Воскресенье
24.09.2017
16:59
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Материалы о религии (статьи и видео) »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Реформаторство [23]
Реформаторские движения
Квакеры [7]
Статьи о квакерстве

Ссылки
    Modern Church: Liberal faith in a changing world
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная » Статьи » Религия и современность » Реформаторство

Половое образование в иранских школах — старое табу ("Deutsche Welle", Германия)
То, что в иранских школах отсутствует половое воспитание, — явление вполне обычное. Специальных занятий по такой тематике не было ни до, ни после Исламской революции. Сама суть проблемы коренится в существующем табу на публичное обсуждение подобных вопросов. Тем не менее неосведомленность в том, что касается отношения полов, создает массу проблем в жизни людей.

Житель Тегерана Нима (39 лет) говорит: «Моя юность прошла в то время, когда интернет еще повсеместно не использовался. Поэтому для меня и почти всех моих друзей единственным источником информации были порнофильмы и люди, которые были старше на три — четыре года и были готовы рассказать о своем сексуальном опыте. Искаженный образ половых отношений, сложившийся у меня под впечатлением порнофильмов, привел к тому, что в течение нескольких лет уже после собственной женитьбы мне приходилось путем проб и ошибок познавать тонкости половых отношений и в моей семейной жизни мне пришлось пережить массу психологических стрессов».

Опыт Нимы — это один из примеров ситуации, в которой неосведомленность в плане интимных отношений приводит к серьезным проблемам. Причиной тому является отсутствие полового воспитания подростков и молодежи в школах, в том возрасте, когда они психологически формируются как личности.

Невнимание к обучению такого рода в средних образовательных заведениях может стать причиной множества проблем, таких как разногласия в отношениях до или после брака, увеличение статистики разводов, уязвимость в плане интимной близости и распространение венерических заболеваний.

Социолог Саид Пейванди, профессор одного из парижских университетов, поделился своим мнением на этот счет в интервью персидской редакции Deutsche Welle: «Интимные отношения между двумя людьми — это один из самых сложных видов человеческой коммуникации, существующих в мире. Помимо прочего, сложность составляет сексуальная близость и то, как каждый из партнеров к ней относится. В Иране отношение людей к собственному телу и телу другого человека формируется напряженно и всячески скрывается, люди не могут обсуждать со старшими свои половые проблемы. В результате этого может набирать силу антигуманный взгляд на эти проблему, при котором все сводится к получению удовольствия. На самом деле сексуальные отношения могут быть основой счастливой семейной жизни или, наоборот, приводить к разводу. Однако общество легкомысленно игнорирует этот фактор».

Проблемы, связанные с отсутствием полового воспитания, охватывают широкий круг людей вне зависимости от того, придерживаются ли они каких-либо религиозных взглядов или являются атеистами. Мухаммад в своем зрелом возрасте — убежденный мусульманин. С горькой улыбкой он рассказывает: «Я любил свою первую жену. Наши отношения начались, когда мне было 22, а ей 18. Все было готово для начала счастливой супружеской жизни. Наши семьи поддерживали друг с другом хорошие отношения и казалось, что мы будем жить душа в душу, но с первой брачной ночи начались проблемы. В итоге все кончилось разводом, но о его причине мы никому не говорили. В первую ночь я понял, что моя жена — не девственница. Для меня как религиозного человека это было большим ударом, поэтому дальнейшая совместная жизнь стала невыносимой. Уже много лет спустя я узнал, что девственная плева может быть разной, и вовсе необязательно, что у моей первой жены был кто-то до меня».

Невнимание к половым проблемам в образовательной системе Ирана можно объяснить существованием в традиционном обществе запрета на разговоры о сексе и специфическим воспитательным подходом религиозных властей страны.

Саид Пейванди говорит, что в этом нельзя винить только религию, потому что и при светском правлении до Исламской революции 1979 года в этой сфере не происходило никаких кардинальных перемен и все из-за существующего табу на публичное обсуждение таких тем. Половое разделение на самом бытовом уровне, разное отношение к мужчинам и женщинам, прекращение в школах профилактических бесед об опасности таких заболеваний, как СПИД, — все это привело к тому, что проблемы отношений между разными полами стали еще больше замалчиваться.

Эксперт по вопросам образования Ширзад Абдоллахи в интервью персидской редакции Deutsche Welle сообщил: «Руководство Министерства образования Ирана точно так же, как и часть общества страны, считает, что публично нельзя обсуждать интимные отношения подростков и даже проблему подростковой наркомании, в обратном случае авторитету иранских школ будет нанесен ущерб. Я не думаю, что наложение табу на обсуждение половых проблем коренится в религиозном учении. Если в школах для восьмилетних девочек и четырнадцатилетних мальчиков проводят праздник инициации (половой зрелости), значит теория полового воспитания уже закладывается с учетом культурных особенностей общества».

Далее в своем интервью Абдоллахи рассказал о еще одной проблеме образования в этой сфере, а именно об отсутствии педагогической подготовки для специальных консультантов, которые могли бы заняться половым воспитанием подрастающего поколения. «К сожалению, — говорит он, — Министерство образования вовсе не уделяет внимания тому, что для преподавания любого учебного предмета необходимо иметь в штате специально обученных сотрудников. Учителя, воспитатели и даже консультанты в школах в вопросах полового воспитания не владеют верной информацией».

Образование в сфере половых вопросов необходимо и жизненно важно

В период реформ в Иране (при президенте Мохаммаде Хатами в 1997 — 2005 годах) к первому учебнику по биологии для средней школы в качестве приложения была выпущена брошюра на шести страницах, в которой рассказывалось об угрозе СПИДа и путях распространения этой болезни. Однако после того, как министром образования в 2005 году стал Махмуд Фаршиди, эта брошюра была изъята из обращения.

Как утверждает Ширзад Абдоллахи, Фаршиди признался, что после прочтения названной брошюры на его лбу выступил «пот стыда». Это несмотря на то, что приложение было написано научным языком и «только в одном из его абзацев сообщалось, что СПИД передается половым путем».

В июне прошлого года заместитель главы Организации среднего образования Давуд Рустаи заявил: «Вне школы учащиеся находятся под присмотром своих родителей, поэтому Министерство образования не может полностью отвечать за них. Если после уроков с ними что-то случается, нельзя в этом винить школу».

Эти заявления чиновника звучат на фоне увеличения за последние годы числа учащихся средних школ в Иране, заболевших СПИДом. Несмотря на такое положение дел, Рустаи отмечает: «В школе, где девочки и мальчики учатся раздельно, можно ли говорить о распространении СПИДа среди учеников? Термин "ученик” стоит употреблять только в том случае, когда подросток находится под полным контролем школы».

Саид Пейванди убежден, что иранской системе образования не хватает «мужества», чтобы заниматься проблемами настоящего и будущего молодого поколения. Если, считает он, школа не будет уделять этому внимания, необходимы научная критика и непредвзятое обсуждение этой проблемы.

Пейванди полагает: «Половому воспитанию в иранских школах прежде всего мешают культурные и идеологические факторы. В традиционном закрытом обществе, которое считает запретным обсуждение многих сторон личной жизни, обращение к такого рода проблемам не может происходить открыто. Люди такого склада в меньшей степени заинтересованы в том, чтобы обсуждать такие темы, поэтому и система образования в этой стране руководствуется теми же принципами. Руководство иранских школ стесняется заниматься такими вопросами и таким образом игнорирует проблемы молодежи. Если мы будем думать, что какие-то проблемы просто не могут возникнуть в школьной среде и поэтому их нет, нам придет замалчивать о многих происходящих там фактах. Тем не менее следует признать жизненно необходимым обращение к половым проблемам еще в школе для приобретения учениками обычного человеческого опыта, при этом вовсе не обязательно предупреждать только об опасностях интимных связей, таких как заражение венерическими заболеваниями».

Следует признать, что политика Министерства образования в Иране со временем стала меняться. Как заявило министерское руководство, с нынешнего года в школьные учебники по биологии и защите здоровья для средней школы вошла тема, посвященная профилактике СПИДа. Хотя пока этот раздел изучают школьники только 11 из 31 провинции Ирана, ожидается, что в следующем году его изучением займутся все без исключения учащиеся средней школы.

Иранская система образования и социальные риски

Профессор Махмуд Гользари из психологического центра Bidar два года тому назад провел в женских средних школах Тегерана исследование на тему отношений девушек и юношей. Его результаты показали, что 80% тегеранских школьниц встречаются с молодыми людьми, хотя степень их близости самая разная — от телефонных разговоров до половых отношений.

Ссылаясь на это исследование, Абдоллахи отметил: «Профессор Гользари — убежденный мусульманин и, с точки зрения политики, консерватор. Однако когда в одном из своих выступлений он сообщил о результатах проведенной работы, на него обрушилась волна критики. Хейдар Реза Хаджи-Бабаи, занимавший в то время пост министра образования, сказал, что если бы он сам заявил о таком, то считался бы грешником до конца своей жизни. На самом деле для некоторых людей нет разницы, кто именно говорит о чем-то. Дело было в том, что профессор Гользари нарушил существующее табу на публичное обсуждение таких проблем».

Однако Саид Пейванди убежден, что иранское общество испытывает серьезную нехватку образования в плане полового воспитания, в то время как проблемы секса реально существуют, являясь частью социальных отношений.

Социолог утверждает: «Во многих странах обязанностью системы образования является противостояние существующим табу и тем проблемам, которые не обсуждаются в обществе или обсуждаются недостаточно. Образовательная система должна больше задумываться о будущем, чтобы гражданин занял в нем достойное место. Таким образом, образование должно предотвращать социальные риски. Иранская молодежь, которая вовсе не получает никакого образования в этой сфере, знакомится с ней тайно, иногда это даже сопряжено с большими трудностями. Незнание многих аспектов этих отношений приводит к серьезным проблемам в плане поведения, физического и психологического здоровья».

Как утверждает Нима, слова которого приводились в начале статьи, именно неправильное представление об интимных отношениях, сложившееся у него под влиянием порнофильмов, привело к тому, что после своих многочисленных связей он заразился венерическим заболеванием. Однако еще более страшно то, что он много лет подряд думал о женщинах как о существах второго сорта и относился к ним потребительски, ведь именно такому восприятию порнофильмы учили молодых людей его поколения.

Распространение образования в сфере половых отношений

Поскольку сфера половых отношений считается в Иране социально-культурным табу и в средних и высших учебных заведениях страны отсутствуют педагоги по этому предмету, о методах распространения образования в этой области можно говорить только после рассмотрения существующих на его пути преград.

Саид Пейванди полагает, что образовательная система может приступить к половому воспитанию, опираясь на несколько принципов. Во-первых, следует учитывать, что данные вопросы представляют прежде всего конкретное знание, которое человек должен иметь о себе и о представителях другого пола с тем, чтобы постепенно использовать его в своем жизненном опыте. Во-вторых, образовательная система может задействовать книжные образы мужчины и женщины и их социальные роли. Если эти роли будут как можно более равнозначными, отвечающими социальной действительности и человечным требованиям, сексуальность будет восприниматься не так эмоционально и наполняться большим смыслом. В-третьих, необходимо сделать упор на практичности данного знания, которое передается посредством учебников и продолжает формироваться в процессе человеческой жизни. Это позволит детям освоить больше информации и стать полноценными гражданами, которые адекватно и по-человечески смотрят на проблему отношения полов. Помимо этих трех теоретических принципов, в практическом русле школа может проявить некоторые инициативы, которые помогли бы школьникам лучше познакомиться с этой стороной жизни.

Ширзад Абдоллахи приводит слова заместительницы директора одной из иранских школ, которая сообщила следующее: «Из каждых 30 наших учениц 25 девушек с кем-то встречаются, причем самое удивительное то, что у большинства из них по два "бойфренда”, с одним они из-за денег, с другим — ради удовольствия». «Разумеется, — говорит эксперт, — без комплексного исследования подобные заявления нельзя признавать достоверными или, наоборот, ложными, однако о таких словах стоит хотя бы задуматься. Иногда за внешним фасадом общественного спокойствия скрывается такое, что мы не хотим видеть или о чем не желаем знать».

Половое воспитание в западных странах

На Западе знания об устройстве человеческого тела принято делить на два круга вопросов. Вначале детей в научном ключе знакомят с внешними особенностями представителей своего и противоположного пола. В более старшем возрасте им рассказывают о половой связи, способах предохранения и поддержания здоровья.

Саид Пейванди считает, что первичное знакомство детей с внешними особенностями мужского и женского организмов является залогом их большей осведомленности и более сознательного отношения к сексу в будущем.

Отмечая необходимость наличия образования в сфере поддержания собственного здоровья, он говорит: «Одним из важнейших аспектов этой сферы является сексуальное здоровье. С другой стороны, в западных странах молодые люди могут спокойно общаться друг с другом как в школе, так и за ее пределами. Там в школах есть специальные консультанты, к которым ученик может обратиться, если у него имеются какие-то вопросы или проблемы в этой сфере».

Патрисия, учительница одной из парижских школ, говорит, что ее девятилетний сын неплохо осведомлен о строении собственного тела, половых органах, использовании презерватива и способе производства себе подобных. Всему этому, по ее словам, ребенка научили еще в начальной школе, а она и ее муж всего лишь дополнили ту информацию, которую получил их мальчик на уроках полового воспитания.

На Западе проблемы полового воспитания считаются решенными, и образование в этой сфере довольно открыто. Именно поэтому молодежь в этих странах может довольно легко получать разную информацию на данную тематику и как результат устанавливать здоровые человеческие отношения с представителями противоположного пола. Например, в немецких школах учителя биологии демонстрируют подросткам пластиковые или деревянные модели мужских и женских половых органов и таким образом учат их пользоваться гигиеническими и противозачаточными средствами.


Источник: Deutsche Welle (персидский язык, иероглифы)
Перевод ИноСМИ, 4 января 2014

Категория: Реформаторство | Добавил: Klara (24.01.2014)
Просмотров: 684
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои страницы в социальных сетях (тематические, не персональные)
Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.