Четверг
23.11.2017
03:02
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Материалы о религии (статьи и видео) »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Раздел об эволюции [17]
Статьи о теории эволюции и связанным темам
Теистический эволюционизм [20]
Статьи о возможности совмещения эволюционизма с религией
Критика фундаментализма [24]
Критика "научного креационизма" и фундаменталистских взглядов

Другие разделы

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Klara

Время жизни сайта

Главная » Статьи » Эволюционизм и религия

В разделе материалов: 52
Показано материалов: 1-50
Страницы: 1 2 »

Великая пря науки и христианства длилась много веков, озаренных кострами. Жгли ученых, жгли книги. Жгли иноверцев, несших христианам знания античных, иудейских и мусульманских ученых. Жгли бесценные античные рукописи. Жгли "ведьм", с их опытом врачевания, уходившим корнями в язычество. Еще чаще не жгли, а "только" изгоняли, заточали в монастыри, вынуждали отречься от "богопротивных" занятий... И на каждого физически пострадавшего приходились сотни запуганных, ибо ум и талант не всегда сочетаются с храбростью. Игра шла преимущественно в одни ворота. Ученые, "ведьмы", осевшие в христианских странах иноверцы никого, в общем, не убивали. Им оставалось только выживать и работать.

Результат известен. Современная цивилизация в материальной своей части создана выжившей европейской наукой. Миллионы людей пользуются опытом народного целительства, вошедшим в современную медицину. Еще сотни тысяч интересуются языческими духовными практиками, безоговорочно отрицавшимися средневековым христианством. Священные предания нехристианских религий стали, как и Библия, культурным достоянием всего человечества. Папа Римский признал, что Земля - шар. Еще один Папа Римский извинился за методы, которыми его предшественники вели войну за духовную гегемонию.

Но религиозные фундаменталисты "застряли" в других временах, по прежнему считая Библию истиной в последней инстанции для любой науки...

Критика фундаментализма | Просмотров: 555 | Добавил: Klara | Дата: 18.11.2013

...В "научном" креационизме особо активно направление, настаивающее на абсолютной истинности буквального толкования Библии. Его уместно назвать моррисианством, ибо оно детально сформулировано Г. Моррисом (1995), основавшим в 1972 г. центр фундаменталистской пропаганды - Институт креационных исследований в Сан-Диего (США, Калифорния). Моррис и его ближайшие сторонники - протестанты, но весьма сходные взгляды поддержаны некоторыми православными (Роуз, 1997; Алферов, 1998; Шестоднев…, 2000) и мусульманскими (Харун Яхья, 2000) апологетами.

Ключевые пункты фундаменталистского взгляда на мироздание (упомянутые работы; см. также: Головин, 1999а, 1999б; Сарфати, 2001; Тэйлор, 2000; Хэм и др., 2000; и мн. др.) таковы. История сотворения мира, описанная в книге Бытия, полностью соответствует действительности: мир сотворен в идеальном и законченом виде за 6 буквальных дней (т.е. 12 или 24 часа каждый) 6 тыс. или, самое большее, 10 тыс. лет назад; все чудеса Ветхого и Нового Заветов действительно имели место; до грехопадения Адама и Евы люди и все "животные с кровью" не страдали и не умирали; их смерть и страдания начались после этого грехопадения и были им вызваны; Всемирный Потоп состоялся за один год где-то между 8-ю и 4-мя тыс. л. до н. э.

Библия имеет, по мнению моррисиан, приоритет перед результатами научных исследований...

Креационисты утверждают, что эмпирические научные данные полностью подтверждают их учение, а не эволюционизм. Так ли это?

Критика фундаментализма | Просмотров: 574 | Добавил: Klara | Дата: 18.11.2013

Нет нужды доказывать, что Библия - выдающийся памятник культуры, имеющий колоссальное значение для теологов, историков, этнографов, искуcствоведов, наконец, просто для верующих трех великих религий. Но религиозным фундаменталистам этого мало. Они считают, что Библия еще и (и даже прежде всего!) есть истина в последней инстанции для любой науки. В последние годы они особо активизировались на постсоветском пространстве.

Важное их оружие в битве за умы (а значит - и за влияние в будущем обществе) - перевод на русский язык множества книг, брошюр, радиопрограмм и видеофильмов, где "научно" доказывается "буквальная истинность каждого слова Библии" (напр.: Бартц, 2000; Тэйлор, 2000; Хэм и др., 2000). Сетуя на зашоренность светской науки, опирающейся на эволюционную идею, авторы этих книг противопоставляют ей систему взглядов, которую мы называем для краткости моррисианством, ибо она наиболее широко аргументирована Г. Моррисом (1995). Основные положения этой формы креационизма кратко прокомментированы в других статьях настоящего номера. Здесь мы хотели бы рассмотреть "научные" выводы и интерпретации, к которым пришли моррисиане в профессионально близкой нам области: зоологии и наиболее тесно связанных с ней разделах общей биологии.

Критика фундаментализма | Просмотров: 566 | Добавил: Klara | Дата: 18.11.2013

Является ли научным выбор между эволюционизмом и креационизмом?

В последние годы в нашей стране значительно активизировалась критика эволюционного учения. Причины этого различны. Во-первых, современный эволюционизм продолжает развиваться и переживает очередной кризис. Условие «кристаллизации» новых идей — критическое отношение к устоявшимся взглядам. Во-вторых, с распадом Советского Союза ослабела пропаганда «идеологически верных» взглядов (классического дарвинизма и неодарвинизма). В-третьих, с ростом открытости нашего общества усилилась креационистская и оккультная антиэволюционная пропаганда.

С названными причинами связаны сложности в преподавании эволюционного учения в школах. Антиэволюционная пропаганда часто ставит в тупик школьных учителей и далеких от эволюционного учения биологов. В этой связи мы начинаем серию статей, в которой рассмотрим расхожие антиэволюционные аргументы.

Раздел об эволюции | Просмотров: 609 | Добавил: Klara | Дата: 12.11.2013

Изменчивость научного знания — недостаток или достоинство?

Факт эволюции — изменений во времени живых организмов, населяющих Землю — подтвержден таким количеством палеонтологических находок, что, казалось бы, всерьез оспаривать его попросту невозможно. Однако в выступлениях, ориентированных на далеких от палеонтологии людей, приверженцы «научного креационизма» стараются создать иллюзию сомнительности накопленного арсенала доказательств. Для этого используется обсуждение некоторых, специально подобранных случаев. С одной стороны, их рассмотрение не является особенно важным для теории эволюции. Дело в том, что в одном буровой колонке, прошедшей через множество осадочных слоев с характерными наборами руководящих ископаемых, содержится больше информации о ходе эволюции, чем в рассмотренных примерах. Однако естественно, что в центре общественного внимания оказываются именно сенсационные находки, касающиеся происхождения человека или, например, такой заметной группы животных, как птицы.
Замечательным поводом для обвинения эволюционистов в мошенничестве оказалась история с "Пилтдаунским человеком”.

Раздел об эволюции | Просмотров: 646 | Добавил: Klara | Дата: 12.11.2013

Проблема переходных форм Никакие ископаемые остатки не вызывают столько споров, как относимые к «переходным формам»: ихтиостега, археоптерикс, риниофиты и др. Для одних такие находки — наглядное доказательство процесса эволюции, связующие мосты между разными группами. Для других — повод поставить под сомнение возможность переходов между крупными таксонами. Понятие «переходная форма» может иметь две различные трактовки: филогенетическую и сравнительно-анатомическую. С филогенетической точки зрения, переходные формы — потомки одной группы, являющиеся предками другой. Со сравнительно-анатомической точки зрения, переходные формы — это организмы, сочетающие в себе признаки разных групп. Такие организмы могут быть не только вымершими, но и современными.

Раздел об эволюции | Просмотров: 644 | Добавил: Klara | Дата: 12.11.2013

Что есть человек? Возобновляя публикацию серии статей, посвященных аргументам т.н. «научных креационистов», серьезное внимание следует уделить ключевой проблеме: природе человека. Познавая мир, человек в первую очередь познает самого себя, и спор ученых с «научными креационистами» — в большой мере спор о природе человека.

Для человека с естественнонаучным мышлением ясно, что человек — одно из животных, овладевших очень специфичным способом приспособления к среде. Для креационистов человек — внеисторичный объект, свойства которого определяются не историей его становления, а замыслом Бога. С этой проблемой связан ряд аргументов противников эволюции; некоторые из них таковы. Если человек — животное, отсутствуют основания для этики («все позволено»). Признание важной роли естественного отбора для прогрессивной эволюции означает признание правоты фашизма. Человек обладает столь разнообразными способностями, что они не могли иметь приспособительное значение в ходе его эволюционного становления.

Раздел об эволюции | Просмотров: 549 | Добавил: Klara | Дата: 12.11.2013

ДАРВИНИЗМ И МОРРИСИАНСТВО
ОСОБЕННОСТИ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
ВОЗРАСТ ЗЕМЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПАЛЕОНТОЛОГИИ

Откуда взялись миллионы видов существ, населяющих Землю? Почему они хорошо приспособлены к среде обитания, а их органы и структуры - к выполняемым функциям? Ответов два: творение форм жизни в почти или вполне готовом виде (креационизм) и их становление в ходе длительных превращений (эволюционизм). Оба подхода представлены разными школами. В эволюцинизме доминирует дарвинизм - идея естественного отбора, как главного движущего фактора эволюции. В креационизме - вновь обрело силу квазибуквальное толкование Библии, подкрепленное тенденциозно подобранными научными фактами. Наиболее полно этот взгляд аргументирован Г. Моррисом (1995). Поэтому логично называть это учение моррисианством, а его поборников - моррисианами. Суть и аргументация дарвинизма должны быть известны каждому биологу, хотя на практике это не всегда так.

Критика фундаментализма | Просмотров: 532 | Добавил: Klara | Дата: 11.11.2013

БЫЛ ЛИ ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП?
ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ И ПЕРВОПРИЧИНА
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

...Сказанное не означает, что у эволюцизма нет проблем. Это - возникновение жизни, ряд частных вопросов последующей эволюции, неясность механизмов согласованного изменения сложных органов и систем, причины биоценотических кризисов прошлого и многое другое. Если проблемы не удасться решить в рамках дарвинизма, "слухи о смерти" которого "сильно преувеличены", его сменит иная концепция, более соответствующая фактам. Но креационизм таковой не является, по крайней мере в форме моррисианства, сталкивающегося с много большими затруднениями научного плана...

Критика фундаментализма | Просмотров: 559 | Добавил: Klara | Дата: 11.11.2013

Моррисианством мы именуем для краткости форму креационизма (идеи сверхъестественного творения живых существ в почти или вполне готовом виде), обоснованную Г. Моррисом (1995) и его последователями (напр., Хэм и др., 2000; Тэйлор, 2000; Сарфати, 2001; и мн. др.). Похожие взгляды развиваются и другими течениями креационизма (см., напр., Жизнь…, 1992; Харун Яхья, 1999; Шестоднев…, 2000), но все же моррисианство - наиболее разработанная из креационистских концепцией. Суть учения моррисиан, его общемировоззренческие аспекты, примеры недобросовестного обращения с фактами, несостоятельность их гео- и палеонтологической аргументации рассмотрены в других статьях этого выпуска. Здесь анализируется, справедливы ли их утверждения о несостоятельности неонтологических доказательств эволюции.

Критика фундаментализма | Просмотров: 524 | Добавил: Klara | Дата: 11.11.2013

Религиозные апологеты, в особенности радикальные "научные" креационисты Г. Моррис и его соратники (которых мы для простоты называем моррисианами), настаивают, что буквальное толкование Библии, полностью подтверждается данными современной науки (Моррис, 1995; Юнкер, Шерер, 1997; Тэйлор, 2000; Хэм и др., 2000; Сарфати, 2001; и мн. др.). Насколько согласуются с фактами такие их положения, как юный возраст Земли, одновременное возникновение разных форм жизни, отсутствие "переходных звеньев", отрицание дарвиновского понимания неполноты геологической летописи, ее возможностей и ограничений для восстановления истории жизни? 

Критика фундаментализма | Просмотров: 548 | Добавил: Klara | Дата: 10.11.2013

В доктрине современного "научного креационизма” (Моррис, 1995; Юнкер, Шерер, 1997; Тэйлор, 2000; Хэм и др., 1993, 2000; Гипотеза…, 2000) история Всемирного Потопа занимает одно из центральных мест. Утверждается, что Творец ниспослал в наказание за грехи наших предков всемирное наводнение, и библейский рассказ об этом событии полностью соответствует действительности. Радикальные креационисты Г. Моррис и его соратники (которых мы для простоты называем моррисианами) решительно не согласны с учеными, которые "рассматривают Потоп как событие местного масштаба, а то и вообще утверждают, что никакого Потопа не было. Но если бы они рассмотрели факты с библейской точки зрения, им бы открылись многочисленные свидетельства Потопа” (Хэм и др., 2000, с. 149). Потоп объясняет порядок появления высших систематических групп в летописи окаменелостей, редкую встречаемость переходных форм, стабильность высших групп – явления, объяснить которые теория эволюции якобы не может (Гипотеза…, 2000, с. 234).

Следовать библейскому учению о Потопе важно, однако, не только для этой жизни, но и для будущей: "осознание реальности Божьего суда водой должно постоянно напоминать нам о неизбежности грядущего Суда – огнём (2 Пет. 3: 3-13). Готовы ли мы к нему? Ведь тех, кто не во Христе, ожидает гнев Божий (Иоан. 3: 36)” (Хэм и др., 2000, с. 158). Поэтому креационистская концепция Всемирного Потопа заслуживает самого внимательного изучения и обсуждения. Попытку такого обсуждения представляет собой настоящая статья.

Критика фундаментализма | Просмотров: 413 | Добавил: Klara | Дата: 08.11.2013

Годы, которые протекли со дня смерти о. Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955), были наполнены ожесточенными спорами, возникшими вокруг его имени. Книги этого выдающегося ученого, вышедшие посмертно, вызвали реакции, зачастую диаметрально противоположные. Если одни видели в нем нового Фому Аквината, соединившего науку и религию, то другие называли тейярдизм "мифологией", "пантеизмом", "уступкой материализму". Однако, как бы ни оценивать Тейяра и его миросозерцание, никто не может отрицать, что он - явление в высшей степени значительное и симптоматичное для нашего времени. Он отвечает на многие вопросы, которые волнуют сегодня мыслящих людей. Наука и религия, эволюция и грядущее преображение мира сплетаются в его "Феномене человека" в единое живое целое. Естествоиспытатель и священник, мыслитель и мистик, блестящий стилист и обаятельный человек - он как бы создан для того, чтобы стать властителем дум нынешних поколений. Католики гордятся им, коммунисты издают его книги, хотя и те и другие далеки от того, чтобы полностью принять его учение. Такова сила его притягательности.

Теистический эволюционизм | Просмотров: 532 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

... В 1892 году Тейяр поступает в колледж Общества Иисуса, а когда через 7 лет оканчивает его, у него уже созрело решение вступить в Орден иезуитов. В 1900 году (в год смерти Вл. Соловьева) Тейяр уже новоначальный член Общества Иисусова, а через год приносит иноческие обеты. Тейяр продолжает свое образование, получает ученую степень. Наставники благословляют его на занятие естественными науками. Так монах становится ученым. Он принимает участие в экспедиции в Египет, где его окончательно пленяют геология и палеонтология. Этим сферам науки он останется верен до конца своих дней.

В мировоззрении Тейяра можно найти следы влияния разных мыслителей, преимущественно это французские философы. В своих идеях о единстве человечества он чем-то связан с Огюстом Контом ("Grand Etre"); на формирование идеи о "точке Омега" несомненно оказало воздействие "Будущее науки" Ренана; особенно ощутимо влияние Бергсона с его учением о "творческой эволюции". ...

Теистический эволюционизм | Просмотров: 612 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

Умалчивая о начале мира (а что можно сказать об этом с точки зрения "феноменальной"?), Тейяр все же склонен к принятию теории "взрыва" и "расширяющейся Вселенной". В момент "взрыва" из вещества путем внезапной трансформации образуются устойчивые единицы элементарной материи. "Преджизнь", скрытая "радиальная" энергия, ведет материальный мир по пути усложнения. Эволюция начинается еще задолго до появления живых организмов. Ткань универсума несет в себе координацию внутреннего ("психического") и внешнего, структурного ("тангенциального"). Она является одновременно живой системой взаимосвязей, органическим (а не механическим) взаимопроникновением элементов.

Говоря об эволюции, Тейяр справедливо настаивает на том, что в настоящее время она перестала быть спорной гипотезой.

Теистический эволюционизм | Просмотров: 426 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

Роль дарвинизма в умственной борьбе истекших ста лет весьма существенна. Мы уже говорили о том, как соотносятся между собой учения о творении и эволюции. Ниже будет рассмотрен вопрос о миросозерцании самого Дарвина. Одни считают его верующим, другие - атеистом. Кто же прав?

Материалы, которыми мы располагаем, мало удовлетворяют в качестве "психологического документа". Английская сдержанность и особенности личного свойства помешали Дарвину оставить после себя свидетельства о своей внутренней сокровенной жизни. Однако в "Автобиографии", сочинениях, письмах и записных книжках есть достаточный материал, чтобы составить представление о некоторых факторах, которые определили мировоззрение Дарвина.

Раздел об эволюции | Просмотров: 514 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

Кaковы движущие силы биологической эволюции?

Существуют двa принципиaльно рaзных подходa к ответу нa этот кaрдинaльный вопрос.

В соответствии с первым, феномен изменения форм живого есть случaйный процесс, определяемый двумя хотя и рaзными по сути, но при всем том — случaйными фaкторaми. Это хaотические мутaции и естественный отбор. Нa подобных предстaвлениях и основaны все версии дaрвинизмa, в том числе и сaмые cовременные. Жизнь есть лишь некий эфемерный ( нa фоне подaвляющих космологических мaсштaбов ) феномен, a вместе с тем и рaзум кaк космический фaктор есть тaкже нечто случaйное и преходящее.

Соглaсно второму подходу, процесс эволюции в своей основе зaкономерен, что проявляется дaже нa фоне множествa случaйных фaкторов. Эта концепция известна под названием номогенеза.

Раздел об эволюции | Просмотров: 433 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

В биологии долго господствовaло мнение, что системaтикa вторичнa по отношении к филогении. Если верить Дaрвину, генеaлогичесое дерево и есть единственнaя системa оргaнизмов. Но все больше и больше твердо устaновленных фaктов говорит о том, что тaкaя позиция не только не является единственно рaзумной, но и попросту невернa. Обосновaнию и подробному рaзвитию тезисa, что естественнaя системa форм живого имеет свои внутренние, вневременные, иммaнентные сaмой природе живого основaния, нaукa обязaнa клaссическим рaботaм Александра Александровича Любищевa ...

... Идеи Любищевa роли системaтики в прaвильном выборе между конкурирующими концепциями эволюции окaзaлись пророческими. Это стaло ясно именно сейчaс, когдa сообщество биологов нaчинaет постепенно осознaвaть фундaментaльное знaчение клaссических рaбот Сергея Викторовича Мейенa. ...

Раздел об эволюции | Просмотров: 457 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

Цель статьи – прокомментировать возражения против теории эволюции, наиболее часто высказываемые религиозными фундаменталистами, приверженцами так называемого "научного креациоизма”. Анализ религиозной критики эволюционизма с научных позиций показывает, что в своей совокупности возражения, высказываемые креационистами против признания реальности макроэволюции в природе, не представляют затруднения для теории эволюции. Все они носят совершенно дилетантский характер и демонстрируют незнание и непонимание креационистами современной биологии. Креационизм как доктрина, отрицающая макроэволюцию, не находит поддержки в эмпирическом материале, обнаруженном биологами...

-Почему мы иногда наблюдаем микроэволюционные события, но не видим макроэволюционных?
-Известны ли эволюционистам реально существовавшие переходные формы между несходными группами живых организмов?
-Как согласовать прогрессивную эволюцию со вторым началом термодинамики?
-Как "принципиально новая информация” может возникать в эволюции без участия высшего разума?
-Почему некоторые группы достаточно быстро изменяются в ходе эволюции, а некоторые остаются практически неизменными?
-Как в ходе эволюции могли возникнуть высшие организмы, менее жизнеспособные и менее приспособленные, чем их примитивные предки?

Критика фундаментализма | Просмотров: 396 | Добавил: Klara | Дата: 06.11.2013

-Как в эволюции возникали сложные, принципиально новые структуры?
-Почему эволюционисты упорно не желают признавать эволюционизм и креационизм методологически равноценными?
-Некоторые заключительные замечания

Критика фундаментализма | Просмотров: 468 | Добавил: Klara | Дата: 06.11.2013

Идея направленной эволюции воплотилась во множестве концепций. Их авторы часто высказывали свои идеи в полном отрыве от предшественников и коллег из других стран, и поэтому к настоящему времени накопилось множество отдельных концепций, в которых идея направленной эволюции является основной. Анализ этих теорий крайне осложняет то обстоятельство, что их авторы часто изобретали собственную терминологию. Чаще всего идею направленности обозначают термином "ортогенез", но есть ещё около десятка наименований, а также иные мнения о том, что обозначать термином "ортогенез"...

Раздел об эволюции | Просмотров: 584 | Добавил: Klara | Дата: 05.11.2013

... Читатель спросит с удивлением: разве наука не одинакова для всех стран? Отвечу: нет, одинакова только ее аппаратная часть, а идейная может различаться радикально. Примеров не счесть. Так, американцы не различают эволюцию и дарвинизм. Казалось бы, это невозможно: все знают хотя бы про ламаркизм (он основан на двух главных утверждениях: 1) вид приспосабливается к условиям жизни благодаря активности каждой особи; 2) организмам свойственно стремление к усложнению). Даже если ламаркизм неверен, он существует и уже одним этим показывает, что дарвинизм - лишь одно из объяснений эволюции, а не она сама. Российский дарвинист, даже заядлый, легко это понимает, а многие-многие американцы - нет. Поэтому всякое указание на какой-либо изъян дарвинизма они воспринимают как признание "шести дней Творения" (креационизма). Неправдоподобно? Да, но примеров этого премного...

Раздел об эволюции | Просмотров: 340 | Добавил: Klara | Дата: 04.11.2013

Номогенез - это эволюция на основе закономерностей. Если дарвинизм и ламаркизм полагают всякое сходство либо свидетельством общего происхождения, либо итогом независимого приспособления, то номогенез утверждает другое: всякое сходство - результат общности законов формообразования, если не доказано иное. Предложил термин и выпустил первую книгу "Номогенез" петроградский зоолог и географ Лев Семенович Берг (1922), но основу номогенеза заложил американский палеонтолог Эдвард Коп (E.D. Cope, 1840-1897) теорией гомологических рядов...

Раздел об эволюции | Просмотров: 476 | Добавил: Klara | Дата: 04.11.2013

В последние несколько лет вновь стали слышны голоса креационистов - тех, кто не признает эволюцию и утверждает, что мир создан Богом в том виде, какой мы наблюдаем ныне. Поскольку отрицать сам феномен эволюции затруднительно, креационисты сосредоточили свой пафос на ниспровержении одного-единственного эволюционного учения - дарвинизма. Им кажется, что падение дарвинизма будет означать падение идеи эволюции вообще. Так ли это?

Раздел об эволюции | Просмотров: 445 | Добавил: Klara | Дата: 04.11.2013

... Вряд ли креационист, даже самый дремучий, станет утверждать, что Бог сам, лично, руководит процессами, ежеминутно текущими, и притом одинаково, внутри всех особей всех видов организмов. Такая вечная рабская работа противоречила бы его величию, поэтому даже креационисты согласны, что эти процессы текут по единым законам природы, в ход которых Бог не вмешивается. Но если в таком процессе рождается новый ген, значит, и эволюция, понимаемая как преобразование генетических систем, происходить может. Ее и надо исследовать, а не спорить о том, кто прав - Моисей или Дарвин. Вполне достаточно той активности, которая действует на всех уровнях мироздания - независимо от того, считать ее божественной или нет...

Раздел об эволюции | Просмотров: 497 | Добавил: Klara | Дата: 04.11.2013

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... Факт, печальный для учителей и ученых, но неопровержимый: среди многих научных концепций, которыми система образования пытается «загрузить» молодого человека, по истечении многих лет после завершения образования люди в большинстве своем помнят лишь несколько самых «хлестко» поданных идей. В списке таких концепций есть две, о которых одинаково хорошо помнят и которые одинаково плохо понимают — это второе начало термодинамики и теория биологической эволюции. Велик соблазн тут попенять на «косную и неэффективную» систему школьного образования. Однако следует учесть, что хотя эти обе концепции сформулированы уже давно (в середине XIX века), ответ на вопрос, как и почему они не противоречат друг другу был дан лишь в последние полвека...

Критика фундаментализма | Просмотров: 622 | Добавил: Klara | Дата: 02.11.2013

Напрасно многие думают, что все, как видим, сначала Творцом создано. Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук… (М. В. Ломоносов)

Разгадывая тайны природы, наука проникает в глубины микромира, регистрирует сигналы от экзотических объектов, уделенных от нас на миллионы и даже миллиарды световых лет, одним словом – изучает то, что недоступно повседневному человеческому опыту. Однако существуют области познания, в которых непосредственная экспериментальная проверка принципиально невозможна — например, когда мы изучаем прошлое. В самом деле, как можно заглянуть в давно прошедшие эпохи без машины времени и письменных свидетельств очевидцев?

Критика фундаментализма | Просмотров: 518 | Добавил: Klara | Дата: 01.11.2013

Сравнительно недавно несколько богословов-любителей (в том числе и облеченных священным саном) издали книгу, в которой православные христиане были призваны восстать на борьбу с новой и ужасной ересью, имя которой — «эволюционизм». Книга «Шестоднев против эволюции» (М.: Паломникъ, 2000), плод коллективного труда и своего рода манифест, продемонстрировала своим появлением всю нелегкость и противоречивость того пути, когда святоотеческое богословие пытаются использовать для смертельной битвы с ветряными мельницами...

Критика фундаментализма | Просмотров: 684 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 28.08.2009

Одной из особенностей разбираемой книги («Шестоднев против эволюции») является практически полное отсутствие единой и четко разработанной методологии. Создается впечатление, что соавторов объединяет лишь общая цель — любыми средствами доказать несовместимость святоотеческого богословия с идеей эволюции. И искусственное разнообразие, подчас — взаимная противоречивость этих средств, показывают малую вероятность того, чтобы за ними стояло цельное мировоззрение, которым и является учение Отцов о Творении.
 
Другое впечатление, а точнее, вывод, который напрашивается при прочтении книги: подобный опус мог появиться на свет только в пост-атеистическом обществе. При чтении трудно не прийти к заключению, что многие из авторов оказываются просто не в состоянии мысленно преодолеть старого пропагандистского стереотипа — представления, будто самостоятельным развитием природы доказывается несуществование Бога...
Критика фундаментализма | Просмотров: 833 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 27.08.2009

Сui prodest? (Кому выгодно?)
...Вопрос этой части статьи можно было бы сформулировать иначе: на чью мельницу, неосознанно или сознательно, льют воду православные «креационисты»? И, обозревая просторы интернета, трудно не увидеть, кто именно старается извлечь для себя выгоду из нового увлечения некоторых православных богословов. Это — «научные атеисты», для которых доставляет неописуемое удовольствие «щелкать» как орехи «креационные аргументы». Беспомощность «креационистов» в их попытках научно (а не с помощью громких фраз или устаревших сведений) обосновать свою позицию становится поводом для новой хулы на Православную Церковь...
Критика фундаментализма | Просмотров: 781 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 27.08.2009

Граф. Русский писатель. Крупный поэт-лирик. Автор многих стихов, романсов, сатирических баллад, повестей и драматических произведений. Среди наиболее известных: «Князь Серебряный», трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»...
 
...Позиция Толстого по отношению к теории Дарвина чрезвычайно интересна тем, что, относясь резко негативно ко всем коммунистическим и социалистическим направлениям, но, будучи человеком умным и широким, он вполне терпимо относился к подхваченной материалистами идее эволюции вообще и к дарвинизму в частности. То, что дарвинизм был немедленно взят на вооружение политическим противниками Толстого, нисколько не повлияло на объективное отношение поэта к новым научным открытиям...
Теистический эволюционизм | Просмотров: 982 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Произведение Алексея Константиновича Толстого.
 
Правда ль это, что я слышу?
Молвят овамо и семо:
Огорчает очень Мишу
Будто Дарвина система...
Теистический эволюционизм | Просмотров: 960 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Место человека в системе живой природы определил еще Карл Линней - известный шведский ученый XVIII столетия, автор первой научной классификации природы. Им был введен и термин "приматы", означающий "князья". В этот отряд на основании комплекса морфологических признаков был помещен вид, которому Линней придумал величественное имя Homo sapiens - Человек разумный. Так люди оказались в непосредственном соседстве с приматами, если иначе - с обезьянами. Присмотримся повнимательнее к этим соседям...

Раздел об эволюции | Просмотров: 839 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Летопись ископаемых свидетельствует о том, что человек появляется внезапно, или, как говорят ученые, сальтационно, с комплексом тех морфо-физиологических признаков, которыми он обладает и сегодня. Наш вид оказался "эволюционным сиротой" (по крайней мере - на данный момент). Если окаменелости не могут в деталях рассказать свою историю, то это означает одно - надо искать принципиально новые подходы для реконструкции событий отдаленного прошлого. И они были найдены...

Раздел об эволюции | Просмотров: 865 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

"…Если современный человек хочет истолковать Библию, он должен иметь мужество мыслить". Владимир Лосский

Какой же вывод может быть сделан после нашего экскурса по анналам истории научного поиска? Можно ли "примирить" идею творения человека Богом с данными современной антропологии? Думается, да. Но прежде надо осознать, что приход в мир человека - феномен не только материальный, но и духовный. На этом пути открываются новые горизонты...
Теистический эволюционизм | Просмотров: 786 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... "Креационизм" приобрел немало сторонников среди различных протестантских групп, для которых принципиально важно доказательство возможности при знании грамматики простого и бесхитростного прочтения Библии, - на чем настаивал Лютер...
 ...Появившийся лет десять назад так называемый "православный креационизм" неожиданно стал своеобразным религиозным явлением со своей мифологией. Чувствуя, видимо, недостаточность своей позиции, часть современных "православных креационистов" объявила буквальное прочтение Шестоднева единственно православным, в котором "согласие Отцов", что, конечно же, не так...
 
Критика фундаментализма | Просмотров: 988 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Как вы полагаете, уважаемые читатели, может ли анафема (слово, вошедшее в употребление с IV века и означающее проклятие и отлучение от церкви) служить методом ведения научной дискуссии? Вам кажется, что вы знаете ответ, и ответ этот отрицательный. Однако не спешите. Заданный вопрос - отнюдь не риторический.

... Среди ученых-эволюционистов ведутся дискуссии о движущих силах, механизмах, причинах эволюции. Однако в основании идеи развития природы лежит столь солидный научный фундамент, что, безусловно, феномен эволюции может быть признан твердо установленным научным фактом.

А что же такое креационизм, да еще с устоявшимся определением «научный»?

Критика фундаментализма | Просмотров: 796 | Добавил: Klara | Дата: 20.08.2009

В России появилось немало книг, посвященных критике дарвинизма. В основном это работы американских протестантских авторов-креационистов. Поскольку дарвинизм насаждался в советских школах и институтах, православные с радостью освобождения встретили эти книги и брошюры, пустили их в свои храмы и библиотеки. Но не слишком ли поспешно мы это сделали? Является ли в данном вопросе позиция американских фундаменталистов просто христианской, или же она имеет конфессиональное обоснование, причем такое, которое совсем не очевидно с точки зрения православной мысли?

Теистический эволюционизм | Просмотров: 1503 | Добавил: Klara | Дата: 19.08.2009

Любимое хобби слишком многих людей в наших приходах, монастырях и даже в семинариях - это доказывать друг другу собственную архиправославность. Для этого занятия обличение "еретиков-эволюционистов" - повод весьма подходящий. ...В моем представлении вопрос о том, приемлем ли мы эволюционистское прочтение первых ветхозаветных страниц, или же толкуем их в рамках строгого креационизма - это не вопрос о понимании нами древнейших страниц нашей истории. Это вопрос о нашем будущем. Хотим ли мы видеть нашу Церковь миссионерски активной и открытой, или же всю церковную жизнь и мысль мы сводим лишь к повторению цитат из прошлых столетий?

Теистический эволюционизм | Просмотров: 842 | Добавил: Klara | Дата: 18.08.2009

Библия рисует космогенез как восхождение по ступеням от низшего к высшему, от неорганического - к человеку: этот процесс совершался опосредствованно. В Книге Бытия Бог не представлен "демиургом", мастером, формирующим изделия своими руками. Он придает творческую силу природным стахиям, "земле" и "воде", и те уже как бы спонтанно производят растительную и животную жизнь...

Теистический эволюционизм | Просмотров: 1601 | Добавил: Klara | Дата: 15.08.2009

Думается, нет необходимости доказывать, что человек глубоко отличается от окружающей его природы. Можно даже сказать, что расстояние, отделяющее корненожку от орангутанга, меньше, чем расстояние, отдаляющее орангутанга от Гёте. И никто не станет оспаривать того, что это колоссальное отличие заключается не в физическом строении и функциях тела; в этом отношении человек несомненно принадлежит миру природному и прочно с ним связан...

Теистический эволюционизм | Просмотров: 767 | Добавил: Klara | Дата: 15.08.2009

... Вся эволюция, как и развитие нервного аппарата, есть, по словам Вл. Соловьева, "необходимый путь к совершенству. Никто же не станет доказывать, что моллюски или губка могут познавать истину или свободно согласовывать свою волю с абсолютным Добром. Значит, нужно было, чтобы вырабатывались в мире все более сложные и утонченные органические формы, пока не создана была такая форма, в которой может раскрываться сознание и желание совершенства... Капля живой протоплазмы, создание которой потребовало тоже немалых творческих сил, хотя и заключает в себе возможность человеческого организма, но осуществление этой возможности человеческого организма потребовало целого биологического процесса, весьма сложного и продолжительного" ...

Теистический эволюционизм | Просмотров: 1237 | Добавил: Klara | Дата: 15.08.2009

... Как относились христиане к теории происхождения человека? Первоначально учение о том, что "человек произошел от обезьяны", многих шокировало.  ...Постепенно стали понимать, что произошло недоразумение. "Убеждение, что человек имеет такое же естественное происхождение, как и остальные живые существа, так же не может быть во вред религии, как учение о вращении Земли" (Клаач Г. Происхождение и развитие человеческого рода. С. 364)...

Раздел об эволюции | Просмотров: 1158 | Добавил: Klara | Дата: 15.08.2009

Тема нашей программы посвящена полувековому юбилею со дня кончины священника-иезуита, биолога, генетика Тейяра де Шардена. У нас в гостях сегодня биолог, генетик, преподаватель Лицея духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского Галина Леонидовна Муравник, преподаватель философии в Физтехе Иван Владимирович Лупандин, сотрудник Католической энциклопедии, физик Александр Сергеевич Горелов.

Теистический эволюционизм | Просмотров: 1097 | Добавил: Klara | Дата: 14.08.2009

Целью данной резолюции не является поставить под вопрос или бороться против веры – право на свободу вероисповедания этого не допускает. Целью является предостеречь от определенной тенденции подменить науку верованием. Необходимо отделять веру от науки. Они не находятся в антагонистических отношениях и могут сосуществовать. Не стоит противопоставлять науку вере, но и нельзя допускать, чтобы вера противопоставляла себя науке...

Раздел об эволюции | Просмотров: 2001 | Добавил: Klara | Дата: 14.08.2009

Продолжение беседы о Тейяре де Шардене

Теистический эволюционизм | Просмотров: 713 | Добавил: Klara | Дата: 13.08.2009

... Год назад петербургская школьница Маша и ее папа обратились в суд с требованием включить в программу средней школы по биологии теорию творения человека божественной силой (креационизм) вместо «устаревшего и ошибочного» дарвинизма. Абсурдная сложилась ситуация: почему-то суд должен решать, верна ли теория эволюции, которая утверждает, что жизнь на Земле зародилась свыше трех миллиардов лет назад, или же справедлива теория творения, которая в отличие от эволюционной теории не может представить ни одного факта и тем не менее утверждает, что жизнь на Земле существует несколько тысяч лет.
 
Казалось бы, это вопрос, относящийся только к компетенции науки. Однако Маша и ее папа получили поддержку от патриарха Алексия II, который на Рождественских образовательных чтениях заявил: «Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, — пусть он так и считает, но не навязывает это другим». А что если в школе изъять любые доказательства, забыть про элементарную логику, полностью выхолостить последние остатки критического мышления и перейти на зазубривание догматов, тоже никакого вреда не будет? Да и не только с дарвинизмом у церкви проблемы...
Критика фундаментализма | Просмотров: 3142 | Добавил: Klara | Дата: 13.08.2009

Меня попросили прочесть книгу Томаса Хайнца "Творение или эволюция. Анализ теории эволюции в свете Священного Писания" и прокомментировать ее с научной точки зрения, сказать по возможности объективно: насколько серьезно можно относиться к научной аргументации креационизма. Предполагалось, что книга Хайнца может быть полезной для тех, кто ослеплен теорией эволюции, лежащей на пути к креационизму и, стало быть, религии...

Критика фундаментализма | Просмотров: 1348 | Добавил: Klara | Дата: 12.08.2009

Умный питерский писатель Андрей Лазарчук недавно меланхолично заметил в своем ЖЖ, что едва ль не все "цивилизованные" страны проходили в свое время через "Обезьяньи процессы": "Поздравляю всех со вступлением России в этот клуб избранных. Это, наверное, такой обряд инициации". Он прав: попытки отменить судебным порядком эволюцию и в особенности лично обижающий многих факт собственного происхождения от обезьяны - где только ни предпринимались...

...Мне регулярно приходится отвечать на вопросы вроде бы образованных людей: "Ну вот вы, как палеонтолог, ответьте честно - ведь Дарвин, говорят, давно устарел?.."

Так вот, отвечаю честно: да, Дарвин устарел (за полтора-то века!). В том же смысле, как устарел Коперник (с его круговыми, до-кеплеровскими, орбитами планет); или Аррениус (чью теорию электролитической диссоциации по-прежнему изучают в школе - хотя любой химик скажет вам, что ее давно пора заменить протонной теорией кислот и оснований); или Бор (чья планетарная модель атома, конечно, полным-полна недостатков - да только вот все прочие модели, к сожалению, еще невнятнее)...

Критика фундаментализма | Просмотров: 889 | Добавил: Klara | Дата: 11.08.2009

«НГ-религии» предлагает вниманию читателей интервью с американским эволюционистом Рональдом Намберсом, в котором он излагает свои взгляды на креационизм. Происходя из семьи адвентистов седьмого дня, Намберс был вынужден порвать с религией из-за своих научных убеждений. В то же время он сохранил уважение ко многим креационистам, считая их не менее образованными, чем сторонники теории Дарвина. Он автор книги «Креационисты», вышедшей в 1992 году и переизданной в США несколько лет назад. Намберс был президентом американского Общества церковной истории и является президентом американского Общества истории науки. Он доказывает, что противостояние науки и религии – не что иное, как современный миф, который служит как христианским фундаменталистам, так и светским ученым.

Критика фундаментализма | Просмотров: 915 | Добавил: Klara | Дата: 10.08.2009

1-50 51-52
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.