Среда, 23.10.2019, 21:07
Приветствую Вас, Гость
В разделе материалов: 82
Показано материалов: 1-50
Страницы: 1 2 »

Лекция Галины Муравник в храме свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине о Тейяре де Шардене

Эволюционизм и религия | Просмотров: 240 | Добавил: Klara | Дата: 02.01.2019

Статья рассказывает о том, как живут верующие гомосексуалы, если не находятся в церквях, совершивших радикальный пересмотр традиционных представлений. Опубликована она в издании американских консерваторов, название которого говорит само за себя: «The American Conservative«.
Философия и Психология | Просмотров: 1113 | Добавил: Klara | Дата: 11.02.2014

Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей и утолением боли. Это следует постоянно иметь в виду, когда хотят понять религиозные движения и их развитие. Чувства и желания лежат в основе всех человеческих стремлений и достижений, какими возвышенными они бы ни казались.

Какие же чувства и потребности привели людей к религиозным идеям и вере в самом широком смысле этого слова? 
Философия и Психология | Просмотров: 1307 | Добавил: Klara | Дата: 04.12.2013

Годы, которые протекли со дня смерти о. Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955), были наполнены ожесточенными спорами, возникшими вокруг его имени. Книги этого выдающегося ученого, вышедшие посмертно, вызвали реакции, зачастую диаметрально противоположные. Если одни видели в нем нового Фому Аквината, соединившего науку и религию, то другие называли тейярдизм "мифологией", "пантеизмом", "уступкой материализму". Однако, как бы ни оценивать Тейяра и его миросозерцание, никто не может отрицать, что он - явление в высшей степени значительное и симптоматичное для нашего времени. Он отвечает на многие вопросы, которые волнуют сегодня мыслящих людей. Наука и религия, эволюция и грядущее преображение мира сплетаются в его "Феномене человека" в единое живое целое. Естествоиспытатель и священник, мыслитель и мистик, блестящий стилист и обаятельный человек - он как бы создан для того, чтобы стать властителем дум нынешних поколений. Католики гордятся им, коммунисты издают его книги, хотя и те и другие далеки от того, чтобы полностью принять его учение. Такова сила его притягательности.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 973 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

... В 1892 году Тейяр поступает в колледж Общества Иисуса, а когда через 7 лет оканчивает его, у него уже созрело решение вступить в Орден иезуитов. В 1900 году (в год смерти Вл. Соловьева) Тейяр уже новоначальный член Общества Иисусова, а через год приносит иноческие обеты. Тейяр продолжает свое образование, получает ученую степень. Наставники благословляют его на занятие естественными науками. Так монах становится ученым. Он принимает участие в экспедиции в Египет, где его окончательно пленяют геология и палеонтология. Этим сферам науки он останется верен до конца своих дней.

В мировоззрении Тейяра можно найти следы влияния разных мыслителей, преимущественно это французские философы. В своих идеях о единстве человечества он чем-то связан с Огюстом Контом ("Grand Etre"); на формирование идеи о "точке Омега" несомненно оказало воздействие "Будущее науки" Ренана; особенно ощутимо влияние Бергсона с его учением о "творческой эволюции". ...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1066 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

Умалчивая о начале мира (а что можно сказать об этом с точки зрения "феноменальной"?), Тейяр все же склонен к принятию теории "взрыва" и "расширяющейся Вселенной". В момент "взрыва" из вещества путем внезапной трансформации образуются устойчивые единицы элементарной материи. "Преджизнь", скрытая "радиальная" энергия, ведет материальный мир по пути усложнения. Эволюция начинается еще задолго до появления живых организмов. Ткань универсума несет в себе координацию внутреннего ("психического") и внешнего, структурного ("тангенциального"). Она является одновременно живой системой взаимосвязей, органическим (а не механическим) взаимопроникновением элементов.

Говоря об эволюции, Тейяр справедливо настаивает на том, что в настоящее время она перестала быть спорной гипотезой.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 828 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

Роль дарвинизма в умственной борьбе истекших ста лет весьма существенна. Мы уже говорили о том, как соотносятся между собой учения о творении и эволюции. Ниже будет рассмотрен вопрос о миросозерцании самого Дарвина. Одни считают его верующим, другие - атеистом. Кто же прав?

Материалы, которыми мы располагаем, мало удовлетворяют в качестве "психологического документа". Английская сдержанность и особенности личного свойства помешали Дарвину оставить после себя свидетельства о своей внутренней сокровенной жизни. Однако в "Автобиографии", сочинениях, письмах и записных книжках есть достаточный материал, чтобы составить представление о некоторых факторах, которые определили мировоззрение Дарвина.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 948 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

Кaковы движущие силы биологической эволюции?

Существуют двa принципиaльно рaзных подходa к ответу нa этот кaрдинaльный вопрос.

В соответствии с первым, феномен изменения форм живого есть случaйный процесс, определяемый двумя хотя и рaзными по сути, но при всем том — случaйными фaкторaми. Это хaотические мутaции и естественный отбор. Нa подобных предстaвлениях и основaны все версии дaрвинизмa, в том числе и сaмые cовременные. Жизнь есть лишь некий эфемерный (нa фоне подaвляющих космологических мaсштaбов) феномен, a вместе с тем и рaзум кaк космический фaктор есть тaкже нечто случaйное и преходящее.

Соглaсно второму подходу, процесс эволюции в своей основе зaкономерен, что проявляется дaже нa фоне множествa случaйных фaкторов. Эта концепция известна под названием номогенеза.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 926 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

В биологии долго господствовaло мнение, что системaтикa вторичнa по отношении к филогении. Если верить Дaрвину, генеaлогичесое дерево и есть единственнaя системa оргaнизмов. Но все больше и больше твердо устaновленных фaктов говорит о том, что тaкaя позиция не только не является единственно рaзумной, но и попросту невернa. Обосновaнию и подробному рaзвитию тезисa, что естественнaя системa форм живого имеет свои внутренние, вневременные, иммaнентные сaмой природе живого основaния, нaукa обязaнa клaссическим рaботaм Александра Александровича Любищевa ...

... Идеи Любищевa роли системaтики в прaвильном выборе между конкурирующими концепциями эволюции окaзaлись пророческими. Это стaло ясно именно сейчaс, когдa сообщество биологов нaчинaет постепенно осознaвaть фундaментaльное знaчение клaссических рaбот Сергея Викторовича Мейенa. ...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 855 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

В заглавии этой статьи поставлено «расколдовывание мира» — термин социолога Макса Вебера, по сути описывающий развитие научного мышления. «Расколдовывание мира» — это постепенный поворот в истории от магизма и суеверий к рациональному познанию, процесс освобождения от веры в действие потусторонних сил в природе. По Веберу этот процесс начинается со времён античности, определённое место в нём занимают библейские пророки. Но кульминации он достигает в эпоху развития протестантизма, когда религия переходит от сосредоточения на потустороннем к «мирским» задачам и проблемам.

... Помимо объяснения библейских историй естественными причинами, есть также метод реинтерпретации Библии, основанный на демифологизации. «Демифологизация» — термин, введённый теологом Бультманом, который означает критическое истолкование мифической картины мира Библии посредством поиска в мифологии экзистенциального смысла и объяснение этого смысла на современном языке. Демифологизация как метод реинтерпретации Библии подразумевает не простой отказ от мифологии, а поиск значения её символов, остающееся актуальным, учитывая те цели, которые, по мнению интерпретаторов, преследовали авторы.

Библейская критика | Просмотров: 1448 | Добавил: Klara | Дата: 19.08.2013

Лев Толстой, по словам А Франса, "видел своими духовными очами невидимые ещё нам горизонты. Я могу сравнить Толстого с Гомером. Его будут изучать через тысячелетия. Его якобы утопии уже частью находят себе подтверждение. Старый мир трещит, устои его колеблются… Толстой – пророк нового человечества".

Cто лет назад, 7 ноября 1910 года, на никому дотоле не известной станции Астапово, закончилась, как написал Бунин, "не только жизнь одного из самых необыкновенных людей, когда-либо живших на свете, - кончился еще и некий необыкновенный человеческий подвиг, необыкновенная по своей силе, долготе и трудности борьба за то, что есть "освобождение". ...
Философия и Психология | Просмотров: 1624 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 05.11.2010

...Многолетние напряженные нравственные и религиозные искания Толстого нашли отражение в огромном количестве писем, эссе, статей и записных книжек.

Интуитивные прозрения Толстого ошеломительны для тех, кто знаком только с его художественным творчеством. Вот одно из них: "Каждый поступок ничто в сравнении с бесконечностью пространства и времени, а вместе с тем действие его бесконечно в пространстве и времени”...

Философия и Психология | Просмотров: 1554 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 04.11.2010

"Священно одно: это душа человеческая, его разум и его искание истины ..."
"Пусть человек только сам для себя перед Богом стремится к совершенству, веря, что это его совершенство нужно всему миру; и он совершит великое - спасет мир... Нужно верить в огромность этого дела... "
Философия и Психология | Просмотров: 1605 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 03.11.2010

Отрывок из работы Эриха Фромма «Психоанализ и религия»
 
...Существенным элементом авторитарной религии и авторитарного религиозного опыта является полная капитуляция перед силой, находящейся за пределами человека. Главная добродетель этого типа религии - послушание, худший грех - непослушание. Насколько божество признается всемогущим и всезнающим, настолько человек считается бессильным и незначительным, он добивается благоволения или помощи от божества только в случае полного подчинения. Повиновение сильной власти - один из путей, на котором человек избегает чувства одиночества и ограниченности. В акте капитуляции он теряет независимость и цельность как индивид, но обретает чувство защищенности, становясь как бы частью внушающей благоговение силы... 
 
...Гуманистическая религия, напротив, избирает центром человека и его силы. Человек должен развить свой разум, чтобы понять себя, свое отношение к другим и свое место во Вселенной. Он должен постигнуть истину, сообразуясь со своей ограниченностью и своими возможностями. Он должен развить способность любви к другим, как и к себе, и почувствовать единство всех живых существ. Он должен обладать принципами и нормами, которые вели бы его к этой цели. Религиозный опыт в таком типе религии - переживание единства со всем, основанное на родстве человека с миром, постигаемым мыслью и любовью.

Цель человека в гуманистической религии - достижение величайшей силы, а не величайшего бессилия; добродетель - в самореализации, а не в послушании. Вера - в достоверности убеждения, она основана на опыте мысли и чувства, а не на том, чтобы бездумно принимать чужие суждения. Преобладающее настроение - радость, а не страдание и вина, как в авторитарной религии... 
Философия и Психология | Просмотров: 3608 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 15.11.2009

Многие организации, выступающие в наше время против гомосексуализма, не проповедуют жестоких мер (возможно, по той причине, что большинство американцев не приветствуют идею «окончательного решения» вопроса существования гомосексуалистов). Чаще их работа проявляется в форме безобидных на первый взгляд призывов к гомосексуалистам оставить их «образ жизни» и научиться быть гетеросексуаламн. Появились два движения, последователи которых заявляют, что способны помочь гомосексуалистам сменить ориентацию: религиозно-политическое и медицинское. Как мы увидим, их цели и методы никак не могут считаться безвредными.
Философия и Психология | Просмотров: 1632 | Добавил: Klara | Дата: 20.10.2009

Размышления о самой природе религиозного чувства представляются очень важными, потому что зачастую человек не вполне понимает, что это такое - не следовать тем или иным традициям, правилам или установлениям, но именно чувствовать Божье присутствие или de Deo sentire, как говорил Барух Спиноза. «Чувство совести, как и чувство Бога, искусственно вызвать в себе невозможно».
Философия и Психология | Просмотров: 1422 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 29.08.2009

Сравнительно недавно несколько богословов-любителей (в том числе и облеченных священным саном) издали книгу, в которой православные христиане были призваны восстать на борьбу с новой и ужасной ересью, имя которой — «эволюционизм». Книга «Шестоднев против эволюции» (М.: Паломникъ, 2000), плод коллективного труда и своего рода манифест, продемонстрировала своим появлением всю нелегкость и противоречивость того пути, когда святоотеческое богословие пытаются использовать для смертельной битвы с ветряными мельницами...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1079 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 28.08.2009

Одной из особенностей разбираемой книги («Шестоднев против эволюции») является практически полное отсутствие единой и четко разработанной методологии. Создается впечатление, что соавторов объединяет лишь общая цель — любыми средствами доказать несовместимость святоотеческого богословия с идеей эволюции. И искусственное разнообразие, подчас — взаимная противоречивость этих средств, показывают малую вероятность того, чтобы за ними стояло цельное мировоззрение, которым и является учение Отцов о Творении.
 
Другое впечатление, а точнее, вывод, который напрашивается при прочтении книги: подобный опус мог появиться на свет только в пост-атеистическом обществе. При чтении трудно не прийти к заключению, что многие из авторов оказываются просто не в состоянии мысленно преодолеть старого пропагандистского стереотипа — представления, будто самостоятельным развитием природы доказывается несуществование Бога...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1289 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 27.08.2009

Сui prodest? (Кому выгодно?)
...Вопрос этой части статьи можно было бы сформулировать иначе: на чью мельницу, неосознанно или сознательно, льют воду православные «креационисты»? И, обозревая просторы интернета, трудно не увидеть, кто именно старается извлечь для себя выгоду из нового увлечения некоторых православных богословов. Это — «научные атеисты», для которых доставляет неописуемое удовольствие «щелкать» как орехи «креационные аргументы». Беспомощность «креационистов» в их попытках научно (а не с помощью громких фраз или устаревших сведений) обосновать свою позицию становится поводом для новой хулы на Православную Церковь...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1229 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 27.08.2009

Граф. Русский писатель. Крупный поэт-лирик. Автор многих стихов, романсов, сатирических баллад, повестей и драматических произведений. Среди наиболее известных: «Князь Серебряный», трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»...
 
...Позиция Толстого по отношению к теории Дарвина чрезвычайно интересна тем, что, относясь резко негативно ко всем коммунистическим и социалистическим направлениям, но, будучи человеком умным и широким, он вполне терпимо относился к подхваченной материалистами идее эволюции вообще и к дарвинизму в частности. То, что дарвинизм был немедленно взят на вооружение политическим противниками Толстого, нисколько не повлияло на объективное отношение поэта к новым научным открытиям...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1331 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Произведение Алексея Константиновича Толстого.
 
Правда ль это, что я слышу?
Молвят овамо и семо:
Огорчает очень Мишу
Будто Дарвина система...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1404 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Место человека в системе живой природы определил еще Карл Линней - известный шведский ученый XVIII столетия, автор первой научной классификации природы. Им был введен и термин "приматы", означающий "князья". В этот отряд на основании комплекса морфологических признаков был помещен вид, которому Линней придумал величественное имя Homo sapiens - Человек разумный. Так люди оказались в непосредственном соседстве с приматами, если иначе - с обезьянами. Присмотримся повнимательнее к этим соседям...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1214 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Летопись ископаемых свидетельствует о том, что человек появляется внезапно, или, как говорят ученые, сальтационно, с комплексом тех морфо-физиологических признаков, которыми он обладает и сегодня. Наш вид оказался "эволюционным сиротой" (по крайней мере - на данный момент). Если окаменелости не могут в деталях рассказать свою историю, то это означает одно - надо искать принципиально новые подходы для реконструкции событий отдаленного прошлого. И они были найдены...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1280 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

"…Если современный человек хочет истолковать Библию, он должен иметь мужество мыслить". Владимир Лосский

Какой же вывод может быть сделан после нашего экскурса по анналам истории научного поиска? Можно ли "примирить" идею творения человека Богом с данными современной антропологии? Думается, да. Но прежде надо осознать, что приход в мир человека - феномен не только материальный, но и духовный. На этом пути открываются новые горизонты...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1296 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... "Креационизм" приобрел немало сторонников среди различных протестантских групп, для которых принципиально важно доказательство возможности при знании грамматики простого и бесхитростного прочтения Библии, - на чем настаивал Лютер...
 ...Появившийся лет десять назад так называемый "православный креационизм" неожиданно стал своеобразным религиозным явлением со своей мифологией. Чувствуя, видимо, недостаточность своей позиции, часть современных "православных креационистов" объявила буквальное прочтение Шестоднева единственно православным, в котором "согласие Отцов", что, конечно же, не так...
 
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1480 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Впервые систематический и обстоятельный разбор ряда библейских книг с целью выяснения их происхождения мы находим у великого философа-материалиста XVII века Бенедикта Спинозы, в его книге "Богословско-политический трактат", вышедшей в 1670 г.
 
Спиноза натолкнулся на одно очень туманное высказывание Ибн-Эзры в его комментариях к Второзаконию: "За Иорданом и проч., лишь только уразумеешь тайну двенадцати – и Моисей написал также закон. И ханаанеин тогда был на земле; на горе божией будет открыто; потому также вот постель его постель железная; тогда узнаешь истину". На первый взгляд кажется, что здесь какая-то бессмыслица, пустой набор слов. Но ведь Ибн-Эзра сулил истину тому, кто разгадает загадку! Спиноза хотел найти истину и дал свое решение этой загадки. Разберем его и посмотрим, в какой мере оно правдоподобно...
Библейская критика | Просмотров: 1752 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... В начале XVIII века немецкий лютеранский пастор из г.Гильдесгейма Г.Б. Виттер, составляя комментарии к Библии, заметил, что, как уже отмечалось, в первых книгах древнееврейского подлинника Ветхого Завета бог далеко не всегда именуется одним и тем же именем: иногда он называется Яхве, в других случаях – Элохим.* Он обратил внимание также на то, что в Ветхом Завете есть много повторений, причем каждое из них представляет собой новый вариант, в деталях отличающийся от прежнего изложения...

Библейская критика | Просмотров: 1653 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

В научном исследовании Библии Велльгаузен сыграл исключительную роль. До сих пор его выводы о последовательности и времени написания главных книг Ветхого Завета лежат в основе исследования Библии. Как и большинство библейских критиков буржуазных стран, Велльгаузен не был атеистом; он был протестантским богословом. Когда вышло в свет его "Введение в историю Израиля", он был лишен профессорской кафедры богословия и стал преподавателем древневосточных языков. Разберем основные выводы, сделанные Велльгаузеном в результате его исследований...

Библейская критика | Просмотров: 2519 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Английским археологом Лэйярдом и итальянским археологом Ботта в середине XIX века были сделаны открытия, поразившие весь мир. Во дворце ассирийского царя Синаххериба (705-680 г. до н.э.) Лэйярд нашел огромную библиотеку клинописных надписей на глиняных табличках, собиравшуюся в свое время внуком Синаххериба Ашшурбанапалом (669-633 г. до н.э.). Таблички были отправлены в лондонский Британский музей, где их через двадцать лет расшифровал работник этого музея Джордж Смит. Результаты оказались сенсационными...

Библейская критика | Просмотров: 2069 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Уже за несколько веков до н. э. возникла легенда, согласно которой Пятикнижие все целиком было написано одним лишь Моисеем. Справедливость этого мнения не оспаривалась и христианами, т. к. долгое время не было оснований подвергать его сомнению. Когда же впервые были выдвинуты аргументы против этой легенды, многие восприняли их с исключительной враждебностью. Им казалось, что посягательство на авторство Моисея есть посягательство на авторитет самого Пятикнижия. Между тем религиозная значимость книги никак не может быть поколеблена из-за того, что она окажется написанной не одним, а несколькими авторами...

Библейская критика | Просмотров: 1296 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... «Древнему языку свойственна народно-поэтическая форма,— говорит Карташев. — В библейские книги включено много готовых кусков народной песенной литературы... А поэзия вообще, народная в частности немыслима без гипербол и фантазий... Девора поет, что «звезды с неба, с путей своих сражались» с Сисарой (Суд 5,20). Не только в этом случае, но и в сражении под Гаваоном Иисуса Навина с Амореями, когда было остановлено солнце (Ис. Навин 10,15), чтобы одной кучке сражающихся было удобнее добить другую, вовсе не нужно было беспокоить небесные светила и нарушить всю небесную механику. Это просто язык народной поэзии»...

Библейская критика | Просмотров: 1461 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... Как солнечный луч преломляется через многоцветный витраж готического собора, так и Божественное Откровение в Библии проходит через призму индивидуальной психологии 'ее авторов, которые принадлежали своему народу, своей культуре. Поэтому совершенно неправильно понимать многие места Библии (например, рассказ о сотворении мира и человека) буквально, не учитывая условий их написания, их преходящей исторической оболочки. Если же мы сумеем отделить эту оболочку от ядра, от самой сущности повествования, то перед нами откроется величественное и прекрасное учение о мире, человеке и Боге...

Библейская критика | Просмотров: 1325 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... Критика Нового Завета происходит под влиянием рационализма и деизма.  При помощи методов исторической науки исследователи пытаются определить, кем был Иисус Евангелий на самом деле и что Он в действительности делал. Термин «поиски исторического Иисуса» появился благодаря Альберту Швейцеру в 1906 году, когда он суммировал существовавшие до него попытки определить исторический образ Иисуса. В числе последовавших за Реймарусом на поиски следует назвать имена Шлейермахера, Баура, Штрауса, Ренана, Бауэра, Ритчла, Гарнака, Швейцера, Бультмана и др. Далее будут изложены поиски этих и других критиков...

Библейская критика | Просмотров: 1405 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... Герман Реймарус подверг критике весь библейский канон и заявил, что основание иудаизма и христианства являются ложными. Он утверждал, что портрет Христа в Евангелиях искажен Его учениками. Иисус, по Реймарусу, был простым иудеем, религиозным вождем, чье сознание о себе самом согласовалось с позднеиудейским представлением о Мессии. Он не намеревался вводить новое учение или новые церемонии, но хотел через покаяние Израиля установить Божье Царство на земле и тем самым освободить народ от политического гнета Римской империи...

Библейская критика | Просмотров: 2673 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... Согласно Шлейермахеру, Иисус не был Богочеловеком, по своей природе Он стоял не на много выше обычного человека. Главная уникальность Христа состояла в том, что Он имел полное и неповрежденное чувство абсолютного единства с Божественным. Шлейермахер видел во Христе сильно развитое чувство полной зависимости от бесконечного, в котором пребывало особое присутствие Божье. Это особое присутствие в Нем Бога так же могло бы быть названо пребыванием Божественности в человеческой природе. Именно этот факт, по Шлейермахеру, и был источником силы Иисуса...

Библейская критика | Просмотров: 1820 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... Баур обнаружил во всех книгах Нового Завета борьбу двух начал, двух противоположных тенденций. С одной стороны, была тенденция к тому, чтобы отделиться от иудейства, противопоставить Новый Завет Ветхому и, в частности, освободить христиан от исполнения огромной массы обрядов, установленных Ветхим Заветом. Эту тенденцию Баур связывает с именем апостола Павла и называет ее паулинизмом. Ей, по его мнению, противостоит в Новом Завете противоположная тенденция: не рвать с иудаизмом и с Ветхим Заветом, требовать от верующих выполнения ветхозаветной обрядности. Эта тенденция наиболее ярко обнаруживается во всем, что связано с именем и деятельностью апостола Петра, на основании чего Баур обозначил ее термином "петринизм"...

Библейская критика | Просмотров: 1780 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... Штраус не отрицал, что Евангелия содержат исторические факты, например: детство Иисуса в Назарете, Его крещение у Иоанна, избрание учеников, оппозиция фарисейству, проповедь о мессианском царстве, распятие на кресте и другие. Однако история, по Штраусу, служит всего лишь каркасом Евангелий,  содержание же каркаса есть миф. Поэтому исторические сведения о жизни Иисуса недостоверны, они поросли мифическими наслоениями, главная часть описания Христа – легенда...

Библейская критика | Просмотров: 1886 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... В основе работы Ренана «Жизнь Иисуса» лежит теория об эволюционном развитии мировых религий, где иудаизм и христианство не являются исключениями. Так, Ренан говорит о примитивной религии народностей Мексики и Африки, о более развитых религиях Вавилона, Китая, Греции и их влиянии на историю мира, а так же об иудаизме и исламе – религиях семитической расы, уходивших своими корнями к жизни Авраама, чье превосходство над другими религиями заключалось в антипатии к мистическим культам Сирии, в простоте повседневной жизни, в отсутствии храмов и в отношении к идолам не больше, чем к простым фигурам. В соответствии с этой теорией, Ренан говорит и об Иисусе как о личности, деятельность и поведение которого мотивировались эволюционным развитием Его мышления...

Библейская критика | Просмотров: 2027 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... Для Ритчла, страдания Христа на кресте – это не жертва за грех, но акт послушания Богу, имеющий своей целью изменить отношение людей к Нему, а не отношение Бога к человеку, как это утверждало ортодоксальное богословие. Таким образом, Христос, согласно Ритчлу, не является Богом, он называет Его таковым только в переносном смысле, где божественность Иисуса состояла в «совершенном общении с Богом» и совершенном единении с Его волей. Смерть Христа на кресте служит доказательством этому...

Библейская критика | Просмотров: 1256 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... Бауэр сделал вывод о том, что фактическим отцом христианства был не кто иной, как Филон Александрийский, а евангелие Иоанна – это религиозная популяризация философии Филона. Стало быть, фигура Христа и сказания, связанные с ней, не имеют реального исторического значения, это воплощенные в образах идеи филоновской философии...

Библейская критика | Просмотров: 3359 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... В своих утверждениях Энгельс основывается на том, что в Апокалипсисе больше, чем во всех других книгах Нового Завета, чувствуется связь первоначального христианства с иудейской религией. Христианство первоначально появилось как секта внутри иудаизма и только постепенно под влиянием ряда обстоятельств политического и идеологического порядка отпочковалось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию. Процесс этого отпочкования можно проследить по всем книгам Нового Завета...

Библейская критика | Просмотров: 3067 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... Евангелия были написаны, по Древсу, не как исторические произведения, а как религиозно-назидательные. Христианство противопоставляло себя остальным религиям, в том числе и прежде всего иудаизму. Последний располагал таким солидным для того времени орудием духовного воздействия, как Ветхий Завет. Христианство должно было противопоставить Ветхому Завету "что-нибудь равноценное, нет, даже более ценное и путем превращения в нем своего спасителя в одетую в плоть и кровь историческую личность поставить истинность своей веры вне всякого сомнения. Для этого были написаны евангелия" (А. Древс, Миф о Христе, стр.95.)...

Библейская критика | Просмотров: 2310 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... Главной задачей Гарнака во всех его трудах было показать, как заповеди Христа, не имевшие ничего общего с авторизированными церковными институтами и доктринами, оказались закованными в доктрины церкви. Он также хотел обосновать идею том, что для сохранения христианского учения в современном мире необходимо освободить его от догматических представлений о Боге и Христе, созданных для выживания религии в эллинистическом мире...

Библейская критика | Просмотров: 1491 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... Самым ценным в учении Иисуса, с точки зрения Швейцера, является то, что он, ожидая космической развязки, за короткое время успел сформулировать принципы своей этики. Это была этика "периода ожидания", исходящая из учения пророков. В проповеди Иисуса важна не ее иудейская оболочка, связанная с эсхатологией, а учение о любви. Освобожденное от исторически преходящего и дополненное этикой "благоговения перед жизнью", оно может стать мощным этическим импульсом для современного человечества...

Библейская критика | Просмотров: 2251 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Согласно Бультману, керигма в евангелиях была заключена в мифологическую оболочку, характерную для ментальности людей того времени. С точки зрения Бультмана, христианское вероучение в том виде, как оно представлено в Библии, не соответствует духовным запросам современного человека. Причина этому, по Бультману, то обстоятельство, что как Библия, так и церковь вещают о Боге на языке мифов, неадекватном менталитету людей 20 в.

Библейская критика | Просмотров: 1941 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) — искусство вести беседу, спор, от dialégomai — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий и как закон её познания, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение...

Философия и Психология | Просмотров: 7071 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Людвиг Фейербах (Feuerbach, 1804 – 1872) известен как материалист и критик религии. Однако суть его антирелигиозных убеждений заключалась в том, что на смену традиционным религиям должна прийти "религия" любви человека к человеку... 

Философия и Психология | Просмотров: 2909 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

В курсе лекций по философии религии Гегель разрешает противоречие между философией и теологией, и как только противоположность между обеими сторонами достигает той степени на которой каждая из них враждебно отталкивает от себя другую, возникает потребность в сближении, где бесконечное являло бы себя в конечном, а конечное - в бесконечном, и каждое из них составляло бы более особенного царства. Это было бы примирением чистого религиозного чувства с познанием и интеллектом...

Философия и Психология | Просмотров: 1876 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... В одной из поздних работ, «Религия в пределах только разума», Кант отмечает, что упование на загробное воздаяние и всесправедливейшего устроителя мира искажает чистоту морального мотива. Ведь нравственный долг не предполагает никаких дополнительных желаний и надежд. Иначе говоря, нравственный ригоризм Канта оказывается трудно совместимым с религиозным сознанием его современников...

Философия и Психология | Просмотров: 3272 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Гегель убежден в том, что религия является “одним из самых важных дел нашей жизни”, в религии прежде всего заинтересовано сердце. Подлинная, живая, “субъективная” религия выражается в чувствах и поступках. Ей противостоит или, точнее, в нее включена “объективная” религия, существующая в виде мертвого знания о боге. Если первую можно сравнить с живой книгой природы, то вторая - кабинет натуралиста, который умерщвляет насекомых, засушивает растения, заспиртовывает животных, укладывает в единую рубрику все то, что природа разъединяет, устанавливает единую цель там, где природа связывает узами дружбы бесконечное многообразие целей...

Философия и Психология | Просмотров: 1436 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009


1-50 51-82