Вторник
17.10.2017
08:51
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Материалы о религии (статьи и видео) »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
История религии [14]
История религии и религиозных конфессий
НРД [17]
Новые религиозные движения, критика "сектоборцев"
Разное [19]
Различные темы

Другие разделы

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная » Статьи » Религия и общество » История религии

В. Л. Задворный, А. В. Юдин. История католической церкви в России (часть 2, окончание)

Глава III. XX век

1. Создание Русской Греко-Католической Церкви

К концу XIX века становится возможным говорить о возникновении Русской Католической Церкви восточного обряда. Начало этому было положено переходом в католичество двух православных священников - о. Николая Толстого (1894 г.) и о. Алексея Зерчанинова (1896 г.). Их обращения вполне совпадали с общим стремлением к обновлению полноты церковной жизни в различных восточных обрядах Католической Церкви, выраженным энцикликой "Orientalium dignitas" Папы Льва ХШ. Однако в России эти первые русские католические священники оказались в тяжелейшем положении, поскольку их не принимала латинская иерархия, а Православная Церковь и правительство подвергали преследованию. Дело реального "воцерковления" начавшегося русского католического движения принял на себя львовский греко-католический митрополит граф Андрей Шептицкий. В 1907 г. он получает от Папы св. Пия X устные полномочия для унийной работы в России, принимает о. А.Зерчанинова в свою юрисдикцию и отправляет его в Россию как своего делегата с условием "неуклонно соблюдать греко-славянский обряд во всей чистоте".

В 1909 г. в Петербурге открывается первая русская католическая церковь восточного обряда. Но даже после опубликования манифеста о веротерпимости существование католиков восточного обряда в империи не было полностью легализовано, и положение этой церкви находилось постоянно под угрозой закрытия, что и произошло в 1913 г.

2. Начало века

Опубликованный 17 апреля 1905 года в разгар революционных веяний в России манифест о веротерпимости принес религиозным меньшинствам империи долгожданную свободу вероисповеданий. Согласно этому манифесту переход из православия в иные исповедания более не преследовался по закону. Это стало законным основанием для восстановления нормальной жизнедеятельности многих конфессий, прежде угнетаемых законами империи. В первую очередь это касалось Католической Церкви. Только по официальной статистике в период с 1905 по 1909 год 233 000 человек перешли из православия в католичество, в основной массе эти были греко-католики.

То, что провозглашение веротерпимости не давало Католической Церкви полноправия в обществе, наглядно демонстрирует история, происшедшая с Виленским епископом фон Роппом (ставшим впоследствии Могилевским митрополитом). Организованная им в 1906 г. Конституционная католическая партия была запрещена, а сам епископ фон Ропп, даже будучи делегатом Государственной Думы, отправлен в 1907 г. в изгнание.

В 1913 г. русское правительство делает попытку пересмотра существовавшего законодательства о Католической Церкви в империи, но разразившаяся вскоре I мировая война не дала осуществиться этому проекту (2, с. 21).

Предвоенное положение Католической Церкви в России было таково: из 12 римско-католических диоцезов в империи 5 находились собственно на территории России, остальные 7 охватывали Привислянские губернии. Непосредственно российскими были Могилевский, Виленский, Телыневский или Самогитский, Луцко-Житомирский и Тирасиольский диоцезы. Перед революцией Могилевская архиепископия насчитывала 1 160 000 верующих, 331 приход и 400 священников. Каждый римско-католический диоцез имел свою семинарию.

3. Католическая Церковь в России в 1917 г.

Февральскую революцию 1917 г. Католическая Церковь встретила с энтузиазмом, поскольку программа Временного правительства предоставляла ей долгожданные свободы. Католическое духовенство активно включается в общественно-политическую жизнь. Вернувшийся из ссылки епископ фон Ропи создает в Петрограде Христианско-демократическую партию.

В жизни Русской Католической Церкви 1917 год стал также знаменательным. 29-31 мая в Петрограде состоялся первый Русский католический собор под председательством митрополита Андрея Шеитицкого. Собором были выработаны "Постановления" из 68 пунктов, ясно определявшие каноническую специфику Российской Греко-Католической Церкви и постановлено об образовании экзархата в юрисдикции митрополита Шептицкого. Своим представителем для всей России митр. Шептицкий назначил о. Леонида Федорова.5 с титулом митрофорного протопресвитера. Помимо него в состав духовенства русского католического экзархата вошли еще 9 священников. Первоначально общины восточных католиков были только в Петербурге и Москве, однако в это время они стали возникать и в других городах России - Вологде, Петрозаводске, Архангельске, Ярославле, но недостаток восточных священников и дальнейшие политические перемены в России не дали им перспективы развития.

Несколько месяцев в промежутке между Февральской революцией и Октябрьским большевистским переворотом были единственным временем свободного существования Католической Церкви в России. За это время назначается новый и, как оказалось, последний митрополит Римско-Католических Церквей в России архиепископ Эдуард фон Роппб , а Католическая Церковь в России реорганизуется в пределах 6 диоцезов: Могилевской архиепископии, Ковенского, Луцко-Житомирского, Каменец-Подольского, Минского и Саратовского или Тираспольского диоцезов. В 1921 г. был образован Апостольский викариат для Сибири, а в 1923 г. Владивостокский диоцез.

4. Начало гонений и "процесс Цепляка-Будкевича"

Формальным предлогом для начала большевистских гонений на религию и в особенности на христианскую Церковь в России, стало опубликование 23.1.1918 г. декрета "Об отделении Церкви от государства". Последовавшая вслед за этим декретом в августе 1918 г. специальная инструкция лишала все религиозные организации юридических прав и объявляла их имущество народным достоянием. В связи с этим власти предложили подписать настоятелям католических приходов "расписки" о согласии на передачу церковной собственности, что было решительно отвергнуто Церковью.

Попытки митр, фон Роппа отстоять независимость Католической Церкви и ее имущественные права привели к его аресту большевиками 19 апреля 1919 г. и высылке 17 ноября 1919г. в Польшу. Дальнейшие события лишь показывают неотвратимость нависшей над Католической Церковью в России катастрофы. Декретами от 26.ХН.1921 г. и 3.1.1922 г. вводится предварительная цензура проповедей и запрет на религиозное обучение детей младше четырнадцати лет. Начинают создаваться различные атеистические организации, которые становятся все более угрожающими. Предлогом для всеобщего погрома Церкви в России послужила грандиозная провокационная кампания по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. Начались повальные обыски в церквях, сопровождавшиеся насилием и изъятием церковной утвари.

Непримиримость позиции, занятой в этом вопросе архиеп. Цепляком, повлекла за собой новую волну репрессий. 5 декабря 1922 г. были закрыты и опечатаны все 9 католических церквей и все часовни Петрограда. Католическое духовенство Петрограда должно было предстать 5 марта 1923 г. перед Верховным революционным трибуналом в Москве. Это было началом процесса над католическим духовенством, названного впоследствии "процессом Цепляка-Будкевича" и ставшего для Католической Церкви в России аналогичным "процессу патриарха Тихона" для Православной Церкви. Судебные заседания проходили с 23 по 25 марта 1923 г. По свидетельству очевидца, атмосфера этого процесса "крайне напоминала времена Нерона"7. Католическому духовенству выносилось типичное для того времени обвинение в участии в контрреволюционном заговоре и организации сопротивления советскому правительству. Постановлением Революционного трибунала архиепископ Цепляк и прелат Будкевич были приговорены к расстрелу, четверо священников и экзарх Федоров - к десяти годам заключения, а еще 8 священников - к трем годам заключения (32, р. 139-170).

Жестокость приговора вызвала шквал протестов в церковных и политических кругах всего мира. В накалившейся международной обстановке ВЦИК пересматривает приговор в отношении архиепископа Цепляка, постановлением от 29 марта смертный приговор ему заменяют десятью годами заключения. В отношении остальных подсудимых приговор был оставлен без изменений. Прелат Будкевич был убит ночью 31 марта с Великой Субботы на Пасхальное Воскресенье в подвале ВЧК на Лубянке. Его именем открывается мартиролог новомучеников Католической Церкви в России коммунистического времени.

5. Дальнейшее наступление на Церковь

К 1925 г. обезглавленный Могилевский диоцез насчитывал 227 504 верующих, 119 церквей и часовен, 88 приходских священников, 8 священников в тюрьме и 151 в изгнании. Многим оставшимся на свободе пастырям приходилось обслуживать приходы в других областях, как, например, калужскому настоятелю о. Иоанну Павловичу, бывшему также администратором тульского, орловского, брянского, вяземского, ржевского, тверского, костромского, рыбинского и смоленского приходов.

Сокрушительный удар был нанесен в 1923-1924 годах и по общинам русских католиков восточного обряда. Еще в 1922 г. был выслан за границу о. В. Абрикосов, глава московского прихода. 12-16 ноября 1923 г. аресты проводятся в Москве в доминиканской общине матери Абрикосовой и среди других русских католиков. В Петрограде арестовываются "восточники" - о.И. Дейбнер, о.А. Зерчанинов, базилианка Ю.Н. Данзас. Оставшиеся на свободе существуют в условиях постоянного давления со стороны органов ГПУ.

6. Тайные епископские рукоположения 1926 года

В апреле 1925 г. в Риме при Конгрегации Восточных Церквей организуется специальная комиссия "Pro Russia". С этого времени на первый план в восточной политике Ватикана выдвигается фигура ее президента, иезуита Мишеля д'Эрбиньи. В 1926 г. после своей тайной епископской хиротонии д'Эрбиньи дважды посещает СССР - в апреле-мае и июле- сентябре и совершает коренную реорганизацию Католической Церкви в России.

В результате тайных епископских хиротоний была создана следующая структура Апостольских администратур в СССР: 1. Московской - еп. Пий-Эжен Неве (21.IV.1926), 2. Ленинградской - еп. Антоний Малецкий (13.VIII. 1926), 3. Могилевской - еп. Болеслав Слосканс (10.V.1926), 4. Крымской - еп. Александр Фризон (10.V.1926). Однако, последствия этой реорганизации были трагическими: надеждам д'Эрбиньи на быструю легализацию четырех тайно положенных епископов не суждено было оправдаться: все, кроме еп. Неве, были впоследствии арестованы и высланы из СССР, а еп. Фризон в 1937 г. расстрелян. Еп. Малецкий при постоянной угрозе ареста с разрешения Рима тайно рукополагает с разрешения Рима своим преемником еп. Теофилиса Матуляниса (9.П.1929), но в конце того же года последний был арестован, а в 1933 г. выслан в Литву. Чтобы хоть как-то сохранить церковную жизнь Ленинграда, еп. Неве совершает 30 апреля 1935 тайную епископскую хиротонию доминиканского настоятеля храма Лурдской Богоматери Жана-Баттиста Амудрю, но уже в августе этого же года тот вынужден был покинуть СССР (31, р. 287-338).

15-16 февраля 1931 г. был арестован вице-экзарх восточного обряда о. Сергей Соловьев и почти вся остававшаяся к тому времени на свободе московская община восточных католиков. Это был окончательный разгром Русской Католической Церкви в России: ее члены были разбросаны по гигантской вотчине ГУЛАГа. Но их дело было продолжено русской католической миссией в эмиграции.31 июля 1936 г. был вынужден навсегда оставить Москву Апостольский администратор еп. Неве. Таким образом, в СССР была полностью ликвидирована католическая иерархия обоих обрядов.

К 1935 г. на некогда огромной территории бывшей Могилевской архиепископии, простиравшейся от берегов Белого моря до Харькова и от белорусских земель до границ с Китаем и Японией, насчитывалось не более 16 католических священников.

7. Возврат к XVIII веку

К концу тридцатых годов в России оставалось только два действующих католических храма - св. Людовика в Москве и Лурдской Богоматери в Ленинграде. С этого времени и практически до начала 90-х годов положение Католической Церкви в России может быть сравнено только с аналогичным состоянием ее дел в начале XVIII века.

В 1944 г. ситуация католических приходов в СССР привлекает внимание Сталина, о чем свидетельствует находящаяся в его "секретной папке" "Справка о состоянии римско-католичсских костелов в СССР", подписанная Берией. Прогнозируя послевоенную ситуацию, Сталин расценивал Ватикан как своего основного противника в Восточной Европе, поэтому его интерес к положению католических приходов собственно в СССР отнюдь не случаен.

В самый канун войны и первые военные годы в СССР различными путями, включая нелегальные, пытаются пробраться католические миссионеры. Это были в основном католические священники восточного обряда, так или иначе связанные с основанной в 1928 г. в Риме Русской католической семинарией. Однако их деятельность была быстро пресечена органами НКВД, и все они были осуждены к различным срокам лагерей как "агенты Ватикана" (21).

После войны московский и ленинградский католические приходы утрачивают свой прежний статус французских посольских церквей и номинально передаются в юрисдикцию Рижского и Каунаского диоцезов. Назначение на них настоятелей, их внешние контакты и, по сути, вся приходская жизнь строго контролировались властями. В противовес им к концу 70-х годов в Москве и Ленинграде стали возникать "катакомбные" католические общины. Их существование во многом свидетельствовало о пробуждении среди нового поколения верующих в СССР интереса к Католической Церкви. Известную роль в появлении католических симпатий прежде всего в среде верующей интеллигенции сыграла личность Ленинградского митрополита Никодима (Готова), чье живое и глубокое чувство братской любви к церковному Риму заставило многих обратить к Католической Церкви свои надежды в стремлении к единству.

8. Время возрождения

Но только общая демократизация жизни общества времен перестройки внесла перемены в положение Католической Церкви в СССР. Как результат личной договоренности на встрече М.С. Горбачева и Папы Иоанна Павла II1 декабря 1989 г. было решено установить дипломатические отношения между СССР и Ватиканом. 6 мая 1990 г. в Москву прибыл представитель Святого Престола, архиепископ Франческо Коласуонно.

13 апреля 1991 г. назначением в Риме новых епископов была восстановлена иерархия Католической Церкви в России и Белоруссии и поставлен епископ для Казахстана. Апостольским администратором для католиков европейской части России стал архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Для азиатской части России Апостольским администратором был назначен еп. Йозсф Верт. Для католиков Казахстана Апостольским администратором стал еп. Ян Ленга. Таким образом, было положено основание новой иерархической структуры Католической Церкви в России, не имеющей исторического преемства от Могилевской архиепискпшш. Канонические полномочия Могилсвского архиепископа распространяются теперь только на территорию Белоруссии.

Была восстановлена деятельность в России католических монашеских орденов. Помимо традиционной для России нынешнего столетия миссии французских монахов-ассумпционистовВ и доминиканцев появились францисканцы и салсзианцы, а с 1992 года в Россию вернулись иезуиты. К первым из католических монахинь, появившихся на территории бывшего СССР - Сестрам милосердия матери Терезы, впоследствии добавились кармелитки, паулинки и представительницы других женских конгрегации.

Возобновилась издательская и просветительская деятельность католиков в России. С 1990 года стал выходить сначала информационный бюллетень, а сейчас разносторонний журнал христианской тематики "Истина и жизнь", базой которого является одноименное информационное агентство и книжное издательство. Официальным органом Апостольской администраторы в Москве стала газета "Свет Евангелия". Богословское направление отражает журнал "Theologia". В различных городах России постоянно возникают католические периодические издания на русском языке.

Начало в решении первоочередной задачи католического образования положило открытие в 1991 г. Колледжа католической теологии св. Фомы Аквинского, дающего образование, необходимое для катехизаторов в католических приходах.

В 1993 г. в Москве была открыта католическая семинария "Мария Царица апостолов".

С завершением миссии нунция Фр. Коласуонно, 17 марта 1995 г. в Москву прибыл новый представитель Святого Престола архиепископ Джон Буковски.

На сегодняшний день Апостольская администратура для европейской части России насчитывает в своей юрисдикции 71 священника, 75 зарегистрированных приходов и 17 приходов, находящихся в процессе регистрации (данные на январь 1995). Администратура для азиатской части России при 110 приходах имеет только 6 церквей, 24 диоцезальных священника и 26 священников монахов (данные на июль 1995). Конечно, это никак не сопоставимо с дореволюционной статистикой Католической Церкви в России, когда ее приходы имелись во всех сколь-нибудь значительных русских городах. О том, как трудно идет процесс реституций церковной собственности, показали драматические события марта 1995 г. в московском приходе Непорчного зачатия Пресвятой Девы Марии

Сложность задач, стоящих перед католиками России, - не только в восстановлении былого достояния Церкви, но и в способности воспринимать сегодняшний призыв Вселенской Церкви нести свидетельство Христа язычникам нового времени. Это особенно актуально в стране, проведшей семьдесят лет в атеистическом плену.

Свободная жизнедеятельность Католической Церкви в России является залогом существования демократических принципов и свобод в религиозной и политической сфере нашей жизни. В стране, населенной многочисленными народами, исповедующими различные религии и придерживающиеся разных христианских конфессий, Католическая Церковь всегда сохраняет стремление к братскому диалогу и взаимопониманию в любви. И прежде всего это относится к Православной Церкви, что постоянно подчеркивается Святым Престолом и местной католической иерархией.

Католики в России не забывают, что они живут в стране тысячелетней христианской культуры, и задача данного исторического очерка - постараться напомнить, что католичество в России - это неотъемлемая часть той же тысячелетней традиции.

 

Примечания

1. Для более глубокого ознакомления отсылаем читателя к прилагающейся библиографии (1,3,4,5, 13, 23), а также к частым публикациям на эту тему в журнале "Истина и жизнь".

2. Никто ни до, ни после Чаадаева не смог так остро и глубоко ощутить надлом в историческом пути России, отторгший ее от общеевропейского процесса, духовным центром которого он считал церковный Рим. Философское мировоззрение Чаадаева было во многом парадоксально, а открытие его современниками, после публикации в 1836 г. в московском журнале "Телескоп" первого "Философского письма", повергло русское общество в состояние шока. Чтобы не допустить дальнейших соблазнов и изолировать его от общества, император Николай I "благоразумно" объявляет его сумасшедшим. Этот августейший приговор надолго ставит запрет на идеях Чаадаева. И только в условиях эмиграции русскому иезуиту князю И.С. Гагарину, во многом считавшему себя духовным наследником Чаадаева, удалось собрать и опубликовать в 1860-1862 годах произведения последнего.В России отдельные философские произведения П.Я. Чаадаева впервые были изданы лишь с 1906 г., а полностью увидели свет в 1913-1914 г.г.

3. Пирлинг П. Не умер ли католиком Александр I? Историческая загадка. - М., 1914.

4. Перу кн. Е.Г. Волконской, обладавшей исключительными богословскими познаниями, принадлежат два солидных труда - "О Церкви"(1887 год) и "Церковное предание и русская богословская литература" (1898 год).

5. Роль личности о. Леонида Федорова в истории Русской Католической Церкви трудно переоценить. Это был истинный миссионер восточного обряда, глубоко понимавший его специфику и роль в деле церковного единства. Окончив два курса православной Петербургской духовной академии, он в 1902 г. принимает католичество в Риме. Получив образование в семинарии Leonianum в Ананьи и Фрейбургском университете, он вступил в восточный Студитский монашеский орден. Через некоторое время он становится правой рукой митр. Шептицкого в делах восточных католиков в России.

6. Взамен ушедшего с кафедры еще в 1914 г. митрополита Ключинского

7. McCullagh, Francis. The Bolshevik Persecution of Christianity. - NY, 1924.

8. He прерывавшейся с 1906 года.

Источник: М.: Издание колледжа католической теологии имени св. Фомы Аквинского, 1995.

Категория: История религии | Добавил: Klara (20.06.2015)
Просмотров: 604
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.