Среда
26.04.2017
18:40
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Свет знания
Главная Регистрация Вход
Материалы о религии (статьи и видео) »
Поиск

Вася Обломов

Меню сайта

Категории раздела
Современная теология [22]
Направления теологии
Католичество [12]
Либеральные католики, неординарные лица и реформаторство в католичестве
Квакеры [7]
Статьи о квакерстве
Гендерное равенство и феминизм [12]
Движения в религиях к равенству полов, соблюдению прав женщин, теология феминизма
Квир [20]
Различные мнения и события по теме негетеронормативности

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поделиться

Время жизни сайта

Главная » Статьи » Реформы религии » Гендерное равенство и феминизм

Пётр Сахаров. Вопрос о священстве женщин обсуждается в Православной Церкви
Большинству православных верующих у нас в России тема женского священства просто не приходит в голову, а когда им удается случайно что-то об этом услышать, они воспринимают это как совершеннейший нонсенс, иногда с немалым изумлением. Даже наиболее просвещенные среди русских православных, как правило, считают вопрос о священстве женщин чистейшей воды "прихотью" современного Запада и иначе как ересью не называют.
 
Элизабет Бер-Сижель, Каллист (Уэр), епископ Диоклийский.
Рукоположение женщин в православной Церкви.
М., Библейско-богословский институт

Св. Апостола Андрея, 2000.

И действительно, возникший на очередном витке западного феминизма вопрос о возможности исполнения женщинами священнического служения был остро поднят сперва протестантами, а затем и католиками. К настоящему времени в большинстве протестантских деноминаций давно уже остались позади бурные дебаты на эту тему и во многих церквах и общинах женщины допускаются до священнического служения. В католической Церкви вопрос этот также поднимался весьма настойчиво, однако Конгрегация вероучения запретила дальнейшее его обсуждение (после чего католики, как и следовало ожидать, стали дискутировать на эту тему с еще пущей страстью).

Казалось бы, православие при его большей тенденции к традиционализму должно оставаться не обуреваемым всеми этими проблемами. Но, оказывается, это не так. Только что в Москве вышла книга "Рукоположение женщин в православной Церкви" (перевод с французского, оригинал опубликован в Париже издательством "Cerf" в 1998 г.). Не стоит пугаться: из названия не следует делать вывод, что женщин уже стали рукополагать. Просто книга знакомит читателя с тем, как в течение последних двух десятилетий в православном мире ведется дискуссия на эту тему, и обстоятельно освещает различные аргументы "за" и "против".

Книга состоит из двух больших статей, во многом пересекающихся и органично дополняющих одна другую. Автор первой из них ("Рукоположение женщин обсуждается и в православной Церкви") — французская православная мирянка Элизабет Бер-Сижель, одна из многих уже на Западе православных женщин, профессионально занимающихся богословием. Автор другой статьи ("Мужчина, женщина и священство Христово") — известный своими богословскими трудами православный архиерей из Англии, принадлежащий к Вселенскому Патриархату епископ Диоклийский Каллист (Уэр). В первой из статей в очень мягкой и аккуратной форме отстаивается возможность женского священства, а во второй она оспаривается (хотя не менее мягко, без какой-либо категоричности и с признанием необходимости дальнейшего обсуждения).

Да, православные иерархи на Западе не боятся диалога на эту тему. Примечательны в этой связи слова митрополита Сурожского Антония (Блума): "Вопрос о рукоположении женщин еще только ставится. К нам, православным, он идет извне. Он должен стать для нас внутренним вопросом. Он требует от нас внутреннего раскрепощения и глубокой сопричастности Божьему смотрению и воле Божьей".

Процесс такого внутреннего раскрепощения, как явствует из представленной в книге истории освоения современным православием этой проблемы, протекает нелегко и не всегда гладко. Тем не менее среди православных Запада проблема возможности женского священства и, тем более, восстановления раннецерковного института диаконисс живо беспокоит многих (не только женщин) и становится предметом все более пристального изучения. За этим стоит определенно нечто большее, чем просто желание отдельных женщин быть ни в чем не хуже мужчин. "Речь идет о том, чтобы не потерять для церкви этот мир из-за невнимания к его чаяниям, как потеряли в XIX-XX вв. едва ли не весь мир рабочих, — пишет Э.Бер-Сижель. — Простая мирянка, я пытаюсь, как призывал к этому Своих учеников Христос, различить "знамения времени" (Мф 16: 3). Разве не беспрерывно слышится призыв, обращенный к церкви в ее полноте, (*) как к "книжнику, наученному Царству Небесному", "выносить из сокровищницы своей новое и старое" (Мф 13: 52)?".

Следом за другими сторонниками женского священства Э.Бер-Сижель основывается на том, что христианству внутренне присуща идея равного достоинства женщины и мужчины: "Культурный контекст [древности и средневековья. — П.С.] не разрешал институционально выразить такое духовное равенство. Сегодняшний контекст ему благоприятствует, хотя бы в рамках западной культуры".

В книге многосторонне рассматриваются основные аргументы против женского священства. Одним из самых существенных среди них считается аргумент от предания. Не случайно протестанты — в силу того, что они либо полностью отрицают предание, либо не придают ему большого значения, — так быстро сумели решить вопрос о священстве женщин положительно. Совсем иное отношение к преданию у католиков и православных. Епископ Каллист так формулирует этот аргумент: "Если бы Господь предназначил женщин к священнослужению, Он бы дал четкие предписания Своим ученикам, а они, в свою очередь, послушались бы Его. Поскольку верность Священному преданию неотделима от православия, православные экзегеты видят в предании не просто историческое, но и богословское доказательство... Две тысячи лет церковь рукополагала только мужчин. Вправе ли мы менять ту церковную практику, которая не менялась, начиная с апостольских времен?" Однако следом за этим владыка Каллист честно излагает и доводы противоположной стороны, например, такой: "Иисус действительно сделал Своими учениками только мужчин, однако известно и то, что Он избирал на эту роль только обрезанных евреев. Если церковь отклонилась от Его примера, допустив к апостольскому и священническому служению неевреев, то почему бы не поступить так же и в отношении женщин? Если мы не следуем примеру Христа в первом случае, зачем следовать ему во втором?" Каждый из контраргументов он пытается в свою очередь оспорить, не настаивая при этом на окончательности своего суждения и оставляя широкое поле для размышлений.

Вообще обоим авторам свойственна широта видения рассматриваемой ими проблемы. И даже сторонница столь новой для православия идеи, как женское священство, Э.Бер-Сижель предостерегает от каких-то поспешных действий:

"Решение к рукоположению женщин неизбежно привело бы к расколу в православной Церкви. Учитывая такую опасность, смирим свое нетерпение. Самый важный духовный дар — любовь, а она "долготерпит" и "всего надеется" (1 Кор 13: 4-7).

Появился проблеск надежды на возможность мудрого и творческого восстановления женского диаконата. Нужно обсуждать в мире и согласии вопрос, поставленный церквами, которые рукополагают женщин в сан пресвитера. Православные церкви должны терпимо и по-братски понимать, что Дух может обращаться к церкви и через откровения другой церкви. Вопрос — трудный, и воспринимать его нужно в свете божественного чуда, воплощения Бога, которое спасает, освящает и преображает человечество".

© "Русская мысль", Париж, N 4340, 9 ноября 2000 г.
Категория: Гендерное равенство и феминизм | Добавил: Westernizer (05.09.2009)
Просмотров: 828
Перевести

Лев Толстой

Избранные страницы

Facebook
Страница в Фейсбуке о новых взглядах в религии, реформах и новостях
Прогрессивная религия

Продвигайте также свою страницу

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Моя рассылка
Нажмите, чтоб подписаться Рассылка 'Человек и религия в современном мире'

Ссылки
    Российская Демократическая Партия "ЯБЛОКО" МХГ
    The Center for Prosressive Christianity
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Вход на сайт