Воскресенье
20.08.2017
20:27
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Материалы о религии (статьи и видео) »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Реформаторство [23]
Реформаторские движения
Квакеры [7]
Статьи о квакерстве

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поделиться

Время жизни сайта

Главная » Статьи » Религия и современность » Реформаторство

Квакерский ответ христианскому фундаментализму: Часть 5. Иисус Христос
Есть много различных предположений о том, кем и чем был Иисус. Мы можем начать снова с фундаменталистских представлений об Иисусе. Фундаменталисты отождествляют Иисуса и Бога, и склонны преуменьшать роль человечности Иисуса. Как выразилась книга, редактором которой выступил Джерри Фолуэлл, "божественность Иисуса в действительности является самым важным из всех оснований". Как Бог, Иисус достоин нашего поклонения. Он бесконечно превосходит нас. В нем наше спасение; умирая на кресте, он искупил наши грехи. Наконец, он - тот, чья любовь к нам глубока.

Трудно говорить о воззрениях квакеров на Иисуса. С одной стороны, представления Друзей об Иисусе очень разнообразны, в диапазоне от представлений, очень напоминающих представления доминирующего христианства, до представлений об Иисусе как только человеке, исключительно духовном учителе. С другой стороны, либеральные Друзья фактически не так много говорят об Иисусе; мы склонны больше говорить о Боге и Духе. Немногие из Друзей пытались выстроить для себя очень точное богословие Иисуса.

Друзья, которые подчеркивают человечность Иисуса, чувствуют, что каждый может и должен различать Иисуса и Бога, понимая Бога как превосходящего Иисуса. Сам Иисус говорит в Евангелии по Иоанну: "Отец мой более меня" (4:28). Некоторые Друзья сосредотачиваются на следовании Иисусу, с тем, чтобы уподобиться ему, вместо того, чтобы поклоняться ему. Они уделяют больше внимания человечности Иисуса и его роли рабби, еврейского учителя. Они часто рассматривают Иисуса как совершенного духовного учителя, того, кто воплотил духовную реальность, которой он учил.

Иные Друзья следуют за Джорджем Фоксом: Христос, присутствующий в личности Иисуса, в сущности, ничто иное как Внутренний Свет. Самому Джорджу Фоксу было ясно, что Христос - внутренняя, опытная действительность. Он писал, что нужно держаться внутреннего, и когда кто-то будет говорить: Христос здесь или Христос там, это не верно, поскольку Христос внутри нас. Он называет таких людей "соблазнителями и антихристами, которые отвлекают ваш ум от учения внутри вас". Здесь Фокс говорит, что те, кто сосредотачивается исключительно на внешнем Христе, возможно, отождествляя его полностью с личностью Иисуса, уводят наше внимание далеко от места, где мы можем найти Христа: внутри.

Этот Друг, как и многие другие, попытался выстроить такое понимание Иисуса, в котором не потеряны ни человек, ни духовное измерение. В этом вопросе на меня большое влияние оказал Маркус Борг. Борг предлагает такой взгляд на Иисуса, который выглядит очень квакерским, и, фактически, принят многими Друзьями. Это воззрение признает человечность Иисуса и подтверждает, что Бог больше чем Иисус, в то же самое время сохраняя значение Иисуса как больше, чем только человека и великого учителя. Борг предлагает рассматривать Иисуса как наполненного духом человека, человека исполненного и переполненного живым Духом Бога. Как можно видеть отсюда, Иисус - предельное проявление квакерского идеала. Друзья стремятся быть переполненными Духом Бога. Иисус показывает нам, как это выглядит, когда сделано идеально. Джордж Фокс поддерживал такое представление об Иисусе. Он цитировал Евангелие по Иоанну (3:34), где говорится, что Бог дал Иисусу дух "без меры", т.е. без ограничений.

Что означает сказанное: Иисус был человеком, исполненным Духом Бога? Из евангелий мы мало что узнаем о детстве Иисуса, но то, что мы действительно узнаем, создает впечатление, что в юности Иисус было набожным еврейским мальчиком, который хорошо знал и глубоко изучал еврейские священные писания. (Лука повествует, как в юности он изумил присутствующих в Иерусалимском Храме своим пониманием Писаний). Его юношеская жизнь резко изменилась, когда он, как и многие другие, пошел, чтобы омыться в водах реки Иордан. В отличие от других, Иисус вышел из воды с драматическим духовным опытом, в котором он пережил, что "Дух, как голубь, спустился на него", после чего "Дух повлек его в пустыню", где он провел 40 дней, по-видимому, в молитве и религиозном поиске, столкновении и взаимодействии со злыми и добрыми духовными силами. Его общественное служение немедленно началось после этого драматического вхождения Духа в его жизнь. Впоследствии евангелия свидетельствуют, что Иисус часто уединялся, чтобы провести время в молитве. Мы можем догадываться, что в значительной мере это была созерцательная молитва, связанная с тем, что Иисус чувствовал особенную близость с Богом, к которому он обращается "Авва" или Отец. Мы также видим много пассажей, согласно которым Иисус может исцелять, как он выражается, "Духом Божиим" и проповедовать, поскольку, как он выражается, "Дух Божий на мне". Такое понимание Иисуса вполне приемлемо для квакерства. Оно дает нам Иисуса, который, будучи полностью человеком, все же наделен божественными качествами, потому что Дух переполняет своим присутствием его.

Имеют ли Друзья и фундаменталисты нечто общее в своих воззрениях на Иисуса, или есть ли у них какие-то идеи, которые достаточно близки, чтобы между ними можно было навести мост понимания? Учитывая разнообразие и часто несформулированную природу воззрений Друзей на Иисуса, трудно ответить на этот вопрос. Однако, Друзья должны вспомнить, что Внутренний Свет часто называется у Джорджа Фокса "светом Христа". Могут ли быть обнаружены какие-либо общие черты в квакерском опыте Внутреннего Света/света Христова и фундаменталистском опыте присутствия Иисуса? Диалог на эту тему между Друзьями и фундаменталистами может дарить открытия и быть плодотворным.
Категория: Реформаторство | Добавил: Westernizer (17.08.2011)
Просмотров: 830
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Facebook
Страница в Фейсбуке о новых взглядах в религии, реформах и новостях
Прогрессивная религия

Продвигайте также свою страницу

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Вход на сайт