Суббота
25.11.2017
14:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Материалы о религии »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Библейская критика [33]
Научное изучение Библии и поиски исторического Иисуса
Изучение религии [9]
Психология и социология религии, религиоведение
Философия [17]
Философия и религия, философия эпохи Просвещения

Другие разделы

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная » Статьи » Наука и религия » Библейская критика

Общие моменты авестийской литературы и книг Ветхого завета (окончание)

Самым значительным осквернением, с которым мог столкнуться маздаянин, являлось соприкосновение с трупом единоверца. Нахождение рядом с умершим в момент смерти требовало исполнения очистительного обряда Барешн, длившегося 9 суток; в случае переноса тела одним носильщиком, последний вообще лишался надежды на очищение в этой жизни. Труп же иноплеменника не обладает столь вредным воздействием. В Библии мертвое также является источником нечистоты, хотя акценты несколько смещены: (о священниках) "... да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего, только к ближнему родственнику своему..." (Лев. 21, 1-3); (для всех) "Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней; он должен очистить себя.." (Чис. 19, 11-16); "Если кто согрешит тем, что... прикоснется... к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, но не знал того, то он нечисти виновен". (Лев :, 1, 2).

В XVI главе Вендидата обсуждается вопрос о женщине, имеющей месячные очищения. Ахура-Мазда предписывает проводить ее в отдельное помещение, которое должно находиться в 15 шагах от огня, воды и барсмана и в 3-х - от людей; контакт с людьми и предметами приводит к их осквернению. Нечистота сохраняется в течение 9 дней. Ср.: "Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и все, на чем она ляжет..." (Лев. 15, 19-23). Тот, кто имеет половое сношение с женщиной, у которой имеются признаки месячного очищения, "поступает не лучше, чем если бы он жег на пруте труп собственного сына". В Библии:"... если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем...." (Лев. 15, 24).

О непроизвольном извержении семени, приводящем к нечистоте, как об этом говорится в VIII главе Вендитата, можно прочесть и в Пятикнижии: "Если у кого случится излияние семени, то он должен смыть водою тело свое, и нечист будет до вечера...." (Лев. 15, 16, 17).

Виновный в мужеложстве, как об этом повествует Вендидат, "делается другом Дэва, почитателем Дэва; он - любовник Дэва, он - наложница Дэва, он - Дэва всем своим существом, он - Дэва при жизни своей и после смерти... " (Венд. VIII, 31-320. Ср.: "Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость". (Лев. 18, 22); "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною... да будут преданы смерти..." (Лев. 20, 13).

Противодействуя одному из творений Ахуры, Ангро-Майнью сотворил "бич колдовства" (Венд. 1, 14,15), которым убивают творения чистоты. Яхве же заповедал Моисею так: "Не обращайтесь к вызывающим мертвых и к волшебникам, не ходите, и не доводите себя до осквернения от них..." (Лев. 19, 31). См. также Лев. 20, 6.

Практически все возможные средства очищения зороастризма указаны в обряде Барешн: гомез (моча быка), пепел, вода, время; такие же, кроме первого, находим в каждом предписании по очищению в Пятикнижии. Отмечается соответствие часто повторяющемуся в предписаниях по очищениям авестийскому числу - "9" библейское- "7".

На этом наш краткий обзор заканчивается, и я надеюсь, что приведенного выше материала достаточно для формирования личного мнения читателя.

Примечания

1. Следует отметить, что эта работа не ставит своей целью рассмотрение такого важного аспекта анализа данной темы, как хронология. Я не буду интересоваться исторической первичностью появления сходной для двух учений идеи.

2. Выдержки из Гат, за некоторыми исключениями, взяты из [4].

3. В зависимости от того, какие из имен - Ахура-Мазда или Ормузд, Ангро-Майнью или Ариман - рассматриваются в используемых мной источниках, такие же, соответственно, и фигурируют в моей работе.

4. Я не взял на себя смелости задаться целью найти лучшие созвучные вышесказанному строки в Библии, а произвольно выбрал первые подходящие по диалоговой форме. См. вступление.

5. Следует заметить, что фигурирующие в Гатах Ашаи Вохзумано выступают не как самостоятельные субъекты, а являются олицетворением определенных качеств единственного божества, Истины и Мудрости, через которые это божество усматривается в мире. В этом смысле содержание Минокгиреда, отделяющее атрибуты божества от него самого и рассматривающее их отдельно, могло бы быть истолковано как отступление от монотеистичности, но тогда и сходная тема в Библии попадает под ту же критику.

6. Цитируется по [7].

7. Ниже вся информация по зурванизму взята мной из [7].

8. А. Мень называет его "небесным обвинителем", который есть "лишь исполнитель суровых предначертаний Яхве, подобный грозным ангелам-губителям. Его задача - испытывать человека".

9. Тот факт, что в этой литературе господствующей является доктрина дуализма, и что само творение рассматривается как результат действия обоих начал, нас в данном случае не касается.

10. Вар - глинобитная крепость или замок, служащий убежищем для людей, скота, растений и огней во время смертельных холодных зим, снегопадов и наводнений [1].

11. Весьма интересным здесь является указание на то, что не сам Ахура будет наказывающим, но собственные деяния грешника.

12. Огонь, как наиболее близко стоящее к Ахуре, не годится для этой роли; см. (11).

13. "Малый Апокалипсис" Исайи нас не устраивает именно по этой причине: "Ибо гнев Господа на все народы и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание" (Ис. 34, 2).

14. Хотя, конечно, толкователь мистик, вроде Сведенборга, имеет здесь большой простор для раскрытия этих аллегорий на метафизическом уровне.

15. Все информация по зороастризму для этого раздела взята из [5].

Библиография


1. Авеста. Избранные гимны Из Видевдата. Перевод с авестийского И. М. Стеблин-Каменского. М., 1993.

2. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Санкт-Петербург, 1994.

3. Библия; Москва, 1979.

4. Г.В. Риг-Веда, Зендавеста и Гаты в их отношениях к Божественному Откровению; ХЧ., 1886, NN 1-6.

5. Диллен Э. Дуализм в Авесте. СПб., 1881.

6. Зороастр и его учение; Мир Божий, апрель, 1892.

7. Хрисанф (Ретивцев). Религии Древнего Мира в их отношении к Христианству.

8. Авеста в русских переводах. СПб, РХГИ, 1997

Примечания редактора.

Примечание 1 Сравн. с "Яхве иной, иной, иной!". Древнееврейское понятие каддош не имело никакого отношения к нравственности и означало "непохожесть", полную чуждость.

Примечание 2. В более древнем произведении Книге Царств вместо сатаны выступает "Гнев Господень":
"
Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.
И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы
не знать число народа." (2 Цар. 24:1 - 2).

Автор книги Паралипоменон (Хроники) пользовался тем же текстом, что и более древний автор Книги Царств, но этот фрагмент текста он реконструировал в соответствии с новыми религиозными веяниями.



Источник: http://svob.narod.ru/
Категория: Библейская критика | Добавил: Jeanne1 (26.08.2009)
Просмотров: 824 | Теги: библейская критика, Авеста, Библия
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.