Четверг
15.11.2018
16:31
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Путь в бесконечность
Главная Регистрация Вход
Религия и мир (статьи и видео) »
Поиск

Меню сайта

Категории раздела
Религия и мир [28]
Общественно-религиозные темы, отношения религии и общества
Религия и правозащита [5]
Защита прав человека и история репрессий верующих
Библейская критика [25]
Научное изучение Библии и поиски исторического Иисуса
Эволюционизм и религия [40]
Верующие о вопросах эволюции, теистический эволюционизм, критика фундаментализма
Познавательные темы [34]
Философия, психология, социология, разные познавательные темы

Другие разделы

Полезные ссылки
Другие полезные ссылки см. в каталоге через меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время жизни сайта

Главная » Статьи » Религия и современность » Эволюционизм и религия

В категории материалов: 40
Показано материалов: 1-40

Базовые основы по эволюции размещены в отдельном разделе, куда можно попасть по данной ссылке. Темы раздела:

  • Эволюция Вселенной
  • Биологическая эволюция
  • Свидетельства эволюции
  • Геология и палеонтология
  • История развития жизни по эпохам
  • Пути антропологии
  • Антропогенез
  • Первобытные люди
  • Опровергнута ли теория эволюции?
  • Эволюция и сотворение
  • Эволюционные альтернативы дарвинизма
  • Происхождение морали
  • Эволюция жизни (5-серийный фильм BBC)
  • 200-летие Чарльза Дарвина
Эволюционизм и религия | Просмотров: 76 | Добавил: Klara | Дата: 27.03.2007

Все началось с молекул. Каким-то непостижимым образом эти мельчайшие частицы навсегда изменили жизнь на нашей планете. В документальном фильме ВВС вы будете следить за этим процессом, шаг за шагом проходя через миллионы лет истории Земли. От начала зарождения жизни в океане и до сложных межвидовых отношений. Вы узнаете, как благодаря эволюции человек стал человеком. Почему наш организм устроен именно так, а никак иначе. И что позволило людям так грандиозно обогнать в развитии своих ближайших родственников — человекообразных обезьян.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 200 | Добавил: Klara | Дата: 27.03.2018

Годы, которые протекли со дня смерти о. Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955), были наполнены ожесточенными спорами, возникшими вокруг его имени. Книги этого выдающегося ученого, вышедшие посмертно, вызвали реакции, зачастую диаметрально противоположные. Если одни видели в нем нового Фому Аквината, соединившего науку и религию, то другие называли тейярдизм "мифологией", "пантеизмом", "уступкой материализму". Однако, как бы ни оценивать Тейяра и его миросозерцание, никто не может отрицать, что он - явление в высшей степени значительное и симптоматичное для нашего времени. Он отвечает на многие вопросы, которые волнуют сегодня мыслящих людей. Наука и религия, эволюция и грядущее преображение мира сплетаются в его "Феномене человека" в единое живое целое. Естествоиспытатель и священник, мыслитель и мистик, блестящий стилист и обаятельный человек - он как бы создан для того, чтобы стать властителем дум нынешних поколений. Католики гордятся им, коммунисты издают его книги, хотя и те и другие далеки от того, чтобы полностью принять его учение. Такова сила его притягательности.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 751 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

... В 1892 году Тейяр поступает в колледж Общества Иисуса, а когда через 7 лет оканчивает его, у него уже созрело решение вступить в Орден иезуитов. В 1900 году (в год смерти Вл. Соловьева) Тейяр уже новоначальный член Общества Иисусова, а через год приносит иноческие обеты. Тейяр продолжает свое образование, получает ученую степень. Наставники благословляют его на занятие естественными науками. Так монах становится ученым. Он принимает участие в экспедиции в Египет, где его окончательно пленяют геология и палеонтология. Этим сферам науки он останется верен до конца своих дней.

В мировоззрении Тейяра можно найти следы влияния разных мыслителей, преимущественно это французские философы. В своих идеях о единстве человечества он чем-то связан с Огюстом Контом ("Grand Etre"); на формирование идеи о "точке Омега" несомненно оказало воздействие "Будущее науки" Ренана; особенно ощутимо влияние Бергсона с его учением о "творческой эволюции". ...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 831 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

Умалчивая о начале мира (а что можно сказать об этом с точки зрения "феноменальной"?), Тейяр все же склонен к принятию теории "взрыва" и "расширяющейся Вселенной". В момент "взрыва" из вещества путем внезапной трансформации образуются устойчивые единицы элементарной материи. "Преджизнь", скрытая "радиальная" энергия, ведет материальный мир по пути усложнения. Эволюция начинается еще задолго до появления живых организмов. Ткань универсума несет в себе координацию внутреннего ("психического") и внешнего, структурного ("тангенциального"). Она является одновременно живой системой взаимосвязей, органическим (а не механическим) взаимопроникновением элементов.

Говоря об эволюции, Тейяр справедливо настаивает на том, что в настоящее время она перестала быть спорной гипотезой.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 603 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

Роль дарвинизма в умственной борьбе истекших ста лет весьма существенна. Мы уже говорили о том, как соотносятся между собой учения о творении и эволюции. Ниже будет рассмотрен вопрос о миросозерцании самого Дарвина. Одни считают его верующим, другие - атеистом. Кто же прав?

Материалы, которыми мы располагаем, мало удовлетворяют в качестве "психологического документа". Английская сдержанность и особенности личного свойства помешали Дарвину оставить после себя свидетельства о своей внутренней сокровенной жизни. Однако в "Автобиографии", сочинениях, письмах и записных книжках есть достаточный материал, чтобы составить представление о некоторых факторах, которые определили мировоззрение Дарвина.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 766 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

Кaковы движущие силы биологической эволюции?

Существуют двa принципиaльно рaзных подходa к ответу нa этот кaрдинaльный вопрос.

В соответствии с первым, феномен изменения форм живого есть случaйный процесс, определяемый двумя хотя и рaзными по сути, но при всем том — случaйными фaкторaми. Это хaотические мутaции и естественный отбор. Нa подобных предстaвлениях и основaны все версии дaрвинизмa, в том числе и сaмые cовременные. Жизнь есть лишь некий эфемерный ( нa фоне подaвляющих космологических мaсштaбов ) феномен, a вместе с тем и рaзум кaк космический фaктор есть тaкже нечто случaйное и преходящее.

Соглaсно второму подходу, процесс эволюции в своей основе зaкономерен, что проявляется дaже нa фоне множествa случaйных фaкторов. Эта концепция известна под названием номогенеза.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 666 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

В биологии долго господствовaло мнение, что системaтикa вторичнa по отношении к филогении. Если верить Дaрвину, генеaлогичесое дерево и есть единственнaя системa оргaнизмов. Но все больше и больше твердо устaновленных фaктов говорит о том, что тaкaя позиция не только не является единственно рaзумной, но и попросту невернa. Обосновaнию и подробному рaзвитию тезисa, что естественнaя системa форм живого имеет свои внутренние, вневременные, иммaнентные сaмой природе живого основaния, нaукa обязaнa клaссическим рaботaм Александра Александровича Любищевa ...

... Идеи Любищевa роли системaтики в прaвильном выборе между конкурирующими концепциями эволюции окaзaлись пророческими. Это стaло ясно именно сейчaс, когдa сообщество биологов нaчинaет постепенно осознaвaть фундaментaльное знaчение клaссических рaбот Сергея Викторовича Мейенa. ...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 659 | Добавил: Klara | Дата: 07.11.2013

Сравнительно недавно несколько богословов-любителей (в том числе и облеченных священным саном) издали книгу, в которой православные христиане были призваны восстать на борьбу с новой и ужасной ересью, имя которой — «эволюционизм». Книга «Шестоднев против эволюции» (М.: Паломникъ, 2000), плод коллективного труда и своего рода манифест, продемонстрировала своим появлением всю нелегкость и противоречивость того пути, когда святоотеческое богословие пытаются использовать для смертельной битвы с ветряными мельницами...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 890 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 28.08.2009

Одной из особенностей разбираемой книги («Шестоднев против эволюции») является практически полное отсутствие единой и четко разработанной методологии. Создается впечатление, что соавторов объединяет лишь общая цель — любыми средствами доказать несовместимость святоотеческого богословия с идеей эволюции. И искусственное разнообразие, подчас — взаимная противоречивость этих средств, показывают малую вероятность того, чтобы за ними стояло цельное мировоззрение, которым и является учение Отцов о Творении.
 
Другое впечатление, а точнее, вывод, который напрашивается при прочтении книги: подобный опус мог появиться на свет только в пост-атеистическом обществе. При чтении трудно не прийти к заключению, что многие из авторов оказываются просто не в состоянии мысленно преодолеть старого пропагандистского стереотипа — представления, будто самостоятельным развитием природы доказывается несуществование Бога...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1046 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 27.08.2009

Сui prodest? (Кому выгодно?)
...Вопрос этой части статьи можно было бы сформулировать иначе: на чью мельницу, неосознанно или сознательно, льют воду православные «креационисты»? И, обозревая просторы интернета, трудно не увидеть, кто именно старается извлечь для себя выгоду из нового увлечения некоторых православных богословов. Это — «научные атеисты», для которых доставляет неописуемое удовольствие «щелкать» как орехи «креационные аргументы». Беспомощность «креационистов» в их попытках научно (а не с помощью громких фраз или устаревших сведений) обосновать свою позицию становится поводом для новой хулы на Православную Церковь...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 999 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 27.08.2009

Граф. Русский писатель. Крупный поэт-лирик. Автор многих стихов, романсов, сатирических баллад, повестей и драматических произведений. Среди наиболее известных: «Князь Серебряный», трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»...
 
...Позиция Толстого по отношению к теории Дарвина чрезвычайно интересна тем, что, относясь резко негативно ко всем коммунистическим и социалистическим направлениям, но, будучи человеком умным и широким, он вполне терпимо относился к подхваченной материалистами идее эволюции вообще и к дарвинизму в частности. То, что дарвинизм был немедленно взят на вооружение политическим противниками Толстого, нисколько не повлияло на объективное отношение поэта к новым научным открытиям...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1158 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Произведение Алексея Константиновича Толстого.
 
Правда ль это, что я слышу?
Молвят овамо и семо:
Огорчает очень Мишу
Будто Дарвина система...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1164 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Место человека в системе живой природы определил еще Карл Линней - известный шведский ученый XVIII столетия, автор первой научной классификации природы. Им был введен и термин "приматы", означающий "князья". В этот отряд на основании комплекса морфологических признаков был помещен вид, которому Линней придумал величественное имя Homo sapiens - Человек разумный. Так люди оказались в непосредственном соседстве с приматами, если иначе - с обезьянами. Присмотримся повнимательнее к этим соседям...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1049 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Летопись ископаемых свидетельствует о том, что человек появляется внезапно, или, как говорят ученые, сальтационно, с комплексом тех морфо-физиологических признаков, которыми он обладает и сегодня. Наш вид оказался "эволюционным сиротой" (по крайней мере - на данный момент). Если окаменелости не могут в деталях рассказать свою историю, то это означает одно - надо искать принципиально новые подходы для реконструкции событий отдаленного прошлого. И они были найдены...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1061 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

"…Если современный человек хочет истолковать Библию, он должен иметь мужество мыслить". Владимир Лосский

Какой же вывод может быть сделан после нашего экскурса по анналам истории научного поиска? Можно ли "примирить" идею творения человека Богом с данными современной антропологии? Думается, да. Но прежде надо осознать, что приход в мир человека - феномен не только материальный, но и духовный. На этом пути открываются новые горизонты...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1004 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

... "Креационизм" приобрел немало сторонников среди различных протестантских групп, для которых принципиально важно доказательство возможности при знании грамматики простого и бесхитростного прочтения Библии, - на чем настаивал Лютер...
 ...Появившийся лет десять назад так называемый "православный креационизм" неожиданно стал своеобразным религиозным явлением со своей мифологией. Чувствуя, видимо, недостаточность своей позиции, часть современных "православных креационистов" объявила буквальное прочтение Шестоднева единственно православным, в котором "согласие Отцов", что, конечно же, не так...
 
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1238 | Добавил: Jeanne1 | Дата: 26.08.2009

Как вы полагаете, уважаемые читатели, может ли анафема (слово, вошедшее в употребление с IV века и означающее проклятие и отлучение от церкви) служить методом ведения научной дискуссии? Вам кажется, что вы знаете ответ, и ответ этот отрицательный. Однако не спешите. Заданный вопрос - отнюдь не риторический.

... Среди ученых-эволюционистов ведутся дискуссии о движущих силах, механизмах, причинах эволюции. Однако в основании идеи развития природы лежит столь солидный научный фундамент, что, безусловно, феномен эволюции может быть признан твердо установленным научным фактом.

А что же такое креационизм, да еще с устоявшимся определением «научный»?

Эволюционизм и религия | Просмотров: 999 | Добавил: Klara | Дата: 20.08.2009

В России появилось немало книг, посвященных критике дарвинизма. В основном это работы американских протестантских авторов-креационистов. Поскольку дарвинизм насаждался в советских школах и институтах, православные с радостью освобождения встретили эти книги и брошюры, пустили их в свои храмы и библиотеки. Но не слишком ли поспешно мы это сделали? Является ли в данном вопросе позиция американских фундаменталистов просто христианской, или же она имеет конфессиональное обоснование, причем такое, которое совсем не очевидно с точки зрения православной мысли?

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1745 | Добавил: Klara | Дата: 19.08.2009

Любимое хобби слишком многих людей в наших приходах, монастырях и даже в семинариях - это доказывать друг другу собственную архиправославность. Для этого занятия обличение "еретиков-эволюционистов" - повод весьма подходящий. ...В моем представлении вопрос о том, приемлем ли мы эволюционистское прочтение первых ветхозаветных страниц, или же толкуем их в рамках строгого креационизма - это не вопрос о понимании нами древнейших страниц нашей истории. Это вопрос о нашем будущем. Хотим ли мы видеть нашу Церковь миссионерски активной и открытой, или же всю церковную жизнь и мысль мы сводим лишь к повторению цитат из прошлых столетий?

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1063 | Добавил: Klara | Дата: 18.08.2009

Библия рисует космогенез как восхождение по ступеням от низшего к высшему, от неорганического - к человеку: этот процесс совершался опосредствованно. В Книге Бытия Бог не представлен "демиургом", мастером, формирующим изделия своими руками. Он придает творческую силу природным стахиям, "земле" и "воде", и те уже как бы спонтанно производят растительную и животную жизнь...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1818 | Добавил: Klara | Дата: 15.08.2009

Думается, нет необходимости доказывать, что человек глубоко отличается от окружающей его природы. Можно даже сказать, что расстояние, отделяющее корненожку от орангутанга, меньше, чем расстояние, отдаляющее орангутанга от Гёте. И никто не станет оспаривать того, что это колоссальное отличие заключается не в физическом строении и функциях тела; в этом отношении человек несомненно принадлежит миру природному и прочно с ним связан...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 964 | Добавил: Klara | Дата: 15.08.2009

... Вся эволюция, как и развитие нервного аппарата, есть, по словам Вл. Соловьева, "необходимый путь к совершенству. Никто же не станет доказывать, что моллюски или губка могут познавать истину или свободно согласовывать свою волю с абсолютным Добром. Значит, нужно было, чтобы вырабатывались в мире все более сложные и утонченные органические формы, пока не создана была такая форма, в которой может раскрываться сознание и желание совершенства... Капля живой протоплазмы, создание которой потребовало тоже немалых творческих сил, хотя и заключает в себе возможность человеческого организма, но осуществление этой возможности человеческого организма потребовало целого биологического процесса, весьма сложного и продолжительного" ...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1438 | Добавил: Klara | Дата: 15.08.2009

... Как относились христиане к теории происхождения человека? Первоначально учение о том, что "человек произошел от обезьяны", многих шокировало.  ...Постепенно стали понимать, что произошло недоразумение. "Убеждение, что человек имеет такое же естественное происхождение, как и остальные живые существа, так же не может быть во вред религии, как учение о вращении Земли" (Клаач Г. Происхождение и развитие человеческого рода. С. 364)...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1342 | Добавил: Klara | Дата: 15.08.2009

Тема нашей программы посвящена полувековому юбилею со дня кончины священника-иезуита, биолога, генетика Тейяра де Шардена. У нас в гостях сегодня биолог, генетик, преподаватель Лицея духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского Галина Леонидовна Муравник, преподаватель философии в Физтехе Иван Владимирович Лупандин, сотрудник Католической энциклопедии, физик Александр Сергеевич Горелов.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1277 | Добавил: Klara | Дата: 14.08.2009

Продолжение беседы о Тейяре де Шардене

Эволюционизм и религия | Просмотров: 891 | Добавил: Klara | Дата: 13.08.2009

Меня попросили прочесть книгу Томаса Хайнца "Творение или эволюция. Анализ теории эволюции в свете Священного Писания" и прокомментировать ее с научной точки зрения, сказать по возможности объективно: насколько серьезно можно относиться к научной аргументации креационизма. Предполагалось, что книга Хайнца может быть полезной для тех, кто ослеплен теорией эволюции, лежащей на пути к креационизму и, стало быть, религии...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1617 | Добавил: Klara | Дата: 12.08.2009

«НГ-религии» предлагает вниманию читателей интервью с американским эволюционистом Рональдом Намберсом, в котором он излагает свои взгляды на креационизм. Происходя из семьи адвентистов седьмого дня, Намберс был вынужден порвать с религией из-за своих научных убеждений. В то же время он сохранил уважение ко многим креационистам, считая их не менее образованными, чем сторонники теории Дарвина. Он автор книги «Креационисты», вышедшей в 1992 году и переизданной в США несколько лет назад. Намберс был президентом американского Общества церковной истории и является президентом американского Общества истории науки. Он доказывает, что противостояние науки и религии – не что иное, как современный миф, который служит как христианским фундаменталистам, так и светским ученым.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 1138 | Добавил: Klara | Дата: 10.08.2009

В апреле 2006 исполнился 51 год со дня кончины Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955). Французский ученый-богослов всю жизнь подвергался гонениям Католической Церкви. Собратья по вере восприняли его идеи лишь через двенадцать лет после смерти мыслителя.Богослов и философ, поэт и мистик, иеромонах-иезуит и известный антрополог – все это о нем...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 2259 | Добавил: Putnic | Дата: 15.02.2009

Н.М. Акуленко, П.В. Пучков.

Великая пря науки и христианства длилась много веков, озаренных кострами. Жгли ученых, жгли книги. Жгли иноверцев, несших христианам знания античных, иудейских и мусульманских ученых. Жгли бесценные античные рукописи. Жгли "ведьм", с их опытом врачевания, уходившим корнями в язычество. Еще чаще не жгли, а "только" изгоняли, заточали в монастыри, вынуждали отречься от "богопротивных" занятий... И на каждого физически пострадавшего приходились сотни запуганных, ибо ум и талант не всегда сочетаются с храбростью. Игра шла преимущественно в одни ворота. Ученые, "ведьмы", осевшие в христианских странах иноверцы никого, в общем, не убивали. Им оставалось только выживать и работать.

Результат известен. Современная цивилизация в материальной своей части создана выжившей европейской наукой. Миллионы людей пользуются опытом народного целительства, вошедшим в современную медицину. Еще сотни тысяч интересуются языческими духовными практиками, безоговорочно отрицавшимися средневековым христианством. Священные предания нехристианских религий стали, как и Библия, культурным достоянием всего человечества. Папа Римский признал, что Земля - шар. Еще один Папа Римский извинился за методы, которыми его предшественники вели войну за духовную гегемонию.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 739 | Добавил: Klara | Дата: 20.11.2008

И. И. Дзеверин, П. В. Пучков, И. В. Довгаль, Н. М. Акуленко.

...В "научном" креационизме особо активно направление, настаивающее на абсолютной истинности буквального толкования Библии. Его уместно назвать моррисианством, ибо оно детально сформулировано Г. Моррисом (1995), основавшим в 1972 г. центр фундаменталистской пропаганды - Институт креационных исследований в Сан-Диего (США, Калифорния). Моррис и его ближайшие сторонники - протестанты, но весьма сходные взгляды поддержаны некоторыми православными (Роуз, 1997; Алферов, 1998; Шестоднев…, 2000) и мусульманскими (Харун Яхья, 2000) апологетами.

Ключевые пункты фундаменталистского взгляда на мироздание (упомянутые работы; см. также: Головин, 1999а, 1999б; Сарфати, 2001; Тэйлор, 2000; Хэм и др., 2000; и мн. др.) таковы. История сотворения мира, описанная в книге Бытия, полностью соответствует действительности: мир сотворен в идеальном и законченом виде за 6 буквальных дней (т.е. 12 или 24 часа каждый) 6 тыс. или, самое большее, 10 тыс. лет назад; все чудеса Ветхого и Нового Заветов действительно имели место; до грехопадения Адама и Евы люди и все "животные с кровью" не страдали и не умирали; их смерть и страдания начались после этого грехопадения и были им вызваны; Всемирный Потоп состоялся за один год где-то между 8-ю и 4-мя тыс. л. до н. э.

Библия имеет, по мнению моррисиан, приоритет перед результатами научных исследований...

Креационисты утверждают, что эмпирические научные данные полностью подтверждают их учение, а не эволюционизм. Так ли это?

Эволюционизм и религия | Просмотров: 762 | Добавил: Klara | Дата: 18.11.2008

П. В. Пучков, И. И. Дзеверин, Н. М. Акуленко.

Нет нужды доказывать, что Библия - выдающийся памятник культуры, имеющий колоссальное значение для теологов, историков, этнографов, искуcствоведов, наконец, просто для верующих трех великих религий. Но религиозным фундаменталистам этого мало. Они считают, что Библия еще и (и даже прежде всего!) есть истина в последней инстанции для любой науки. В последние годы они особо активизировались на постсоветском пространстве.

Важное их оружие в битве за умы (а значит - и за влияние в будущем обществе) - перевод на русский язык множества книг, брошюр, радиопрограмм и видеофильмов, где "научно" доказывается "буквальная истинность каждого слова Библии" (напр.: Бартц, 2000; Тэйлор, 2000; Хэм и др., 2000). Сетуя на зашоренность светской науки, опирающейся на эволюционную идею, авторы этих книг противопоставляют ей систему взглядов, которую мы называем для краткости моррисианством, ибо она наиболее широко аргументирована Г. Моррисом (1995). Основные положения этой формы креационизма кратко прокомментированы в других статьях настоящего номера. Здесь мы хотели бы рассмотреть "научные" выводы и интерпретации, к которым пришли моррисиане в профессионально близкой нам области: зоологии и наиболее тесно связанных с ней разделах общей биологии.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 731 | Добавил: Klara | Дата: 18.11.2008

И. И. Дзеверин, П. В. Пучков.

Моррисианством мы именуем для краткости форму креационизма (идеи сверхъестественного творения живых существ в почти или вполне готовом виде), обоснованную Г. Моррисом (1995) и его последователями (напр., Хэм и др., 2000; Тэйлор, 2000; Сарфати, 2001; и мн. др.). Похожие взгляды развиваются и другими течениями креационизма (см., напр., Жизнь…, 1992; Харун Яхья, 1999; Шестоднев…, 2000), но все же моррисианство - наиболее разработанная из креационистских концепцией. Суть учения моррисиан, его общемировоззренческие аспекты, примеры недобросовестного обращения с фактами, несостоятельность их гео- и палеонтологической аргументации рассмотрены в других статьях этого выпуска. Здесь анализируется, справедливы ли их утверждения о несостоятельности неонтологических доказательств эволюции.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 700 | Добавил: Klara | Дата: 11.11.2008

П. В. Пучков, И. И. Дзеверин.

Религиозные апологеты, в особенности радикальные "научные" креационисты Г. Моррис и его соратники (которых мы для простоты называем моррисианами), настаивают, что буквальное толкование Библии, полностью подтверждается данными современной науки (Моррис, 1995; Юнкер, Шерер, 1997; Тэйлор, 2000; Хэм и др., 2000; Сарфати, 2001; и мн. др.). Насколько согласуются с фактами такие их положения, как юный возраст Земли, одновременное возникновение разных форм жизни, отсутствие "переходных звеньев", отрицание дарвиновского понимания неполноты геологической летописи, ее возможностей и ограничений для восстановления истории жизни? 

Эволюционизм и религия | Просмотров: 607 | Добавил: Klara | Дата: 10.11.2008

П. В. Пучков.

В доктрине современного "научного креационизма” (Моррис, 1995; Юнкер, Шерер, 1997; Тэйлор, 2000; Хэм и др., 1993, 2000; Гипотеза…, 2000) история Всемирного Потопа занимает одно из центральных мест. Утверждается, что Творец ниспослал в наказание за грехи наших предков всемирное наводнение, и библейский рассказ об этом событии полностью соответствует действительности. Радикальные креационисты Г. Моррис и его соратники (которых мы для простоты называем моррисианами) решительно не согласны с учеными, которые "рассматривают Потоп как событие местного масштаба, а то и вообще утверждают, что никакого Потопа не было. Но если бы они рассмотрели факты с библейской точки зрения, им бы открылись многочисленные свидетельства Потопа” (Хэм и др., 2000, с. 149). Потоп объясняет порядок появления высших систематических групп в летописи окаменелостей, редкую встречаемость переходных форм, стабильность высших групп – явления, объяснить которые теория эволюции якобы не может (Гипотеза…, 2000, с. 234).

Следовать библейскому учению о Потопе важно, однако, не только для этой жизни, но и для будущей: "осознание реальности Божьего суда водой должно постоянно напоминать нам о неизбежности грядущего Суда – огнём (2 Пет. 3: 3-13). Готовы ли мы к нему? Ведь тех, кто не во Христе, ожидает гнев Божий (Иоан. 3: 36)” (Хэм и др., 2000, с. 158). Поэтому креационистская концепция Всемирного Потопа заслуживает самого внимательного изучения и обсуждения. Попытку такого обсуждения представляет собой настоящая статья.

Эволюционизм и религия | Просмотров: 570 | Добавил: Klara | Дата: 08.11.2008

... Читатель спросит с удивлением: разве наука не одинакова для всех стран? Отвечу: нет, одинакова только ее аппаратная часть, а идейная может различаться радикально. Примеров не счесть. Так, американцы не различают эволюцию и дарвинизм. Казалось бы, это невозможно: все знают хотя бы про ламаркизм (он основан на двух главных утверждениях: 1) вид приспосабливается к условиям жизни благодаря активности каждой особи; 2) организмам свойственно стремление к усложнению). Даже если ламаркизм неверен, он существует и уже одним этим показывает, что дарвинизм - лишь одно из объяснений эволюции, а не она сама. Российский дарвинист, даже заядлый, легко это понимает, а многие-многие американцы - нет. Поэтому всякое указание на какой-либо изъян дарвинизма они воспринимают как признание "шести дней Творения" (креационизма). Неправдоподобно? Да, но примеров этого премного...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 669 | Добавил: Klara | Дата: 04.11.2008

Номогенез - это эволюция на основе закономерностей. Если дарвинизм и ламаркизм полагают всякое сходство либо свидетельством общего происхождения, либо итогом независимого приспособления, то номогенез утверждает другое: всякое сходство - результат общности законов формообразования, если не доказано иное. Предложил термин и выпустил первую книгу "Номогенез" петроградский зоолог и географ Лев Семенович Берг (1922), но основу номогенеза заложил американский палеонтолог Эдвард Коп (E.D. Cope, 1840-1897) теорией гомологических рядов...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 653 | Добавил: Klara | Дата: 04.11.2008

В последние несколько лет вновь стали слышны голоса креационистов - тех, кто не признает эволюцию и утверждает, что мир создан Богом в том виде, какой мы наблюдаем ныне. Поскольку отрицать сам феномен эволюции затруднительно, креационисты сосредоточили свой пафос на ниспровержении одного-единственного эволюционного учения - дарвинизма. Им кажется, что падение дарвинизма будет означать падение идеи эволюции вообще. Так ли это?

Эволюционизм и религия | Просмотров: 636 | Добавил: Klara | Дата: 04.11.2008

... Вряд ли креационист, даже самый дремучий, станет утверждать, что Бог сам, лично, руководит процессами, ежеминутно текущими, и притом одинаково, внутри всех особей всех видов организмов. Такая вечная рабская работа противоречила бы его величию, поэтому даже креационисты согласны, что эти процессы текут по единым законам природы, в ход которых Бог не вмешивается. Но если в таком процессе рождается новый ген, значит, и эволюция, понимаемая как преобразование генетических систем, происходить может. Ее и надо исследовать, а не спорить о том, кто прав - Моисей или Дарвин. Вполне достаточно той активности, которая действует на всех уровнях мироздания - независимо от того, считать ее божественной или нет...

Эволюционизм и религия | Просмотров: 649 | Добавил: Klara | Дата: 04.11.2008

В США вышло новое, переработанное и существенно дополненное издание книги «Наука, эволюция и креационизм»
... один из эволюционистов-классиков, Феодосий Григорьевич Добржанский (1900–1975), по словам его ученика Франсиско Айалы (который возглавляет авторский коллектив книги «Наука, эволюция и креационизм»), был верующим — православным христианином, сам же Айала — католик и даже получил богословское образование. Для этих двоих, как и для многих других ученых, научный опыт не сделал религию несущественной, как, впрочем, и религия не помешала им заниматься наукой и многого в ней достичь...
Эволюционизм и религия | Просмотров: 1371 | Добавил: Putnic | Дата: 13.02.2008

Перевести

Избранные страницы

Моя сеть
ОСНОВНЫЕ САЙТЫ


Социальные сети
Мои тематические страницы в социальных сетях

Страница в Фейсбуке: Прогрессивная религия

Страница в ВКонтакте: Независимый исследователь
Страница в Google+: Прогрессивная религия

Моя рассылка
Изучение религии в современном мире: Религиоведческий, социологический, культурно-исторический взгляд.