

Можно добавить, если обсуждать буквальный смысл текста, что рыба является промежуточным продуктом питания между мясом и вегетарианской пищей. Употребление в пищу рыбы с современной точки зрения может рассматриваться как более близкий к вегетарианству (переходный) образ питания, чем мясоедение. В евангельских текстах важной составляющей событий является мотивация сострадания Иисуса[42]: "жаль мне народа..." (Мф. 15:32, Мк. 8:2, а также см.: Мф. 9:36, 14:14, Мк. 6:34). Согласно Евангелию, Иисус хотел накормить голодных и уставших людей, потому что испытывал к ним сострадание. Быть может, целью христианства было вначале обучить людей состраданию друг ко другу, чтобы после того человечество постепенно могло обратиться к состраданию всему живому.


Приведенные иллюстрации:
1) Лукас Кранах Старший, Райский сад (1530)
2) Уильям Струтт, "Малое дитя будет водить их" (1896)
3) Йозеф Антон Кох, Пейзаж с Ноем (жертва благодарения) (ок. 1803)
4) Свиток Торы и яд (указка для чтения Торы)
5) Сильный ветер принес множество перепелов (иллюстрация библейского сюжета)
6) Отто Адольф Стемлер, Диниил отказывается от царской пищи (нач. 1900-х)

Использованная литература и примечания:
[1] Толковая Библия Лопухина — дореволюционные комментарии Библии (изд. 1904-1913), начатые под редакцией А. П. Лопухина, а после его смерти (1907) продолженные преемниками
[2] Классические комментарии Торы «Сончино», составленные главным раввином Британской империи Й. Герцем (1913-1946) в I пол. XX в.
[3] Святитель Василий Великий. Беседа на Шестоднев, 10
[4] Рамбан -- сокращение имени рабби Моше Бен-Нахман, также его акроним Нахманид (1194-1270), известный талмудист, галахист, экзегет, каббались, философ и врач
[5] Richard Schwartz, Ph.D. A Vegetarian View of the Torah (web-site Jewish Vegetarians of North America)
[6] Комментарии Брюссельского издания Библии («Жизнь с Богом», 1989)
[7] Известное повествование о кормлении медведя из рук преподобным Серафимом, возможно, несколько приукрашено его учеником схиигуменом Серафимом (Толстошеевым) (см.: Жизнь и чудеса Серафима Саровского: что здесь правда, а в чем есть сомнения. Журнал Фома, 1 августа 2019). Для нашей статьи, однако, это не играет важной роли, поскольку подобных жизнеописаний в христианской агиографии немало, а нас интересует не столько историческая доказанность всех подобных событий, сколько значение таких преданий для христианского миросозерцания в целом.
[8] Laudes Creaturarum ("Восхваление творения") - стихотворное произведение святого Франциска, известное как "Гимн брату Солнцу" (на латинском языке, хотя авторский оригинал написан на умбрийском диалекте староитальянского языка). Папа Иоанн Павел II объявил святого Франциска покровителем экологии.
[9] Цветочки Святого Франциска. Глава XXI О благочестивом чуде Святого Франциска, укротившего лютого волка в Агуббио // Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев. Пер. А.А.Клестова. СПб., 2000
[10] Например: Withrow-King, Sarah (2016). Animals Are Not Ours: An Evangelical Animal Liberation Theology. Wipf and Stock
[11] Jewish Dietary Laws (Kashrut): Rabbinic Teachings on Vegetarianism Edited by Richard Schwartz, Ph.D. (Jewish Virtual Library)
[12] Иустин Философ. Беседа с Трифоном иудеем 20
[13] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы (гомилии) на Бытие, 27
[14] Блаженный Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия. Вопрос 56. Почему узаконил Бог вообще ядение мяса?
[15] Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Бытия. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21-22, 9:1-7)
[16] Митрополит Московский Филарет (Дроздов). Толкования на Книгу Бытия (Быт. 9:3)
[17] Митрополит Антоний Сурожский. Человек перед Богом. - М.: Паломник, 2000, с. 383
[18] Schwartz, Richard H. Judaism and Vegetarianism. Lantern Books. New York, 2001. pp. 1, 12, 16, 19, 188 
[19] Joseph Albo, Sefer ha-Ikkarim, Vol. III., Chapter 15
[20] Малбим -- акроним имени раби Меир Лейб бен Иехиэль Михаэль (1809-1879), известный комментатор Библии и проповедник
[21] Как иудаизм и Тора относятся к вегетарианству? (Статья веб-сайта "Иудаизм и евреи" организации Толдот Йешурун)
[22] Rabbi Isaak Hebenstreit, Graves of Lust (Hebrew), (Rzeszow, Poland, 1929), p. 6
[23] Рав Кук основательно поддержал вегетарианство с точки зрения иудаизма в статье "Видение вегетарианства и мира" (A Vision of Vegetarianism and Peace).
[24] Nehama Leibowitz. Studies in Bereshit (Genesis : in the Context of Ancient and Modern Jewish Bible Commentary). - World Zionist Organization, 2010). P. 77
[25] Дж. Х. Уолтон, В. Х. Мэтьюз, М. У. Чавалес. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет. (англ. The Ivp Bible Background Commentary: Old Testament). Пер. Батухтина Т. Г., Платунова А. П. - СПб.: Мирт, 2003
[26] Раши -- акроним имени рабби Шломо Ицхаки или Шломо бен Ицхак (1040-1105), крупнейший комментатор Талмуда и Библии
[27] Samuel H. Dresner. The Jewish Dietary Laws. - Burning Bush Pres, 1959. P. 29
[28] Кашрут в Электронной еврейской энциклопедии
[29] Раввин Ашер Альтшул. Кашрут для чайников. Шхита - кошерный убой (веб-сайт Habad.ru)
[30] Юрий Голдес. Шхита и запрет причинять страдания животным (журнал Лехаим, апрель 2007)
[31] Убой ритуальный в Электронной еврейской энциклопедии
[32] Abraham Chill, The Commandments and Their Rationale, (New York, 1974), p. 400
[33] Rabbi Abraham Isaac Kook, "Fragments of Light," in Abraham Isaac Kook, ed. and trans. Ben Zion Bokser (New York: Paulist Press,1978), pp. 316-21
[34] David Sears. The Vision of Eden: Animal Welfare and Vegetarianism in Jewish Law and Mysticism. - Orot 2003
[35] Rabbi Pinchas Peli, Torah Today (Washington,D.C.: B'nai B'rith Books, 1987), p. 118
[36] Рамбам -- акроним от словосочетания раббену Моше бен Маймони или Маймонид (1135 или 1138 - 1204), крупнейший раввинистический авторитет и кодификатор Галахи, философ, ученый и врач; самый прославленный ученый послеталмудической эпохи
[37] Раввин Иосиф Телушкин. Энциклопедия еврейской культуры. Книга первая. От Библии до Холокоста; Пер. С. Демина. - Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2009. С. 109
[38] Комментарий раби Шимшона-Рефаэля Гирша на Тору
[39] Смирнов И.А., Смирнова Н. Ю. Манна лишайникова и манна небесная. / Виноград, № 2 (34) - 2010. С. 81 (версия в интернете: Лишайниковая манна, образовательный портал "Слово")
[40] Для общего познания можно посмотреть научно-популярное видео (не имеющее отношения к библейской тематике): "Коронавирус и его друзья: откуда приходят эпидемии" на сайте или ютуб-канале "Все как у зверей"
[41] Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. Часть 1-ая (изложение жизни Моисея)
[42] Комментарии Даласской богословской семинарии (Roy B. Zuck and John F.Walvoord. The Bible Knowledge Commentary: An Exposition of the Scriptures by Dallas Seminary Faculty, изд. 1980; русс. изд. 1989-1996)
[43] Преподобный Ефрем Сирин. Собрание творений. Толкования на пророческие книги Ветхого Завета. Толкование на Книгу Даниила. - Сибирская Благозвонница, 2017
[44] Lauren Wicks. What is The Daniel Fast? Here’s everything you need to know about this short-term, Biblical diet plan. (Cooking Light, January 14, 2019)
[45] The Daniel Fast -- web-site daniel-fast.com
[46] White, Ellen G (1938). Counsels on Diet and Foods. Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Association, 1976
[47] Bloomer, Richard J; Mohammad M Kabir; Robert E Canale; John F Trepanowski; Kate E Marshall; Tyler M Farney; Kelley G Hammond (2010). "Effect of a 21 day Daniel Fast on metabolic and cardiovascular disease risk factors in men and women". Lipids in Health and Disease. 9: 94.
[48] Давид Стерн. Комментарии к Еврейскому Новому Завету (Jewish New Testament Commentary, изд. 1992).
[49] Такие толкования дают, например: Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Беда Достопочтенный, Максим Исповедник и другие
[50] Shurtleff, W.; Aoyagi, A. (2014). History of Seventh-day Adventist Work with Soyfoods, Vegetarianism, Meat Alternatives, Wheat Gluten, Dietary Fiber and Peanut Butter (1863-2013): Extensively Annotated Bibliography and Sourcebook. Soyinfo Center. p. 1081
[51] Например, Жан Кальвин. Толкование на Деяния святых апостолов. - Евангелие и Реформация, 2009
[52] Например, контраргументы: Архиеп. Аверкий (Таушев) в толковании Евангелия от Матфея, на стих Матф. 15:11
[53] Новый библейский комментарий (Gordon J., Wenham, J. Alec Motyer, D.A. Carson, R. T. France. New Bible Commentary. — IVP Academic, 1994)
[54] Например, пять хлебов в первом чуде трактуется как образ Пятикнижия Моисея (Иероним Стридонский, Феофилакт Болгарский, Августин), две рыбки - как два завета или как закон и пророки (Иероним Стридонский) или как евангелие и послания апостолов (Феофилакт Болгарский) или же как священник и царь в Ветхом Завете (Августин), а семь хлебов во втором чуде - как число полноты, указывающее на то, что к евреям в церкви присоединятся язычники (Иероним Стридонский), или как образ Святого Духа (Феофилакти Болгарский). Ловля сетями рыб в тексте, повествующем о воскресении Иисуса, часто трактуется как предсказание будущей проповеди апостолов, а пойманное множество рыбы числом 153 трактовалось некоторыми отцами церкви как обращение полноты язычников (100), остатка иудеев (50) к вере в Троицу (3 божественнные ипостаси) (Кирилл Александрийский, Феофилакт Болгарский).
[55] Комментарии Новой Женевской учебной Библии (New Geneva Study Bible, изд. 1995; Reformation Study Bible, изд. 1998)
[56] Стивен Розен. Вегетарианство в мировых религиях. - Философская книга, 2008 // Rosen, Steven J. Food for the Spirit: Vegetarianism and the World Religions, Preface by Isaac Bashevis Singer, - Bala Books, 1987
[57] Августин Иппонский. Трактат на Евангелие от Иоанна 123.2 Cl. 0278, 123.2.20

Елена Преображенская (с)
Оригинал на сайте Независимый исследователь

Категория: Библейские комментарии | Добавил: Klara (23.06.2020)
Просмотров: 35